Самолет Ан-12 с номером RA-11125, на борту которого было 18 тонн продуктов, совершал рейс из Комсомольска-на-Амуре в чукотский поселок Кепервеем с дозаправкой в Магадане. На борту было 11 человек— экипаж и несколько сопровождающих груз. «После вылета из Магадана с борта самолета на пульт диспетчера аэропорта Магадан поступило сообщение о неполадках в двигателе и его возгорании. Экипажем был запрошен возврат в аэропорт, в связи с чем наземные службы были приведены в готовность к аварийной посадке самолета. Вскоре после этого произошла потеря радиосвязи, самолет АН-12 пропал с экрана радара»,— говорилось в сообщении Дальневосточной транспортной прокуратуры.
По факту пропажи самолета возбуждено уголовное дело по статье УК «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц». «Поиски с воздуха из-за наступления темноты отложены до утра, но наземные группы продолжают работу. Никаких свидетельств или достоверных данных о том, что самолет разбился, у нас пока нет»,— сообщила «МН» представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте Наталья Салкина.
В течение вторника данные о предполагаемом месте нахождения самолета были весьма противоречивы. По данным администрации Магаданской области, самолет мог совершить вынужденную посадку в 50 км от поселка Омсукчан, что примерно в 310 км от Магадана. По другим неподтвержденным данным, после того как Ан-12 исчез с экранов радаров, у него еще некоторое время работал аварийный маяк, последний сигнал которого был зафиксирован в 10 км от поселка Омсукчан.
В Дальневосточной транспортной прокуратуре «МН» сообщили, что самолет принадлежал «Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению» и находился в лизинге у авиакомпании «Авис-Амур», которая базируется в Комсомольске-на-Амуре и в Хабаровске. Прокуратура проводит проверку исполнения законодательства в сфере безопасности полетов. Директор «Авис-Амур» Сергей Асташкин от каких-либо комментариев вчера воздержался.
Шансов, что пилотам удалось совершить аварийную посадку, немного. «Самолет пропал в 300 км от Омсукчана. Там везде тайга, местность с приличными перепадами высот, никаких приспособленных мест для посадки нет. Но есть река, и хочется надеяться на лучшее»,— сообщили «МН» в аэропорту Омсукчана. Там отметили, что в месте предполагаемого падения самолета сложились неблагоприятные погодные условия— низкая облачность и дождь.
Пропавший Ан-12 совершил свой первый полет еще в 1963году. Ресурс эксплуатации для данного типа самолетов на данный момент составляет 50 лет. Отом, были ли какие-либо происшествия с этим самолетом раньше, в Росавиации пока данных нет, но известно, что 30 апреля этого года с ним произошел небольшой инцидент в чукотском аэропорту Купол. При выполнении погрузо-разгрузочных работ водитель одной из машин повредил грузовой люк. По данным ведомства, самолетом управлял опытные пилоты. «Командир имел общий налет 15 252 часа, из них на Ан-12— 6223 часа»,— сообщил «МН» представитель Росавиации Сергей Извольский. Увторого пилота общий налет 3460 часов, у штурмана— 14 600, у бортмеханика— 14 705 часов.
За последний месяц это уже третье (за год— шестое) серьезное происшествие с самолетами «Ан». Так, 11 июля в Томской области потерпел аварию самолет Ан-24, выполнявший чартерный рейс из Томска в Сургут. Унего вышел из строя и загорелся один из двигателей, и пилоты приняли решение совершить аварийную посадку на реку Обь. Погибли семь человек, более 30 получили травмы. А8 августа Ан-24 едва не разбился в Благовещенске. Лайнер, выполнявший рейс по маршруту Иркутск–Чита– Благовещенск–Хабаровск из-за сильного ветра выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. 15 человек получили различные травмы.
Как уже писали «МН» (номер от 3 августа), несмотря на регулярные авиапроисшествия, найти замену устаревшим самолетам советского производства практически невозможно. В 2009 году Минтранс распорядился с 1 января 2012 года запретить использование на регулярных рейсах самолеты Ту-134, Ан-24, Як-40 без оборудования системами предупреждения о сближении с землей и другими воздушными судами. Недавно в пользу этого шага высказался и президент Дмитрий Медведев. Однако стоимость нового оборудования самолета достигает $200–300 тыс., и переоснастить весь свой парк мелкие компании вряд ли смогут.



