С 1 января 2012 года Россия может ввести ввозные таможенные пошлины на навигационное оборудование, не оснащенное системой ГЛОНАСС. Минпромторг и Федеральная таможенная служба направили такое предложение в правительство, заявил вчера вице-премьер Сергей Иванов. Такой подход создаст сложности для России, внутри Таможенного союза, а также во взаимоотношениях со Всемирной торговой организацией, говорят эксперты.
Планируется, что ставка пошлины составит 25%. Пошлина будет взиматься с цены конечного продукта и не будет распространена на ввоз комплектующих, сообщили «МН» в Минпромторге. Сейчас пошлина на импортные навигаторы 5%. Ставку еще предстоит согласовать со странами Таможенного союза, напоминает Алексей Портанский из Высшей школы экономики. «Казахстан скорее всего будет настаивать на снижении ставки, а также дискутировать по поводу сроков ее введения», — заявила «МН» эксперт Института социально-политических исследований Казахстана Айгуль Садвокасова. Казахстан старается облегчить ввоз высокотехнологичного оборудования, это записано в промышленной стратегии страны, напоминает она.
Трудности ждут Россию и в ВТО, говорит Портанский, ведь переговоры по товарному рынку завершены, таможенные тарифы зафиксированы. Правда, есть лазейка: средневзвешенные пошлины установлены на группы товаров. Если повышать ставку на один товар, на какой-то другой ее придется снизить. Мировая практика знает такие прецеденты. «Но я не уверен, что инициаторы идеи это понимают», — резюмирует Портанский. Какие-то пошлины в самом деле придется снизить, заявил «МН» высокопоставленный сотрудник Минэкономразвития, но какие именно, «предстоит изучить».
Ввести повышенные пошлины на импорт автомобилей, не оборудованных ГЛОНАСС, а то и прямо запретить ввоз, предлагал еще в мае 2009 года глава Роскосмоса Анатолий Перминов. В июле того же года замминистра промышленности и торговли Юрий Борисов предложил установить пошлину в размере 25%. В июле 2010 года Минпромторг настаивал уже на 50%, а глава АФК «Система» Владимир Евтушенков и вовсе предложил премьер-министру запретить ввоз GPS-навигаторов. Путин обещал Евтушенкову поддержку, тем не менее уже в августе 2010 года комиссия по защитным мерам во внешней торговле под председательством вице-премьера Виктора Зубкова отправила на доработку куда более щадящий вариант Минпромторга (фигурировала ставка 25%).
Свои новые заявления Иванов сделал, посетив один из московских дилерских центров АвтоВАЗа, где ему продемонстрировали автомобиль «Лада Калина-1117» со встроенным ГЛОНАСС-навигатором. Машина, правда, сразу заглохла, но не по вине ГЛОНАСС: вице-премьер признался, что с 1999 года не сидел за рулем. Сопровождавший Иванова президент АвтоВАЗа Игорь Комаров рассказал, что за последние две недели половина покупателей заказала машины, оснащенные российской навигационной системой. Такие автомобили завод начал производить в июле, а в конце июня вице-президент по техническому развитию АвтоВАЗа Евгений Шмелев стал независимым директором отвечающего за развитие ГЛОНАСС ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС).
Как объяснили Иванову, устройство добавляет в цену автомобиля 13 тыс. руб. «Это недорого», — отреагировал вице-премьер. «Учитывая, что импортный GPS-навигатор стоит около 3 тыс. руб., это, конечно, очень дорого», — не соглашается аналитик агентства «Автостат» Андрей Топтун. Идеи оснастить ГЛОНАСС-навигаторами все машины АвтоВАЗа чиновники периодически озвучивают, говорит аналитик, но будущего у затеи нет. «Частного потребителя не заставишь покупать вещь, которая ему не нужна. Времена не те, да и завод на это не пойдет, опасаясь падения продаж», — считает Топтун. Другое дело, коммунальный автотранспорт. Иванов вчера предложил поставить ГЛОНАСС-навигаторы на все мусоровозы и напомнил, что ими уже оснащены до 50 тыс. машин, — автомобили ДПС, «скорой помощи», пожарной службы.
До сих пор попытки запустить российские навигаторы в открытую продажу были неудачными. В 2008 году на рынке появился Glospace SGK-7.0. Тогда же пользователи обратили внимание, что российский в устройстве только кабель, «мозги» — украинские и южнокорейские. Сейчас производство основной составляющей навигатора — модуля NAVIOR-24 уже передали от украинского завода «Оризон-навигация» московскому КБ «Навис», рассказали «МН» представители обоих предприятий. Сборку осуществляет НИИ Космического машиностроения.
Но ключевые элементы все равно южнокорейские, рассказал «МН» представитель НИИ. «В России не могут делать ни микросхемы, ни ЖК-дисплеи. Именно поэтому пошлины на комплектующие оставят нулевыми», — заявил он. Высокая цена, по словам нашего собеседника, связана с тем, что NAVIOR-24 изготавливается по технологиям 1980-х годов. Навигатор стоит 7 тыс. руб. В интернете можно встретить жалобы пользователей на то, что как раз ГЛОНАСС устройство часто и не ловит. Впрочем, чаще всего пользователи недовольны ценой. Сборка практически штучная, цена не дает расти спросу, признает представитель НИИ.
Отступать правительство не намерено. По словам Иванова, на развитие ГЛОНАСС Россия уже потратила порядка 60 млрд руб. Орбитальная группировка состоит из 23 спутников, рассказали «МН» в НИС ГЛОНАСС. Это уже сейчас обеспечивает стопроцентное покрытие территории России и на 99,4% — территории планеты, добавили в НИС. До конца года планируется запустить еще шесть спутников: пять ГЛОНАСС-М и один ГЛОНАСС-К.



