Ссылаясь на «знающих людей» из правительственной комиссии под председательством главы МВД Ежи Миллера, журналисты восстанавливают заключительную фазу трагического полета 10 апреля 2010 года. Тогда погибли все 88 пассажиров и восемь членов экипажа.
До сих пор было неизвестно, пытались ли пилоты прервать приземление при помощи кнопки «отход», нажатие на которую автоматически уводит самолет на второй круг. Согласно последней версии комиссии, пилоты нажали на эту кнопку, но она не была активизирована ранее, и поэтому самолет не отреагировал.
«Если заранее не были введены параметры высоты, курса и скорости, то нажатие кнопки «отход» можно сравнить с пуском магнитофона с незаписанной лентой, — объяснил «МН» авиаэксперт Войчех Лучак. — Похоже, что этого сделано не было. Поэтому нажали на кнопку или не нажали, значения не имеет, поскольку автоматика не получила параметров глиссады».
«Это свидетельствует о том, — считает собеседник «МН», — что система подготовки пилотов такого уровня у нас недостаточна, а экипаж, по сути, не освоил написанную на русском языке инструкцию пилотажа такого типа самолетов». Лучак уверен, что ранее пилоты президентского самолета приземлялись в аэропортах, где способ взаимодействия с приземляющимся самолетом был иным.
Ранее Межгосударственный авиационный комитет (МАК), опубликовавший в январе доклад о причинах крушения польского президентского самолета, также возложил ответственность за катастрофу на Польшу. Поляки в свою очередь не согласились с выводами МАК. В это время в Польше уже работала правительственная комиссия под председательством главы МВД Ежи Миллера. Она обещала представить свой отчет уже в феврале.
Однако 300-страничный доклад попал на стол премьер-министра Дональда Туска только 27 июня. Тот тут же заявил, что не изменит в нем «ни одной запятой» и после перевода его на русский и английский язык документ будет «незамедлительно оглашен». Однако даже по истечении двух недель, выделенных на перевод, доклад опубликован не был. Теперь уже 29 июля называют как окончательную дату публикации документа. Даже если к этому дню не будет завершен весь перевод, свет увидят фрагменты доклада.
Задержка публикации может быть связана с предстоящими осенью парламентскими выборами, считает ряд СМИ. Туск хотел намеренно обнародовать доклад в разгар предвыборной кампании, тем самым втягивая в «смоленский скандал» главных политических противников из оппозиционной партии «Право и справедливость» (ПиС) экс-премьера и брата погибшего президента Ярослава Качиньского. Впрочем, ПиС уже презентовала свои результаты расследования — «Белую книгу», в которой обвинила в смоленской катастрофе Россию и польское правительство.
Пресса активно прогнозирует предстоящие отставки. Уже якобы известны главные «кандидаты на отстрел» — министр обороны Богдан Клих и руководитель аппарата правительства Томаш Арабский. Всего же, как свидетельствует близкий к комиссии источник, составлен список, в который входит 150 человек, так или иначе ответственных за катастрофу. Самые серьезные и многочисленные обвинения, пишет Newsweek Polska, будут выдвинуты военному ведомству.



