У России два флагманских проекта: среднемагистральный лайнер Sukhoi SuperJet-100 и МС-21. Первый уже совершает регулярные коммерческие рейсы. Второй существует только в виде натурного макета пассажирского салона и пилотской кабины. Но этот факт ничуть не смущает потенциальных покупателей.
Так, крупнейший в мире авиаперевозчик-дискаунтер Ryanair уже направил в Объединенную авиастроительную корпорацию предложение о покупке 200 самолетов МС-21. Ранее 25 таких лайнеров заказала малайзийская лизинговая компания CrecomBurjBerhad. Кроме того, у ОАК есть несколько предварительных соглашений с российскими перевозчиками, в том числе «Аэрофлотом».
В корпорации «Иркут», где создается машина, говорят о том, для авиакомпании самолет — средство для зарабатывания денег. Поэтому в концепцию МС-21 были изначально заложены технические решения, делающие его эксплуатацию на 20% эффективнее, чем у ближайших конкурентов — европейского Airbus A320 и американского Boeing 737.
Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближнесреднемагистральных пассажирских самолетов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. Семейство включает три самолета: МС-21-200 (150 мест), МС-21-300 (181 место), МС-21-400 (212 мест). Для каждой модификации МС-21 предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной дальностью (5000 км). В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии самолетов с дальностью до 7000 км.
— Мы начали практическое проектирование машины, — сообщил в Ле-Бурже «Известиям» глава «Иркута» Алексей Федоров. — В 2014 году начнем ее летные испытания.
Американская DeltaAirlines направила в «Гражданские самолеты Сухого» запрос на покупку 100 Sukhoi Superjet100. Ранее были заключены две сделки на поставку 12 лайнеров для итальянской BluePanoramaAirlines, еще столько же приобретет индонезийский чартерный перевозчик SkyAviation. Весь же пакет заявок на новый российский лайнер сейчас составляет 170 машин.
Правда, аналогичные предложения от американцев получили и другие крупнейшие производители авиатехники в мире, в том числе американская Boeing, европейский Airbus, бразильская Embraer и канадский Bombardier.
В ходе салона глава ОАК Михаил Погосян сообщил, что надеется на скорую сертификацию машины по европейским нормам, что скажется на ее продвижении в Европе и Америке. Присутствующий на выставке Superjet под бортовым номером «005» после завершения аэрокосмического салона как раз и будет направлен на сертификацию во французский Тулон.
Не менее впечатляющих успехов добились и наши вертолетчики. Представитель госкомпании «Рособоронэкспорт» Сергей Корнев сообщил о подписании на салоне контракта с Индией на поставку 80 российских вертолетов Ми-17. Ранее компания подписала контракт с командованием армии США на поставку ВВС Афганистана 21 многоцелевого военно-транспортного вертолета Ми-17В5 на общую сумму в $367,5 млн.
Ми-17 — глубокая модернизация самого массового в мире вертолета Ми-8. Их выпущено около 8 тыс. штук. Очередь на эти машины стоит на 3 года вперед.
Машина прекрасно зарекомендовала себя за годы эксплуатации в самых разных условиях. Благодаря своим характеристикам Ми-8 и Ми-17 намного лучше и легче управляются в условиях высокогорья, чем большинство западных аналогов. Вертолет неприхотлив в обслуживании, а главное — может легко модифицироваться под различные условия применения.
В этом плане наиболее новаторским выглядит вертолет Ка-226. Один из возможных покупателей — Дели. Это не просто вертолет, а робот-трансформер как будто из комикса. За пилотской кабиной в отличие от обычных вертолетов у него не грузопассажирский салон, а стыкуемый модуль. Всего их может быть несколько видов: от VIP-салона, отделанного дорогой кожей, до обычного пассажирского или специального медицинского для перевозки на носилках двух пострадавших вместе с двумя врачами. А если модуль не стыковать, то машина может легко перевозить под брюхом небольшие контейнеры. По словам заместителя главного конструктора фирмы «Камов» Вениамина Касьяникова, замена одной кабины на другую силами двух-трех человек занимает не более двух часов.
Согласно ежегодному отчету компании Boeing, в ближайшие 20 лет мировой авиаиндустрии понадобится 33,5 тысячи новых самолетов общей стоимостью в $4 трлн. Михаил Погосян утверждает, что в 2014—2018 годах выручка ОАК составит 60 миллиардов долларов, а клиенты компании получат 1360 самолетов. В период с 2019 по 2025 год выручка корпорации составит 176 миллиардов долларов, а поставки составят 2823 самолета.



