Президент РФ Дмитрий Медведев сегодня сообщил о том, что Минтрансу дано поручение проработать вопрос о запрете эксплуатации Ту-134 со следующего года. Он подчеркнул, что речь идет только о регулярных рейсах.
«Полагаю, что если говорить о регулярных транспортных сообщениях, о регулярных рейсах на Ту-134, то, может быть, нужно было бы сделать так, чтобы уже со следующего года они не летали вообще. Что касается чартерных рейсов – это немного другая ситуация, и там несколько иные правила», – уточнил президент РФ.
Заявление главы государства прозвучало вскоре после трагедии под Петрозаводском: Ту-134 разбился, не долетев до аэродрома всего километр. Первоначально среди версий звучала неисправность самолета, однако сейчас основной предварительной причиной катастрофы называют человеческий фактор. «Последнее слово» должны сказать специалисты, а пока президент предложил не связывать инициативу вывода Ту-134 из парка авиакомпаний с этой трагедией.
Вывод Ту-134 из авиапарка РФ будет ускорен
Однако эксперты не считают, что слова Медведева продиктованы исключительно временем и возрастом «Тушек».
«Подобного заявления от главы государства можно было ожидать, и очевидно, что оно носит более психологический, чем практический характер, - считает главный редактор авиационного портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. – Если было бы ясно, что катастрофа произошла из-за отказа техники, то это заявление прозвучало бы в тот же день».
Ту-134 – один из самых массовых самолетов, выпущенных в СССР. До 1984 года, когда он был снят с производства, на крыло встало более 800 таких самолетов. Сейчас, по оценкам экспертов, в авиапарках российских перевозчиков находятся сто Ту-134 разных модификаций. Среди крупных эксплуатантов – Utair (28 самолетов Ту-134А). От одного до десяти таких судов у «Авиалиний Дагестана», «РусЛайна», «Оренбургских авиалиний», «Когалымавиа», «Ижавиа». Есть самолеты Ту-134 и в специальном летном отряде «Россия», который подчинен управделами президента и занимается воздушными перевозками высших должностных лиц государства.
Зачастую «Тушки» используются для выполнения чартеров, в деловой авиации, а также для выполнения VIP-рейсов. Такие самолеты отличают особая компоновка и интерьер салона, в котором создаются максимально комфортные условия для полета. Для этих целей, в частности, используют свои самолеты «РусЭйр», «Меридиан», «Самара» и другие авиакомпании, в том числе не специализирующиеся на бизнес-авиации.
Многие авиаперевозчики в последние годы и без указаний сверху стали выводить из эксплуатации Ту-134. Например, эти самолеты уже не используют в «Аэрофлоте». ГТК «Россия», базовый авиаперевозчик аэропорта Пулково, вывела его из эксплуатации в апреле 2009 года. Однако это объясняется не техническими характеристиками и серьезным возрастом «Тушек», а тем, что самолеты потребляют много топлива.
«К выводу Ту-134 из эксплуатации мы готовимся более трех лет, реализуя масштабную программу модернизации флота воздушных судов. Мы поэтапно сокращаем количество Ту-134 в парке, но делаем это, прежде всего, по экономическим соображениям, – пояснил «БалтИнфо» начальник службы по связям с общественностью ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» Юрий Мушихин. – Самолеты новой генерации позволяют значительно уменьшить эксплуатационные расходы, затраты на топливо и воздействие на окружающую среду».
По экономическим же соображениям не стоит вводить и запрет на эксплуатацию Ту-134, уверены эксперты. Как отмечает Роман Гусаров, зарубежные производители могут предложить нашему рынку свои модели в качестве альтернативы Ту-134. А отечественный авиапром – только «Сухой Суперджет 100» или Ан-148.
«При этом пока непонятно, в каких объемах будут производиться эти самолеты», – отмечает эксперт. Например, в этом году планировалось выпустить 17-18 «Сухих», а на деле в эксплуатацию передано только 2 авиалайнера. «И очередей за «Сухими» пока не наблюдается», – отмечает Гусаров.
Кроме того, не все авиакомпании, использующие Ту-134, смогут в принципе потянуть покупку новых самолетов. Как правило, такая техника приобретается в лизинг. Эта схема оправдана, если борт совершает несколько рейсов в день. Далеко не каждый авиаперевозчик имеет столько направлений, чтобы можно было ежедневно использовать новый самолет. На это, кстати, указал и вице-премьер Сергей Иванов, заявивший на днях журналистам, что запретить полеты «Тушек» – самое легкое решение, но тогда авиакомпаниям будет не на чем летать.
Еще один аргумент «против» лежит на земле: аэропорты и аэродромы во многих российских регионах, куда чаще всего летают небольшие самолеты, не приспособлены для новой техники.
«При выводе Ту-134 из эксплуатации необходим ответ на главный вопрос – на чем выполнять полеты в многочисленные аэропорты российского Северо-Запада и Сибири? Их взлетно-посадочные полосы не приспособлены для обслуживания современных российских и зарубежных самолетов», – отмечает Юрий Мушихин.
Эксперты подчеркивают, что Ту-134 остается не только самым популярным, но и одним из самых надежных в истории гражданского самолетостроения СССР и России. Главное – поддерживать авиапарк в нормальном техническом состоянии и не забывать о подготовке экипажей.
«Процедуры поддержания летной годности и подготовки летного состава, отработанные нашей дочерней компанией «ЮТэйр-Экспресс» (а это крупнейший эксплуатант Ту-134 на постсоветском пространстве), позволяют с уверенностью говорить о возможности дальнейшей безопасной многолетней эксплуатации этого самолета», – уверен Мушихин.
«Действительно, если посмотреть на статистику авиакатастроф, то можно заметить, что крупные катастрофы чаще происходиле из-за человеческого фактора», – подтверждает Роман Гусаров. Поэтому, по его мнению, из этих трагедий выводы надо делать далеко не только по качеству отечественных самолетов. «Внимание следует обратить в первую очередь на тренировку и подготовку пилотов», – считает эксперт.
Ближнемагистральный самолет Ту-134 был разработан в начале 1960-х годов в ОКБ имени Туполева, серийно выпускался с 1965 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. Самолет поставлялся на экспорт в страны социалистического лагеря. В начале 2000-х его эксплуатация была запрещена в Европе из-за ужесточения ограничений по шуму. По этой же причине в текущем году Росавиация запретила принимать самолеты «Ту» и ряд других типов самолетов в ночное время в столичных аэропортах. Так, Внуково отказалось от приема шумных авиалайнеров с марта, Шереметьево – с июня. В Пулково таких ограничений вводить не планируется.
По данным открытых источников, на начало 2011 года было потеряно 72 самолета типа Ту-134. Из них девять – в результате боевых действий, один – из-за теракта в 2004 году.



