Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Индийцы подгоняют


27 июля 2011 года Михаил Кукушкин, Московские новости


Индийские военные ищут альтернативные варианты оснащения своих воздушных сил на тот случай, если совместная с Россией программа разработки истребителя пятого поколения не увенчается успехом. Об этом вчера сообщила газета Times of India со ссылкой на источник в министерстве обороны Индии. «Утечка» скорее всего свидетельствует о намерении индийских партнеров добиться для себя максимально выгодных условий.

Анонимный собеседник Times of India в национальном министерстве обороны рассказал, что ведомство анализирует возможность дополнительно приобрести 63 истребителя среднего класса помимо 126 таких же машин, покупка которых предусмотрена условиями проходящего сейчас международного тендера. На такой шаг местные военные пойдут в случае, если две ключевые оборонные программы не удастся выполнить в заданный срок. Это разработка российско-индийского истребителя пятого поколения ПАК-ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и запуск в серийное производство индийского легкого боевого самолета LCA (Light Combat Aircraft).
 
«Если сроки проектов LCA «Теджас» и индийско-российского малозаметного ПАК-ФА не будут соблюдены, мы закупим дополнительную партию средних многоцелевых боевых самолетов (MMRCA, Medium Multi-Role Combat Aircraft) для поддержания боеспособности ВВС Индии», — цитирует газета свой источник. Примечательно, что три упомянутых самолета относятся к разным классам, поэтому чисто технически не могут служить полноценной заменой друг другу. Объединяет эти машины, пожалуй, лишь то, что вокруг каждой из них вращаются крупные финансовые интересы, индийские и зарубежные.
 
Тендер MMRCA был объявлен в 2007 году. Стоимость заказа, который получит компания-победитель, оценивается в $10–12 млрд. Россию в этом состязании представлял МиГ-35, однако в апреле этого года российская заявка была исключена из короткого списка претендентов, о чем «МН» подробно писали 29 апреля. Тогда же тендер покинули два самолета, предложенных США, а еще раньше из него выбыла шведская компания Saab, продвигавшая свой истребитель JAS 39 Gripen IN. В коротком списке индийские власти оставили две европейские модели: Typhoon производства консорциума Eurofighter и Rafale французской компании Dassault. Окончательный выбор они обещают сделать в этом году или в начале следующего.
 
LCA «Теджас» (что на хинди означает «Сияющий») уже в течение многих лет служит одним из символов стремительного технологического развития Индии. Эта программа создания своими силами одномоторного сверхзвукового истребителя была утверждена правительством страны еще в 1983 году. А готовый продукт, то есть самолет, официально признанный годным к приему на вооружение ВВС, появился только в январе 2011 года — почти 28 лет спустя. При таких темпах опасения анонимного источника Times of India, что развертывание серийного производства этой модели тоже может затянуться, действительно имеют под собой почву.
 
Самая свежая из оборонных программ ВВС Индии — это совместная с Россией разработка истребителя пятого поколения. 21 декабря 2010 года Россия и Индия заключили контракт на разработку эскизно-технического проекта индийского варианта ПАК-ФА, который получил наименование FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Индия обязалась вложить в этот проект $295 млн. Первый полет индийского варианта намечен на 2015 год. (Российский прототип ПАК-ФА, разработанный ОКБ «Сухой», уже поднялся в воздух в январе 2010 года.) ВВС Индии собираются приобрести 250–300 FGFA на общую сумму $25 млрд.
 
«Видимо, у индийцев возникла какая-то трудность на переговорах с «Сухим», и они решили намекнуть партнерам, что могут обойтись без них», — объяснил утечку информации замдиректора Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Константин Макиенко.
 
По его словам, никакого другого очевидного смысла эта публикация не имеет. «О том, что заказ на MMRCA может быть увеличен со 126 машин примерно до 190, говорилось с самого начала тендера, — указывает эксперт. — Это не та новость, которую бы стоило сообщать прессе под таким секретом». Кроме того, эксперт отмечает, что самолеты Typhoon и Rafale, которые сейчас фигурируют в тендере, были разработаны в 80-е годы прошлого века. «Индийские военные планируют использовать средние истребители до 2050 года, а к тому времени любой из этих двух самолетов как платформа будет выглядеть архаично, — говорит Макиенко. — Хотя в современной боевой авиации платформа уже не играет такой роли, как раньше, боевые возможности истребителей теперь в большей степени определяются уровнем вооружения и бортовой электроники, тем не менее из самолета прошлого века полноценную замену самолету пятого поколения сделать невозможно».
 
Похожего мнения придерживается российский представитель международного отраслевого журнала Flight International Владимир Карнозов. «Контракт на разработку FGFA заключен всего лишь в конце прошлого года, — напоминает он. — То есть сейчас программа находится в стадии осмысления. В частности, детально формулируются требования, которые Индия предъявляет к будущей машине, уточняются роли, права и обязанности сторон. В такой момент нет ничего удивительного, что партнеры используют среди прочего и утечки в прессу, пытаясь воздействовать на ход переговоров». Комментарий компании «Сухой», в состав которой входит одноименное ОКБ, вчера получить не удалось.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer