Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотный лоббизм


8 июля 2011 года Сергей Коновалов, Независимая Газета


Министру обороны России Анатолию Сердюкову, похоже, в ближайшее время придется держать ответ перед президентом страны Дмитрием Медведевым не только за срыв контрактов по оснащению стратегических ядерных сил (СЯС) современными вооружениями и военной техникой, но и по иным их видам. Помимо генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова, о проблемах, связанных с размещением госборонзаказа на нынешний год (ГОЗ-2011), намерены рассказать другие руководители оборонки. В том числе занимающиеся разработкой и испытаниями беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

О скорейшем принятии БПЛА на вооружение глава государства говорил еще в 2009 году после анализа боевых действий между Россией с Грузией в августе 2008 года. Анатолий Сердюков, как известно, одной из главных причин срыва контрактов по ГОЗ-2011 назвал якобы непомерное повышение цен предприятиями ОПК на военную продукцию. Этот факт, как говорится, имеет место быть, однако причин гораздо больше. И они и связаны порой с другими факторами, в том числе влияющими на национальную безопасность страны.
 
Как сообщил «НГ» Валерий Побежимов, директор – главный конструктор одной из фирм, занимающейся разработкой и производством БПЛА ближнего и малого действия, «военное ведомство за последние два года не перечислило ни рубля на разработку отечественных беспилотников». По мнению собеседника «НГ», Генштаб Вооруженных сил тормозит разработку отечественных БПЛА, ориентируясь на израильские аналоги, закупленные в 2009 году.
 
Испытания израильских БПЛА, на приобретение которых в отличие от отечественных беспилотников затрачены приличные суммы (53 млн. долл.), показали, по словам Побежимова, что они «устаревших моделей и почти непригодны к эксплуатации в сложных климатических условиях российской зимы».
 
По оценкам экспертов, цена рынка БПЛА в России – несколько миллиардов долларов. Таким образом, затраты на развитие и внедрение БПЛА должны быть не меньше, а может быть, и больше того, что тратится сейчас в России на СЯС. Дмитрий Медведев, в частности, заявил, что на развитие Военно-воздушных сил, а следовательно, и на развитие в том числе БПЛА, в ближайшие 10 лет будет потрачено 5 трлн. руб. Но никаких денег от Минобороны разработчики отечественных БПЛА в последние два года, похоже, не видели.
 
По крайней мере Побежимов ответственно заявляет, что его фирма денег от Минобороны на эти цели не получала. Между тем беспилотники, создаваемые на предприятии, по результатам сравнительных испытаний, проведенных на Мулинском полигоне в сентябре–октябре 2010 года, были признаны одними из лучших. Еще 15 ноября 2010 года министром обороны было принято решение о закупке этих беспилотников, чтобы провести их полномасштабные государственные испытания, доработать и принять на вооружение. Однако этого не произошло.
 
Хотя в марте с.г. в прессу просочились сообщения о том, что российская оборонно-промышленная корпорация «Оборонпром» заключила с израильской компанией IAI контракт на 400 млн. долл., который предусматривает организацию в России сборочного производства беспилотников типа Bird Eye или Searcher. «Деньги потрачены, но закуплены старые беспилотники», – утверждают эксперты. Зачем России производить старье?
 
Побежимов и ряд его коллег намерены обратиться в правительство и к главе государства с просьбой разобраться в данной ситуации. Генконструктор рассказал «НГ», что он несколько раз общался с начальником Генерального штаба генералом армии Николаем Макаровым, пытаясь убедить его начать более активно разработку и производство отечественных БПЛА. Последние, по мнению Побежимова, превосходят зарубежные аналоги, а стоят в восемь раз дешевле.
 
Покупать израильские БПЛА – это вредить интересам государства. «Математика БПЛА закрыта. Многие блоки с чипами при попытке посмотреть, что у них внутри, будут разрушаться. А заложено ли в программе аппарата, скажем, такого-то числа просто упасть, проверить вообще невозможно. Но вероятность этого очень велика», – считает Побежимов.
 
Многие представители Минобороны и ОПК, с которыми «НГ» довелось беседовать по этой проблеме, на условиях анонимности сообщили, что в Минобороны РФ, а также фирмах, занимающихся военно-техническим сотрудничеством, есть люди, которые лоббируют интересы зарубежных производителей БПЛА.
 
Напомним, кстати, что в мае МИД РФ сообщил, что при попытке получения секретной информации в Москве был задержан и выслан из России израильский военный атташе полковник Вадим Лейдерман. Причинами высылки атташе называют промышленный шпионаж и излишний лоббизм в создании совместных с Израилем и Россией предприятий по производству БПЛА. Атташе выслали, но лоббисты Израиля, похоже, остались.
 
Заметим, кстати, что ФСБ закупает БПЛА только отечественного производства. То же самое делают и Внутренние войска МВД РФ. Постановлением правительства РФ от 26 января 2010 года № 19 на снабжение Внутренних войск поставляется серийно отечественный беспилотник «Околоток» («Элерон-3»), который успешно зарекомендовал себя на Северном Кавказе и на границе. По словам главкома Внутренних войск генерала армии Николая Рогожкина, отечественные БПЛА выполняют задачи по розыску бандитов на Северном Кавказе. Напомним, что отечественные БПЛА использует и полиция России. В рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи авиаотряд ГУВД по Краснодарскому краю пополнили четыре новейших беспилотных летательных аппарата. Кроме того, наши БПЛА планируется использовать при выполнении оперативных задач ДПС, охране биоресурсов от браконьеров, наблюдении за границами и обследовании горной местности.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer