В 2011 году авиакомпании получат $4 млрд чистой прибыли – более чем в 2 раза ниже предыдущей оценки в марте, ожидают в Международной ассоциации воздушного транспорта. По сравнению с 2010 годом прибыль снизится в 4,5 раза, а рост дохода составит всего 7,9%, до $598 млрд. Операционная прибыль сократится с $30,2 млрд до $11,7 млрд. А затраты возрастут с $524 млрд до $586 млрд. Более половины совокупной прибыли мировых перевозчиков – $2,1 млрд – получат авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона. Североамериканские компании заработают $1,2 млрд, европейские – $500 млн, ближневосточные, латиноамериканские и африканские – по $100 млн.
Основная причина ухудшения прогнозов – рост мировых цен на нефть. IATA ожидает среднегодовую цену $110 за баррель, что на 38,5% выше, чем в прошлом году. Схожие темпы роста в 2008 году отбросили мировую авиацию в убыток – тогда рост цен на нефть на 35,6% привел к увеличению доли затрат на топливо в общей структуре с 28% до 33%. Сейчас же ассоциация ожидает, что эта доля вырастет с 26% до 30%. "В 2001 году, чтобы быть прибыльными, нам нужна была нефть дешевле $25 за баррель. Сегодня мы надеемся на небольшую прибыль с ценой $110 за баррель",– отмечает глава IATA Джованни Бисиньяни.
Подорожание топлива вынудит компании повысить стоимость билетов. Поэтому IATA снизила и прогноз роста пассажиропотока с 5,6% до 4,4% (до 2,8 млрд человек) по итогам года. Число пассажиров, чувствительных к цене, за январь-май уже сократилось на 3-4%, а темпы роста премиум-сегмента, хотя и составят в этом году 5-6%, будут ниже прошлогодних. На пассажиропотоке также негативно скажутся и неценовые факторы: землетрясение в Японии, политическая нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Украинские авиакомпании сейчас только восстанавливаются после кризиса. В I квартале, несмотря на "низкий сезон", в Украине рекордно выросли пассажирские международные авиаперевозки. Рост составил 54%, до 792,8 тыс. пассажиров. "Несмотря на высокую стоимость топлива и визовые барьеры для наших граждан, украинские авиакомпании сейчас на подъеме",– констатирует пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. По данным Ассоциации европейских авиаперевозчиков, авиакомпания увеличила международные перевозки в I квартале на 17,5%, до 201,6 тыс. пассажиров.
Со временем рост цен на нефть может отразиться и на украинских перевозчиках, не исключают в "АэроСвите". "Между повышением цен на нефть и подорожанием топлива пройдет какое-то время. Пока мы не можем прогнозировать, как изменится цена перелетов",– отмечает помощник генерального директора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый. Сейчас авиакомпании сосредоточились на открытии новых направлений после сокращения их количества в кризис, что в итоге увеличит убытки в текущем году, говорили ранее Ъ эксперты. "Сейчас затраты на открытие новых рейсов, модернизацию и обновление флота являются основными в структуре затрат нашей компании,– отмечает господин Куцый.– Именно они окажут наибольшее влияние на итоговый показатель прибыльности в 2011 году – у нас большие планы на развитие".



