Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бит последний козырь «Локхида»


5 июля 2011 года Кирилл Белов, ВПК


Американские авиастроители после проигрыша десятимиллиардного конкурса на поставку 126 средних истребителей в ВВС Индии пошли ва-банк. Дели были предложены машины пятого поколения.

Средства массовой информации США пестрят сообщениями о том, что концерн «Локхид Мартин» может вновь поучаствовать в индийском тендере, представив вместо не прошедшего в финал состязания F-16IN Super Viper совсем другой самолет – F-35 Lightning II. Таким образом, один из гигантов заокеанского оборонно-промышленного комплекса, вылетевший с MMRCA, предпринял попытку вернуться.
 
Напрасные посулы
 
«Лайтниги» хотят продать индийцам уже второй раз. До этого «Локхид Мартин», намереваясь склонить Дели к приобретению очередной модернизации F-16, соблазнял индийских военных преференциями в гипотетических закупках F-35. Однако Super Viper потерпел на конкурсе фиаско. Посулы насчет возможности обзавестись в будущем неотработанным пока самолетом взамен на перевооружение ВВС Индии F-16 успехом не увенчались. Теперь локхидовцы пытаются переиграть ситуацию, повышая ставки.
 
F-35, если отрешиться от его недоделанности и цены, ненормальной даже для американского бюджета, в принципе машина многообещающая. В разрезе индийского тендера она особенно интересна тем, что изначально разрабатывалась в версиях для палубного базирования, а подобное свойство истребителя входило в число желательных требований к самолетам, участвующим в конкурсе.
 
Кроме того, очевидно, что летчики авиации индийского флота не станут летать на одной палубной машине, это было бы против всех сложившихся правил военно-технической политики Дели. Значит, к российскому МиГ-29К добавится кто-то еще. Некоторые эксперты полагают, что выбор падет на специальную версию Eurofighter Typhoon, к проектированию которой европейский консорциум, вероятно, пообещает подключить индийских авиастроителей.
 
В этом плане F-35 мог бы составить конкуренцию, но, похоже, его предложили не в том формате. Как выяснилось, Индия не готова рассматривать запоздалое предложение F-35 на тендер. По словам представителей военного ведомства страны, решения о составе финалистов уже приняты и введение в него нового участника было бы нечестным по отношению к «старожилам» отборочных процедур. «Тендер сильно продвинулся вперед и появление на нем любого новичка запоздало», – цитирует Financial Times официального представителя индийского Министерства обороны Ситаншу Кара.
 
У F-35 остается, помимо палубной авиации флота, только одна лазейка в Индию – это индийский проект легкого истребителя пятого поколения AMCA. Но здесь есть одно существенное «но»: крайне маловероятно, что эта программа, предусматривающая весьма солидный набор самостоятельных разработок и производств, будет переверстываться под закупку готового изделия «Локхида Мартина».
 
Проблемы – не наши и наши
 
Будущее индийского легкого истребителя пятого поколения в сущности сводится к простому вопросу: с кем Индия будет его создавать? Дело даже не в том, что половина рынка пятого поколения в Индии уже занята россиянами – проектом FGFA, представляющим эксклюзивную экспортную локализацию отечественного ПАК ФА. Как ни крути, но сейчас есть только две страны, которые чисто технически в состоянии поддержать индийские амбиции в этой отрасли, – РФ и США.
 
Дальше начинают играть противоположные соображения. С одной стороны – диверсификация поставщиков технологий, священная корова индийских военных. Эта логика, казалось бы, диктует выбор технологий F-35 в пару к FGFA. У США самолет есть, но он не доведен. России же пока нечего предложить в качестве завершенного образца, но это даже и к лучшему.
 
Дело в том, что на проекте AMCA индийцы, похоже, не прочь полностью отказаться от идеи закупок готовых решений и локализации проектов и «выкатить» собственную разработку, пусть и с глубокими заимствованиями по отдельным узлам. США очень неохотно идут на передачу технологий и документации (исключая пользовательскую) по своей военной технике. А в данном случае делиться придется именно что ноу-хау.
 
История о том, как на конкурсе MMRCA американские военные всеми силами держали за руки собственных производителей, желавших за десять миллиардов долларов отдать Дели чуть ли не весь технологический процесс со смежными производствами, рискует повториться и здесь.
 
Сумеет ли Россия воспользоваться этой потенциально выигрышной ситуацией? Доведенного изделия в требуемом «формате» у нашего ОПК в наличии пока нет и совершенно неясно, появится ли оно в обозримой перспективе. Последние рывки в данном сегменте авиастроения относились к концу 80-х годов, когда микояновцы проработали на замену МиГ-29 аванпроект ЛФИ 4.12. Но потом он был благополучно закрыт ради сосредоточения усилий на более тяжелой линии МиГ 1.42/1.44, неудачно конкурировавшей в конце 90-х с разработками КБ Сухого за право стать машиной программы ПАК ФА.
 
Возможно, именно в этом (называя вещи своими именами) – в торговле технологическим неликвидом своего отечества и оставшимися компетенциями ученых и разработчиков и кроется еще один мощный способ поддержать инженерно-конструкторские школы, сохранить и укрепить их на будущее? В конце концов вести «странные оборонные НИОКР» с Китаем российские авиастроители так и не прекращают. Что мешает для баланса активно заняться тем же самым с Индией, традиционно открытой для импорта высоких технологий?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer