Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Достучаться до небес


13 июля 2011 года Максим Полевой, МинПром


На выходящем из кризиса глобальном рынке по-прежнему есть интерес к самолетам "Антонова". При этом концерну приходится бороться за заказчика не столько с ведущими мировыми авиастроителями, сколько с российскими конкурентами. Но, несмотря на все проблемы, авиапром Украины способен конкурировать и с первыми, и со вторыми за счет сроков поставки, цен и условий обслуживания.

На главном мировом авиасалоне, который в очередной раз прошел во французском Ле Бурже, концерн "Антонов" (Украина) и лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК; Россия) подписали контракт на поставку 10 самолетов Ан-158. Это региональная модель с дальностью полета до 3100 км. Сделка оценивается в 300 млн долл., машины будут построены в 2012-14 годах и переданы заказчикам из Латинской Америки, с которыми у ИФК есть договор о поставке 28 Ан-158.
 
Pro и сontra
 
Подобные известия эксперты воспринимают со скептицизмом: не секрет, что отечественное авиастроение в кризисе, и большинство планов реализуется медленно. Так, по словам главы отдела деск-исследований департамента маркетинговых исследований центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ) Антона Шутикова, "к сожалению, все чаще понятие контракта на современном авиарынке оказывается чем угодно, но только не реальным договором купли-продажи. Даже крупнейшие мировые авиастроители нередко сталкиваются с отказами перевозчиков от покупок. Для небольших же производителей контракты – важный элемент саморекламы, особенно те, что заключаются на последующие годы и на еще не построенные самолеты.
 
Это не значит, что контракт с "Ильюшин Финанс" – спорный или рискованный. В первую очередь нет уверенности в том, что "Антонов" готов поставить такое число машин в ближайшие годы. К тому же руководство концерна не скрывает, что для безубыточной работы нужно выпускать по крайней мере 24-25 различных лайнеров в год. А тут речь идет о 10 за три года".
 
В Государственной авиаадминистрации (ГАА) добавляют, что Ан-158, готовых к продаже и эксплуатации, пока нет. Первый полет модели состоялся в апреле-2010, и еще не изготовлено ни одного серийного экземпляра. В "Антонове" обещают выпустить его до конца года, доведя до серийного состояния опытный образец или же переделав один из находящихся в сборке Ан-148. Последних, кстати, с момента первого полета в 2004 году тоже произведено лишь 14 (включая опытные), отмечает заместитель главы ГАА Юрий Солончук. Напомним, что Ан-148 – базовая ближнемагистральная модель с дальностью полета до 5000 км. А президент ГП "Антонов" Дмитрий Кива считает главной преградой для коммерческого успеха тот факт, что не окончена сертификация семейства Ан-148/158/168 по евронормам. По линии Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) она завершена, но нужно сертифицировать и двигатель.
 
С другой стороны, в активе контракта – обязательства ИФК перед конкретными заказчиками, компания максимально заинтересована выполнить заказ в срок. И может, например, привлечь кредиты для "Антонова", полагает российский авиаэксперт Роман Гусаров. Относительно выхода концерна на прибыльность эксперт подчеркнул, что ИФК закупает 28 единиц Ан-158, и для компании это немаловажный контракт. Генеральный директор ИФК Александр Рубцов подтвердил МинПрому: предприятие активно развивает работу с семейством Ан-148/158/168 – наряду с Ил-96, Ту-204 и лайнерами деловой авиации. И кроме латиноамериканцев, твердые заказы на Ан-158 есть от таких перевозчиков, как "Владивосток-Авиа" и "Кубань".
 
Некоторые аналитики акцентируют, что "Ильюшин Финанс" входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК; Россия), с которой "Антонов" создает СП. И поэтому контракт с ИФК нельзя считать чистым рыночным успехом. В ГАА возражают: СП как раз призвано помочь реализации новых Ан, и контракт между его участниками способен стимулировать ОАК к реальной совместной работе.
 
Подводные камни "братского" рынка
 
Причем эксперты уверены в том, что такой стимул нужен: в работе с российскими партнерами есть проблемы. ОАК активно продвигает на рынке модель Sukhoi Superjet 100 – прямого конкурента Ан-148/158. В Ле Бурже корпорация договорилась поставить 12 Superjet 100 на более чем 350 млн долл. для индонезийской авиакомпании Sky Aviation. А в центральном офисе ОАК сообщили о 170 твердых контрактах на эту модель, в т.ч. 104 на экспорт. Крупнейшие заказчики – Kartika (Индонезия), Pearl Aviation (США) и Аэрофлот, которые получат по 30 самолетов. Портфель же заказов на Ан-148, по информации ОАК, не превышает 100 единиц.
 
Такая оценка во многом связана с заинтересованностью в продвижении Superjet 100, допускают в запорожском ОАО "Мотор Сич", которое производит двигатели для Ан. На деле Superjet по сравнению с Ан-148/158 имеет ряд минусов. "Он не способен садиться на грунтовые аэродромы, так как двигатели расположены всего в 40 см от земли. К тому же для Ан достаточно взлетно-посадочной полосы в 1 км с небольшим", – уточняет руководитель "Мотор Сичи" Вячеслав Богуслаев. Этот факт еще в 2010 году подтвердил на совещании авиастроителей и премьер-министр России Владимир Путин: "Ан-148 – хорошая современная модель, которая будет очень востребована в РФ. Двигатели посажены высоко, поэтому мусор попадать не будет – это не Superjet. Машина вполне адаптирована к российским условиям. Это хороший пример кооперации с украинскими партнерами, которые работают очень корректно и качественно, своевременно выполняют обязательства".
 
Отметим, в РФ 6 Ан-148-100 уже используются авиакомпанией "Россия". И российские специалисты считают Ан-148/158 хорошей заменой устаревшим и изношенным Ту-134. После катастрофы лайнера этого типа в Петрозаводске президент России Дмитрий Медведев распорядился вывести все Ту-134 из эксплуатации. И по мнению Р.Гусарова, "это мог бы быть шанс для "Антонова". К тому же у Ан-148 и Ан-158 большинство деталей и узлов – общие, а это позволяет заказчику значительно сэкономить на обучении персонала, обслуживании и ремонте". Один из специалистов ОАК в частном порядке подтвердил: региональные пассажирские Аны объективно лучше российских аналогов.
 
Но лоббирование Superjet 100 продолжается. Так, "Антонов" выпускает Ан-148 в кооперации со входящим в ОАК Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО). И недавно оно сократило план производства Ан-148 на 2011 год вдвое, до 5 единиц. Но под вопросом и эта цифра, поскольку завод перестал закупать для Ан-148 комплектующие. В результате некоторые потребители уже отказываются от Ан в пользу Superjet, сетует В.Богуслаев. К примеру, на запрос компании UTair о покупке 30 Ан-148 ОАК ответила, что сможет завершить поставку только в 2026 году. А ведь совместно с ВАСО можно выпускать до 15 Анов в год.
 
Как возможную альтернативную площадку "Антонов" рассматривает Саратовский и Самарский авиазаводы. На последнем в кооперации с Украиной уже собирается региональный грузопассажирский Ан-140. По словам экспертов, продвижение Ан-140 в России также идет сложно: конкуренты стараются преподнести эту модель как дорогую и недоработанную. Но сам пользователь, авиакомпания "Якутия", дает только положительные отзывы. Да и Министерство обороны РФ включило в госпрограмму вооружений 10 Ан-140, которые до 2013 года пополнят авиапарк ВВС в качестве штабных самолетов.
 
Итак, спрос на отечественную авиатехнику на российском рынке есть. И в ближайшие годы "Антонов" может укрепить здесь свои позиции даже при затягивании вопроса с СП.
 
По разным направлениям
 
Впрочем, украинские авиастроители рассчитывают не только на россиян. Продолжаются консультации о поставке Ан-148 с иранской компанией HESA. Д.Кива сообщил, что последняя назвала новые условия: сборка 18 Ан-148/158 в Украине и еще 60 в Иране. Перенос производства на свои мощности выгоден иранцам, но по-своему позитивен и для "Антонова", мощности которого пока ограничены. Ю.Солончук полагает, что на сегодня распределение "18 на 60" более или менее реалистично и приближает стороны к финальной сделке.
Кроме того, существует договоренность с Китаем о создании практической базы для совместного выпуска Ан-148/158 и Ан-70, а также разработке крупного и среднего транспортных самолетов. И опыт уже есть: украинские двигатели ставятся на китайский учебно-тренировочный самолет L-15. Также "Антонов" построил в КНР уникальный комплекс аэродинамических испытаний, который китайцы используют для создания своего первого широкофюзеляжного лайнера.
 
С Казахстаном создается СП по производству Ан-140. По заявлениям замглавы МИД этой страны Амангельды Жумабаева, уже определена сборочная площадка в г. Алма-Ата, создана фирма AeroKaz, и сейчас решаются организационные вопросы. По данным Д.Кивы, будут заменяться устаревшие Ан-24 и Ан-26, которые еще в большом количестве эксплуатируются в Казахстане. Потребность республики – примерно 100 новых Ан. Основные узлы будет поставлять Харьковский авиазавод (ХГАПП), а двигатели – Мотор Сич. Астана вела также переговоры с одним из крупнейших мировых авиастроителей, бразильским Embraer, но получать запчасти, техобслуживание и сервис за океаном неудобно, отметил В.Богуслаев. Возможно, казахстанцы будут закупать и Ан-148, как для внутренних, так и для международных линий.
 
Активный интерес к "Антонову" в ходе своего недавнего визита проявил и президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж. Ранее эта страна получала Аны из СССР и заинтересована в обновлении их парка.
 
Там, за горизонтом
 
В самой Украине Ан-148 пока использует лишь Аэросвит. И Кабмин усиливает попытки оживить внутренний спрос. В мае вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников объявил, что Украинская авиационная группа (Аэросвит, Днеправиа и Донбассаэро) готова взять в лизинг до 15 Ан-148/158. Подобные планы есть и у МАУ. Задачу же госвласти вице-премьер видит в обеспечении выгодных лизинговых условий, аналогичных тем, которые предлагают лидеры глобального рынка – Airbus, Embraer, Bombardier. Предполагается выделять перевозчикам средства под обязательства покупки Ан. В свою очередь, авиакомпании просят устанавливать на отечественных самолетах западные двигатели, а также создать систему постпродажной поддержки, для сокращения прямых операционных расходов и сроков простоя. Д.Кива допускает использование импортных агрегатов, машины с которыми могут быть готовы через два года.
 
Дорабатывается и проект Программы развития авиапромышленности на 2011-2020 годы. Весной первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев поручил министерствам (в т.ч. обороны и инфраструктуры) в кратчайшие сроки представить четкие планы на ближайшие годы, отражающие потребность страны в авиатехнике. По словам А.Клюева, важно, чтобы авиастроители использовали продукцию украинского приборостроения, нужно оптимизировать структуру отрасли, сократить себестоимость производства. Необходимо упростить ввоз лайнеров, двигателей и агрегатов для ремонта в Украине – это важное направление работы авиапредприятий. Наконец, готовится законопроект по реструктуризации долгов производителей.
 
Также намечено начать корпоратизацию отраслевых активов. По словам первого вице-премьера, "должна заработать мощная вертикально интегрированная компания, которую мы начинали создавать в 2006 году". Параллельно Кабмин внес в Верховную Раду законопроект №8723 от 24 июня 2011, допускающий продажу авиазаводов. Специалисты ДЗИ полагают, что тем самым преследуются две основные цели: существенно пополнить госбюджет и привлечь крупные и долгосрочные инвестиции. Авиасалон в Ле Бурже подтвердил: кризис на рынке заканчивается, перевозчики активно формируют спрос на новые самолеты. На этот раз на салоне заключено сделок на 100 млрд долл., по сравнению с  17 млрд долл. в 2009. То есть показатель-2011 сравнялся с итогами Ле Бурже в 2007 году.
 
А к 2030 году специалисты компании Boeing пророчат миру удвоение пассажирского авиапарка. Будет выпущено 33,5 тыс. новых пассажирских лайнеров на 4 трлн долл. Наибольший спрос ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 11,4 тыс. машин, общей стоимостью 1,5 трлн долл. И в борьбе за потребителя ведущие игроки постоянно разрабатывают новые модели и технологии. "Акценты сейчас делаются на топливной экономичности и удобстве пассажиров. Осваивается техника из новых композитных материалов, – комментирует А. Шутиков. – Отечественное же авиастроение сохранило хорошую конструкторскую базу, но чтобы успевать за глобальными тенденциями, ему нужно намного больше ресурсов».
 
Однако и сейчас, по мнению А.Рубцова, украинцы способны конкурировать в СНГ и странах третьего мира с глобальными лидерами, что видно на примере Латинской Америки, Казахстана, Ирана, Китая. Надо просто предлагать лучшие сроки поставки, цены и условия обслуживания. И тогда отрасль сможет использовать подъем международного рынка для собственного развития.
 
Экспорт-импорт Украины по товарной подгруппе "Авиатранспорт" в 2010-11 годах, млн долл.
 
 
2010
Изменение 2010/2009
І квартал 2011
Изменение к І кварталу 2010
Экспорт
123,8
-35,9%
30,4
57,6%
 
Импорт
32,1
-38,6%
20,8

331%
 
 
Источник: ДЗИ



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer