На рейсе между Гамбургом и Франкфуртом Lufthansa первой среди коммерческих авиакомпаний внедрила один из типов биотоплива — HEFA (гидрообработанные сложные эфиры и жирные кислоты). Его получают путем переработки биомассы, источником которой в свою очередь могут быть разные растения. Четырежды в день лайнеры Airbus A321 будут преодолевать расстояние между двумя экономическими центрами Германии на смеси в равных пропорциях биотоплива и авиакеросина. «Это еще один твердый шаг в рамках стратегии возобновляемости, которой Lufthansa успешно следует уже много лет, — заявил гендиректор немецкой авиакомпании Кристоф Франц. — Ради того, чтобы в будущем обеспечить работу транспорта на принципах возобновляемости, мы ведем исследования и проектные работы сегодня».
Проект осуществляется совместно с авиастроительным концерном Airbus и финской компанией Neste Oi l— создателем и поставщиком биотоплива. Программа ежедневных полетов рассчитана на полгода. Она позволит оценить долгосрочное воздействие биотоплива на функционирование воздушных судов.
Буквально несколькими неделями ранее, 29 июня, голландская компания KLM застолбила себе место в истории, совершив самый первый нерегулярный коммерческий рейс на биотопливе из Амстердама в Париж. Компания объявила о намерении выполнить 200 таких полетов. Однако второй по счету KLM отложила до сентября.
Голландский проект по многим параметрам конкурирует с немецким. В частности, для полетов KLM использует самолеты компании Boeing — главного соперника Airbus на мировом авиационном рынке. Первый полет голландцы совершили на Boeing-737 — лайнере того же класса, что и Airbus 321. Однако уже в ноябре KLM обещает перевести на альтернативное топливо гигантский Boeing-747. Кроме того, биотопливо у голландцев другое, на основе отработанного растительного масла. Для использования в лайнерах оно также смешивается с авиакеросином.
В России программ по использованию биотоплива в авиации не существует. Пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский сообщил «МН», что ведомство изучало вопрос об альтернативном топливе, однако затруднился сказать, дошли ли эти исследования до практических опытов.
О создании авиационного биотоплива в России ничего не известно и Виктории Копейкиной, секретарю международной экологической организации «Альянс СНГ «За биобезопасность». Впрочем, альянс относится к созданию любого биотоплива весьма настороженно. «После начала массового мирового производства горючего для автомобилей (биодизеля и биоэтанола) из растений возникли новые социальные, экономические и экологические проблемы. Энергетическая и продовольственная безопасность становятся все более взаимозависимыми понятиями», — говорится в принятом три года назад документе, определяющем позицию альянса по этому вопросу. Альянс предъявляет биотопливу целый список претензий. По мнению организации, из-за переработки растений на горючее растут цены на продукты питания, в сельском хозяйстве выращиваются трансгенные культуры, обостряется конкуренция за земли сельскохозяйственного назначения, а почва истощается.
«Наша позиция по сей день не изменилась, и в целом она совпадает с позицией большинства независимых экологических организаций», — утверждает Виктория Копейкина.
Между тем, по прогнозу управления энергетической информации США, на который также ссылается альянс СНГ «За биобезопасность», до 2015 года на долю биотоплива будет приходиться около 2,3% от объема потребляемого вмире топлива, а к 2030 году этот показатель вырастет до 3,57%.



