Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лидерство США в космосе сохранится еще полвека


22 июля 2011 года Александра Борисова, Газета.ru


Завершение программы шаттлов является яркой демонстрацией того, что пилотируемая космонавтика в ее сегодняшнем виде не обоснована ни экономически, ни научно: она слишком дорогая и почти не приносит нового знания в отличие от беспилотных научных спутников. Для продолжения пилотируемых программ им нужно найти новые цели и значительно уменьшить бюджеты.

«Как бывший астронавт и действующий директор NASA, я здесь, чтобы сказать вам, что лидерство США в космосе сохранится еще по меньшей мере полвека, потому что мы заложили надежный фундамент успеха и у нас нет права на неудачу», — заявил в преддверии завершения космической программы шаттлов директор NASA Чарльз Болден.
 
Что же будет определять космическое лидерство в космосе в XXI веке? Понадобится ли для этого создать новые пилотируемые космические аппараты или практика запуска человека в космос уйдет в прошлое с «холодной войной» и «флаговтыками» и роботы-исследователи, в которых NASA действительно нет равных, решат все задачи человечества за пределами Земли?

Завершение программы шаттлов и приближающееся окончание срока эксплуатации МКС сопровождается явным кризисом мотивации пилотируемых полетов.

Продолжать их лишь для поддержания престижа той или иной нации нецелесообразно: для них должна быть найдена новая амбициозная задача, иначе они будут прекращены.

Один из пионеров отечественной космонавтики, сподвижник Сергея Королева Борис Черток в интервью «Газете.Ru» назвал строительство обитаемой базы на Луне ближайшим приоритетом пилотируемой космонавтики,

однако выразил сомнения в возможности ее скорого создания — из-за экономических и политических сложностей здесь, на Земле. Какие еще цели стоят перед пилотируемой космонавтикой и в чем ее преимущества и недостатки по сравнению с беспилотной?

Последний шаттл Америки

Шаттл Atlantis совершил посадку во Флориде, это событие закрыло программу космических челноков. Сейчас США остались без космических кораблей, способных доставлять на МКС астронавтов. До 2016 года NASA...

Затраты

Пилотируемая космонавтика гораздо дороже беспилотной. Дополнительны затраты (особенно для длительных проектов) идут на обеспечение относительного комфорта и, главное, безопасности человека в космосе, где ему угрожает космическое излучение и проблемы, связанные с невесомостью. Сюда же следует включить и расходы на подготовку космонавтов, и содержание соответствующего научного штата.
 
Базовые потребности беспилотной космонавтики заметно скромнее. Приблизительно можно считать, что

строительство беспилотной экспедиции обходится вдвое дешевле, чем пилотируемой.

Отсутствие на борту корабля хрупкого перед лицом Вселенной человеческого тела позволяет существенно сэкономить.
 
Риски
 
Пилотируемая космонавтика, бесспорно, несет в себе значительно больше рисков, чем беспилотная — по тем же причинам. Если в процессе полета что-то идет не так, организовать операцию по спасению очень сложно, если не невозможно. Беспилотная космонавтика в любом случае рискует только потерей космического аппарата.

NASA слепнет и глохнет

Счетная палата США завершила проверку системы радиотелескопов NASA – Deep Space Network. Выводы палаты неутешительны: телескопы находятся на грани саморазрушения. И если их не починить (или не заменить),...

Временные рамки
 
Пилотируемая космонавтика — очень медленно развивающаяся дисциплина. По причине тех же рисков время на исследования, разработки и подготовку экипажей достаточно велико. Во избежание любых ошибок проводятся гигантские объемы вычислений, теоретических моделирований тех или иных ситуаций. Беспилотная космонавтика отчасти имеет возможность двигаться методом проб и ошибок. Конструкция аппаратов проще, они управляются автоматически, времени на их разработку уходит меньше.
 
Применение
 
Руководствуясь объективными критериями, следует признать, что за 50 лет эры космических полетов пилотируемая космонавтика не достигла почти ничего (если не считать достижением сам факт ее существования, разумеется). Космонавты проводят те же эксперименты, которые с успехом проводят автоматические станции, а доступные для их работы «площади» крайне ограничены.

Беспилотные миссии гораздо успешнее: именно им мы обязаны огромным количеством данных, которые раскрыли наши горизонты понимания Вселенной.

Границ для них фактически не существует (вспомним космические аппараты Voyager, покинувшие пределы Солнечной системы, а также зонд Deep Impact, сброшенный на комету), границ для их дальнейшего прогресса и развития — тоже. Пока СМИ рассказывают о шаттлах, «Союзах» и МКС, небольшие беспилотные аппараты — рабочие лошадки космоса — выполняют важнейшие научные исследования. Сегодня большинство ученых соглашаются, что МКС и пилотируемые программы непродуктивны для космической науки.

Многие научные программы для МКС закончились ничем: например, ее орбита оказалась слишком низкой для выращивания больших идеальных кристаллов – на ней все еще «чувствуется» земная гравитация.

За время работы станции более 20 научных организаций вышли из проектов, проводимых на ней, чтобы перенаправить ресурсы на более перспективные беспилотные миссии.

Жизнь на Марсе оставила органический след

Органические вещества в марсианском грунте существуют, несмотря на пессимистичные данные аппаратов Viking. Последние исследования показали, что отсутствие этих веществ в пробах в момент анализа вызвано...
 
Еще в 1998 году каждый запуск человека на орбиту стоил около $420 млн, таким образом, программу пилотируемого космоса можно назвать самой дорогой пиар-кампанией за всю историю человечества. Для иллюстрации дороговизны запусков шаттлов доктор Фрэнсис Слэки, обозреватель Scientific American, использовал в то время следующий пример: «Грузовой отсек шаттла способен поднять на орбиту 24 т груза и вернуть на Земли 14,5 т груза. Представьте, что NASA заполнило грузовой отсек конфетти и запустило его в космос.

Даже если за время полета шаттла конфетти без остатка превратится в золото, потери этой миссии все равно составят $270 млн».

Сторонники пилотируемой космонавтики уверены, что она необходима для поддержания интереса к космосу и обеспечения стабильного финансирования космических программ. Однако, как уже говорилось выше, один такой «рекламный» запуск съедает финансирование двух «целевых» научных запусков. Да и освещение NASA деятельности телескопа «Хаббл», работа которого продлялась как раз благодаря широкой поддержке общества, показывает, что и беспилотные миссии могут быть успешными в глазах публики (хотя «Хаббл» все-таки имел «человеческий фактор» — астронавты его неоднократно чинили и модернизировали).
 
Другим «оправданием» пилотируемых полетов может стать космический туризм — он, по крайней мере, снимет с бюджетов заметную часть материальной нагрузки.

Именно поэтому США с такой надеждой смотрят на развитие частной инициативы в выведении человека и грузов на орбиту Земли.

Эти корабли не дадут принципиально новых возможностей, но их декларируемая дешевизна в сочетании с коммерческим использованием заметно снизит стоимость «пиар-акций» пилотируемых полетов.
 
Так или иначе, уже в ближайшие 10 лет мы узнаем, согласно ли человечество дальше платить за пиар космоса: после закрытия проекта МКС волей-неволей придется делать серьезный выбор.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer