Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В тисках удушья


20 июля 2011 года Василий Сычев, Lenta.ru


Американские истребители F-22 Raptor по распоряжению Пентагона уже почти три месяца не выполняют полеты. Поводом для такого распоряжения стала потеря самолета в ноябре 2010 года. Специалисты министерства обороны и командования ВВС США проводят изучение всех систем истребителя, чтобы выяснить, что же послужило причиной прошлогодней катастрофы. Каких-либо выводов пока не сделано, но судя по масштабам расследования, неполадки F-22 могут оказаться характерными для всех американских военных самолетов.

ВВС США потеряли истребитель F-22 Raptor 17 ноября 2010 года. Самолет поднялся в небо с базы ВВС Элмендорф на Аляске под управлением пилота Джеффри Хэни. Вскоре после вылета связь с истребителем прервалась, а еще спустя некоторое время спасатели нашли место падения F-22 - оно находилось в 160 километрах от Анкориджа. Пилот погиб. Версий происшествия было высказано множество: начиная с технических неполадок в двигателях и заканчивая сбоем в работе системы генерации кислорода (OBOGS).

В настоящее время версия, связанная с неполадками OBOGS, считается основной. К такому заключению специалисты пришли, изучив место падения истребителя. Разбившийся F-22 оставил на земле большой кратер, а различные детали самолета разбросало по большой площади. Из этого специалисты сделали вывод, что пилот истребителя начал испытывать гипоксию и либо пытался снизить машину до высоты, на которой можно дышать атмосферным воздухом, либо вовсе потерял сознание. Многие эксперты склоняются в пользу последнего варианта, поскольку летчик, очевидно, даже не пытался сбросить скорость.

В январе 2011 года министерство обороны США распорядилось ограничить высоту полетов истребителей F-22 отметкой в 7,6 тысячи метров. Аналогичные ограничения на время были введены и для других боевых самолетов ВВС США, использующих OBOGS в качестве одной из систем жизнеобеспечения. Предельная высота полетов F-22 была ограничена по рекомендации Авиационного боевого командования (ACC) ВВС США.

Дело в том, что на высоте полета в 15 тысяч метров и более у летчика остается всего десять секунд до потери сознания в случае, если прекращается подача кислорода в дыхательную маску. Этого времени летчику не хватит, чтобы снизить самолет до высоты, на которой можно дышать атмосферным воздухом. Высота в 7,6 тысячи метров считается безопасной, потому что у пилота в случае прекращения поступления кислорода есть возможность снизиться до 5,4 тысячи метров - высоты, на которой уже можно дышать без маски.

В настоящее время ограничение высоты снято для всех боевых самолетов ВВС США, кроме F-22, которому с начала мая текущего года вообще запрещено выполнять полеты. Когда самый высокотехнологичный истребитель ВВС США вновь поднимется в воздух, пока не ясно. В Пентагоне на все запросы журналистов отвечают одной фразой: "Расследование продолжается". Между тем, запрет полетов всех F-22 стал крупнейшим подобным событием за всю историю американских ВВС.

Долгое расследование

OBOGS представляет собой устройство, призванное обеспечивать пилота дыхательной смесью во время полета. Для работы системы используется забортный воздух, нагнетаемый двигателем в специальный приемник. В этом приемнике производится очистка воздуха от азота и других газов, а оставшаяся смесь, в которой преобладает кислород, подается в маску пилота. OBOGS оснащена несколькими системами контроля. Одна из них отвечает за скорость подачи кислорода в маску в зависимости от испытываемых нагрузок, атмосферного давления в кабине и за бортом и скорости полета.

Вторая, электро-химическая, следит за содержанием кислорода в дыхательной смеси и при падении концентрации этого газа подает соответствующий сигнал. Несмотря на то, что OBOGS для разных самолетов ВВС США выпускаются разными компаниями, принцип работы оборудования в большинстве случаев очень похож. Различия могут заключаться лишь в технологиях очистки воздуха или контроля дыхательной смеси. Производством OBOGS для F-22 занимается британское подразделение компании Honeywell.

По ходу расследования, которое в целом ведется в обстановке секретности, некоторые источники в министерстве обороны и ВВС США, раскрывали некоторые его детали. В частности, выяснилось, что подобное расследование проводится не впервые. Впервые OBOGS на F-22 стало предметом пристального внимания ВВС США в 2009 году. Как сообщает Bloomberg, тогда выяснилось, что в период с июня 2008 года по февраль 2009-го были зафиксированы девять случаев гипоксии. Чем завершилось это расследование, не известно. Запрета на выполнение полетов истребителями F-22 тогда не последовало.

Позже, в период с апреля по ноябрь 2010 года, были зафиксированы еще пять случаев гипоксии, которые, впрочем не привели к серьезным последствиям (потеря F-22 в середине ноября на Аляске в эту статистику не попала). Так, в одном из случаев теряющий сознание пилот вывел самолет к посадочной полосе и все же сумел посадить машину, оцарапав нижнюю часть фюзеляжа истребителя о деревья, растущие неподалеку от ВПП. В ходе расследования пилот не смог вспомнить, как он вел F-22 на посадку. Какова доля неполадок OBOGS во всех 14 зафиксированных случаях гипоксии, ВВС США не уточняли.

Между тем, в ходе нового расследования специалисты компании Honeywell заявили, что случаи удушья пилотов F-22 связаны не только с аномальным функционированием OBOGS, но и с другими системами жизнеобеспечения, установленными на самолете. В частности, речь может идти о плохо прилегающей к лицу дыхательной маске. Еще одной причиной была названа асинхронная работа противоперегрузочного костюма пилота и системы подачи дыхательной смеси. Верхняя часть костюма пилота F-22 также подсоединена к OBOGS и при изменении высоты полета и давления внутри кабины обеспечивает сдавливание грудной клетки, чтобы пилот мог нормально дышать при быстро меняющемся атмосферном давлении.

Такое решение помогает предотвратить расширение грудной клетки при сильном снижении атмосферного давления, что может послужить причиной нарушения кровообращения. По одной версии, из-за сбоя в системе контроля "наддува" костюм мог слишком сильно сдавливать грудную клетку пилота, блокируя дыхание. По другой версии, приступы гипоксии могли начинаться из-за некорректной совместной работы OBOGS и системы подачи дыхательной смеси в маску пилота.

Система жизнеобеспечения пилота F-22 представляет собой целый комплекс различных взаимосвязанных подсистем. В нее входит OBOGS, система регулирования подачи дыхательной смеси и контроля за дыханием пилота (BRAG), система защиты от биологического и химического поражения и конденсирования паров воды (CB/CWI), противоперегрузочный костюм с системой надкачки, компенсации перегрузок и терморегулирования, а также катапультируемое кресло пилота.

Самолеты под угрозой

В начале июня 2011 года расследование министерства обороны США приобрело масштабный характер. Инженеры стали проверять OBOGS, установленные на других боевых самолетах. В первую очередь проверкам подверглись перспективные истребители F-35A Lightning II, а также уже стоящие на вооружении F-15 Strike Eagle, F-16 Fighting Falcon, учебные самолеты T-6A Texan II и штурмовики A-10 Thunderbolt II. Проверка бортовых систем этих самолетов все еще ведется, однако каких-либо ограничений на их полеты не наложено.

Полная приостановка полетов F-22 отразилась на поставках этих истребителей ВВС США. В настоящее время на вооружении ВВС в буквальном смысле слова стоят 170 F-22. Lockheed Martin должна поставить военным еще 17 таких истребителей, однако не может этого сделать, поскольку запрет полетов распространяется и на летные испытания выходящих со сборочного конвейера F-22. В середине июля 2011 года Пентагон разрешил выполнение ограниченных полетов F-22, приписанных к базе ВВС США Эдвардс. На такой шаг военное ведомство пошло в виде исключения - на самолетах под контролем наземных служб осуществляется испытание нового программного обеспечения Upgrade 3.5, которое будет впоследствии установлено на все самолеты. Однако новое ПО не избавит F-22 от неполадок OBOGS.

Между тем, ВМС США подняли собственные архивные записи. Выяснилось, что неполадки с OBOGS довольно часто встречались на истребителях F/A-18C/D Hornet. В частности, в докладе 2005 года говорилось, что в период с 2001-го по 2004 год число случаев гипоксии в десять раз превзошло число таких же случаев, зафиксированных в период с 1980-го по 2000 год. При этом выяснилось, что пилоты истребителей с системой OBOGS испытывали гипоксию в четыре раза чаще пилотов самолетов, оборудованных системой подачи кислородной смеси из заранее заправленных баллонов.

В период с 2002-го по 2009 год было зафиксировано 64 случая гипоксии, в 30 процентах которых была виновата OBOGS. В частности, были зафиксированы случаи, когда из-за сбоя OBOGS в дыхательную маску пилота помимо кислорода начинали подаваться ацетилен, угарный и углекислый газ. Производством OBOGS для F/A-18 Hornet занимается компания Cobham. На первые партии истребителей устанавливалась OBOGS GGU-12. В середине 2000-х годов ее конструкция была значительно изменена, после чего частота случаев гипоксии резко снизилась. В частности, в OBOGS для F/A-18 была установлена дополнительная система, в которой происходит окисление угарного газа до менее ядовитого углекислого газа.

Подробностей о функционировании OBOGS в 14 случаях гипоксии, зафиксированных при полетах на F-22, Пентагон не раскрывает. Между тем, известно, что с попаданием ацетилена и других вредных газов в дыхательную смесь по вине OBOGS ранее сталкивались пилоты F-16, причем не только ВВС США. Как в настоящее время обстоят дела с OBOGS на истребителях американского производства, не известно - ВВС крайне редко раскрывают подробности эксплуатации военной техники, за исключением случаев, когда ведется масштабное расследование.

В настоящее время пилоты ВВС США выполняют полеты на 356 штурмовиках A-10, 505 истребителях F-15, 1049 F-16, 170 F-22 и шести опытных F-35. Подавляющее большинство самолетов оснащено OBOGS. Конкретных выводов специалисты министерства обороны США пока не сделали, но пространства для фантазии этот эпизод оставляет много. Что же, например, предпримет Пентагон, если выяснится, что неполадки OBOGS характерны для всех американских боевых самолетов? Одно можно сказать наверняка: запрет на осуществление полетов всех истребителей вряд ли последует.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer