Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дели выбрал «летающие грузовики» к сожалению, не российского производства


28 июня 2011 года Кирилл Белов, ВПК


Индия модернизирует военно-транспортную авиацию: на смену Ил-76 и Ан-32 приходят C-17. Почему же выбор не пал на наши новые машины?

Индийские военные подписали с Boeing контракт стоимостью 4,1 миллиарда долларов на поставку в 2013–2014 годах 10 тяжелых транспортников C-17A Globemaster III. В России, привыкшей к тому, что большая часть авиапарка ВВС Индии – наша «поляна», довольно болезненно воспринимаются любые чужие успехи на этой ниве. Такие, например, как триумф европейцев, чьи средние истребители вышли в финал индийского тендера. Но что мы могли бы предложить нашим давним партнерам по ВТС?
 
Американцы на входе...

Сообщения о том, что Дели планирует приобрести за океаном пять C-17 за 1,7 миллиарда долларов, появились осенью 2009-го. Через год во время визита в Индию президента Обамы было подписано предварительное соглашение о поставке уже не пяти, а десяти «Глоубмастеров».
 
Сумма сделки не оглашалась. Это, во-первых, явно свидетельствовало о напряженном торге, а во-вторых, о том, что изначальная цена, выставленная американцами, вряд ли воспринималась сторонами как окончательная. Подтвердилось данное предположение в апреле сего года, когда топ-менеджеры «Боинга» публично опровергали появившуюся в прессе цифру 5,8 миллиарда долларов. А в качестве догадок фигурировал диапазон от 4 до 7 миллиардов.
 
Наконец, к июню все разрешилось. Индийцы жестко настояли на своем: покупка С-17 обойдется им в 4,1 миллиарда долларов. При этом в стандартных условиях офсета Дели не сдвинулся ни на пядь: 30 процентов от объема контракта должно быть реинвестировано «Боингом» в промышленность Индии. Попутно индийская сторона недвусмысленно указала на крайнюю потребность в стенде для проведения высотных испытаний авиадвигателей и аэродинамической трубе, способной работать на сверхзвуковых режимах. Кстати, довольно уверенно звучат голоса, утверждающие, что эта десятка самолетов станет не последней партией C-17 и общее их количество в ВВС Индии достигнет 16–18 машин.
 
Дели последовательно «рассаживает» игроков, желающих вкусить пирога индийского оружейного рынка. К примеру, тех же американцев вместе с россиянами довольно жестко выставили с конкурса по среднему истребителю. Однако, как видим, это не помешало РСК «МиГ» продолжать работы, связанные с поставками палубных МиГ-29К и модернизацией сухопутных «29-х» в версию МиГ-29UPG.
 
«Боинг» же после провала «Супер Хорнета» обрел контракт на «Глоубмастеры». Не забудем также, что корпорация передает Индии противолодочные самолеты P-8 Poseidon (до 2013 года Дели получит 12 «Посейдонов»).
 
...А русские – на выход?

В основном индийская военно-транспортная авиация (246 самолетов) использует машины советского производства (105 – Ан-32, 24 – Ил-76). Они же полностью закрывают нишу крупных «летающих грузовиков». Но в связи с их постепенным выводом из состава ВВС потребовалась замена.
 
Более легкие Ан-32, разработанные некогда специально для Индии и поставлявшиеся ей в 1984–1991 годах, ныне проходят модернизацию на Украине. Буквально недавно ВВС Индии вернули первую пятерку самолетов – уже в версии Ан-32RE. Замена навигационного оборудования и части БРЭО позволит модернизированным машинам послужить в индийской авиации еще какое-то время. В дальнейшем, если верить индийским военным, часть их будет списана в пользу все тех же «Глоубмастеров».
 
Возникает закономерный вопрос: почему отдано предпочтение американцам, а не нам? Тому – масса причин.
 
Для начала следует отметить, что имеющиеся в ВВС Индии советские транспортные самолеты являются «уходящими». В большей степени это касается Ил-76, поскольку в данный момент эти машины ни в России, ни в бывших республиках СССР не строятся: Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова, называя вещи своими именами, «разукомплектовано» в пользу российского завода в Ульяновске. Там планируется поставить в серию новые самолеты Ил-476, но до этого еще слишком далеко.
 
То же самое касается и Ан-32. Заменить его изначально планировалось так называемым MTA – опять-таки разработанной специально для Индии версией проекта среднего транспортника Ил-214. Но годы идут, а проект и ныне там. Ил-476 в отличие от него уже хотя бы готовят к выпуску.
 
Обычно принято говорить, что индийцы покупают самолет в несколько раз дороже, чем привычный Ил-76. И формально это действительно так: сейчас один такой транспортник (без дополнительных услуг и поставок) можно по итогам иорданского контракта на Ил-76МФ-ЭИ осторожно оценить в полсотни миллионов долларов. С учетом интеграции большого количества западной авионики и БРЭО от самых разных производителей (традиционное требование индийцев) – до 70–75 миллионов.
 
Но здесь сразу возникает несколько тонкостей. Во-первых, Индия покупает самолет почти с полуторакратным перевесом в грузоподъемности. Во-вторых, заказана машина с куда более современным оборудованием, причем как в части авионики и прочего пилотского «хайтека», так и в чисто конструктивном исполнении салона-«трансформера», позволяющего быстро и эффективно работать с разными типами грузов. В-третьих, Ил-476 довольно сильно подрастет в цене, когда сойдет со стапеля, и соблазнительный спред между нашим и американским технико-коммерческими предложениями сократится.
 
И, наконец, главное. За большие или небольшие деньги, но сейчас заказывать у России в сущности нечего. Раньше Ил-76 выпускали в Ташкенте, и существовали вполне радужные до поры до времени планы интеграции АПО имени Чкалова в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Но история уже упоминавшегося иорданского контракта, чуть было не сорванного обеими высокими производящими сторонами, кивающими друг на друга, на фоне четко проявленного нежелания узбекских властей отдавать завод в руки российских менеджеров закончила судьбу этого предприятия. По ряду данных, сейчас там намереваются оборудовать несколько цехов под отверточную сборку автомобилей.
 
Новый ульяновский Ил-476 осторожно планируется к постановке в серию в 2012 году, и пока он не рассматривался Дели как альтернатива при обновлении авиатранс-портного парка. Но совершенно не исключено, что самолет еще поборется за место в ВТА Индии. Основания для надежды есть. Имеются в виду традиционная привычка индийцев «диверсифицироваться» и очень хорошая практика использования «старших братьев» Ил-76, накопленная индийскими летчиками. Однако для этого придется сделать машину как минимум не хуже в эксплуатации, чем «Глоубмастер», к моменту гипотетических поставок Дели уже будет с чем сравнивать. А легкость в эксплуатации и управлении «в сравнении с Ил-76» индийцы ставили в качестве одного из условий при выборе С-17.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer