Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полет дракона


5 июля 2011 года Василий Сычев, Lenta.ru


Китай начал активно заниматься разработкой целого семейства высотных беспилотных летательных аппаратов с большой продолжительностью полета, получившего условное название Xianlong. Фотографии первого аппарата семейства, внешне схожего с американским RQ-4 Global Hawk, впервые появились на китайских интернет-форумах в конце 2009 года. В начале июля 2011 года были опубликованы снимки другого высотного беспилотника. Считается, что оба аппарата, помимо разведки, будут использоваться и для наведения баллистических ракет DF-21D.

Впервые о том, что Китай занимается созданием высотного беспилотника с большой продолжительностью полета, стало известно в 2006 году, когда китайская компания Chengdu Aircraft Corporation (CAC) обнародовала фотографии модели аппарата Xianlong ("Парящий дракон"). Этот беспилотник также был внешне похож на американский БПЛА RQ-4 Global Hawk - реактивный двигатель, длинные крылья, наклонные кили, общая форма фюзеляжа.
 
Первые пробежки по взлетно-посадочной полосе китайский аппарат выполнил в феврале 2008 года, а в воздух он впервые поднялся в начале 2009 года. Тогда же появились первые фотографии прототипа Xianlong, проходящего испытания. Предполагалось, что беспилотник создается с применением технологии малозаметности и будет использоваться для высотной разведки. Другие характеристики "Парящего дракона" долгое время оставались неизвестными.
 
Позже CAC раскрыла некоторые из них. В частности, Xianlong при длине 14,3 метра, высоте 5,4 метра и размахе крыльев 25 метров способен развивать скорость до 750 километров в час и совершать полеты на расстояние до семи тысяч километров. Взлетная масса беспилотника составляет 7,5 тысячи килограммов, а грузоподъемность - 650 килограммов. Аппарат предполагается оснастить радаром, способным обнаруживать цели на дальности до 550 километров. Максимальная высота полета китайского БПЛА составляет 18,3 тысячи метров. При этом Xianlong не имеет системы спутникового управления. На каком этапе в настоящее время находится проект Xianlong, не известно.
 
Для сравнения, американский БПЛА RQ-4 Global Hawk при длине 13,5 метра, высоте 4,62 метра и размахе крыльев 35,4 метра способен развивать скорость до 800 километров в час и совершать полеты на расстояние до 24,9 тысячи километров. Продолжительность нахождения аппарата в воздухе составляет 36 часов. RQ-4 способен совершать полеты на высоте до 19,8 тысячи метров. Бортовое оборудование Global Hawk включает в себя сенсоры высокой четкости, системы радиоэлектронной борьбы, ретрансляции сигналов и радиоэлектронной разведки. При этом беспилотник оснащен системой управления через спутник, благодаря которой оператор физически может находиться на большом расстоянии от аппарата.
 
В начале апреля 2011 года в интернете появились фотографии нового китайского высотного беспилотника, сфотографированного на территории испытательного комплекса CAC. По своей форме и конструкции он отличается от Xianlong, однако с публикацией снимков в интернете началась неразбериха. Некоторые источники называли новый беспилотник Xianlong, другие говорили, что это один из БПЛА семейства Xianlong, третьи - что это новейшая самостоятельная разработка. Понять кто из них прав, учитывая скрытность китайского министерства обороны, пока не представляется возможным.
 
На "оригинальный" Xianlong, совершивший первый полет в начале 2009 года, новый беспилотник похож лишь формой мотогондолы, в которой располагается реактивный двигатель, и очертаниями фюзеляжа. В остальном никакого сходства нет. В частности, аппарат имеет длинные узкие крылья "нормальной" стреловидности с законцовками а-ля Boeing 767-300ER. При этом длинное хвостовое горизонтальное оперение имеет отрицательную стреловидность, а его законцовки соединены с крыльями. Киль у обновленного Xianlong один.
 
Такая конструкция является вариацией так называемого "замкнутого" крыла, впервые примененного на самолетах Bleriot III и Bleriot IV в 1906 году. Считается, что "замкнутая" конструкция позволяет получить большую площадь крыла при меньшем весе аппарата, увеличить порог достижения флаттера, значительно повысить дальность полета, массу полезной нагрузки и управляемость аппарата на больших высотах. Как ожидается, усовершенствованный Xianlong, проектное название которого пока неизвестно, получит спутниковую систему передачи данных.
 
По некоторым данным, новый беспилотный аппарат по своим размерам аналогичен американскому General Atomics Avenger, находящемуся в разработке в интересах Армии, ВВС и ВМС США. Этот беспилотник создается с применением технологии малозаметности. При длине 12,5 метра и размахе крыльев 20,1 метра он способен развивать скорость до 760 километров в час и находиться в воздухе на протяжении 20 часов. Нормальная высота полета аппарата составляет 18,3 тысячи метров. Американский беспилотник будет вооружен ракетами класса "воздух-поверхность" Hellfire и корректируемыми бомбами Paveway II и JDAM.
 
Будут ли китайские беспилотники семейства Xianlong нести на борту вооружение, пока неизвестно. Некоторые западные эксперты высказали предположение, что не будут. Вероятнее всего Китай будет использовать высотные БПЛА с большой продолжительностью полета для разведки и наведения противокорабельных баллистических ракет DF-21D, окрещенных китайскими СМИ "убийцами авианосцев". В начале 2011 года министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что беспокойство Пентагона вызывают именно китайские DF-21D и перспективный истребитель J-20.
 
По некоторым оценкам, DF-21D, будучи развернутыми на военной базе в китайском Шагуане, смогут обеспечить перекрытие до 70 процентов водного пространства Южно-Китайского моря, оставляя флоту потенциального противника лишь небольшой участок для маневра. Оставшиеся 30 процентов смогут контролировать перспективные китайские авианосцы, разработка которых уже ведется. Первый авианосец - "Ши Лан" (бывший "Варяг") - может войти в состав ВМС Китая уже в 2012 году.
 
Очевидно, в китайской стратегии различным беспилотным летательным аппаратам отводится далеко не последнее место. В настоящее время в стране разрабатываются и стоят на вооружении уже около 30 различных аппаратов, включая ударные ASN-229A, WJ-600, CH-3, Yilong и разведывательные ChangKong-1 (копия советского Ла-17), Dufeng II, ASN-206, WZ-5 (копия американского AQM-34N Firebee ) и WZ-2000.
 
Действительность такова, что с каждым годом беспилотная авиация приобретает все большее и большее значение, позволяя воюющим сторонам поражать максимальное количество объектов противника, подвергая своих солдат меньшему риску. Поэтому нетрудно предположить, что с каждым годом число китайских беспилотников различных типов будет только расти.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer