«Росавиация… считает, что к регулярным магистральным перевозкам пассажиров могут допускаться авиакомпании, которые имеют в своем парке не менее 20 однотипных воздушных судов». Это заявление было опубликовано на официальном сайте ведомства 30 июля, и вызвало вал критики со стороны экспертов и практиков отрасли. Вчера Сергей Иванов раскрыл, что идея на самом деле принадлежит ему и что он «заставляет» Росавиацию провести ее в жизнь. «Авиакомпании-«живопырки» не должны существовать в принципе. Компании, которые владеют двумя, четырьмя или шестью самолетами, не должны работать на рынке пассажирских перевозок», — сказал вице-премьер агентству ИТАР-ТАСС, оговорившись, что мелкие фирмы могут все же остаться в сфере чартерных перевозок.
Чтобы защитить пассажиров от рисков, связанных с финансовой неустойчивостью небольших авиакомпаний, вице-премьер предложил запретить таким перевозчикам продавать билеты сильно заранее. «Нужно не давать право сомнительным авиакомпаниям продавать билеты на полгода вперед», — заявил он вчера журналистам в Сочи. Правда, он не объяснил, как отличить добропорядочных перевозчиков от сомнительных, и не сформулировал, какую глубину продаж считает допустимой для последних.
«Сейчас Росавиация глубину продаж авиакомпаниями не регулирует, и никаких предложений на этот счет в вышестоящие инстанции не готовит», — сообщили вчера «МН» в ведомстве. Опрошенные газетой авиакомпании и агентства по распространению билетов сообщили, что традиционно продажи на регулярные рейсы открываются за год до намеченного вылета. При этом все наши собеседники затруднились сказать, в каком документе или внутренней инструкции компании определен именно такой срок. Самые «длинные» билеты с открытой датой тоже имеют срок действия 1 год.
Эксперты считают, что изменение такого положения осложнит финансовое состояние авиаперевозчиков, но вряд ли обезопасит деньги пассажиров. «Авиакомпания оплачивает сегодняшние перевозки за счет будущих продаж, — говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. — Пассажир, который купил билет заранее, фактически дает компании беспроцентный кредит и за это обычно вознаграждается более низким тарифом. Административно сократив глубину продаж, вы, безусловно, уменьшаете приток средств в авиакомпанию и лишаете пассажиров самых привлекательных тарифов». При этом, считает эксперт, единственным действенным средством защитить пассажиров от внезапного банкротства авиаперевозчика был бы свободный доступ к информации о текущей производственной и финансовой деятельности компании, чтобы клиенты могли бы сделать осознанный выбор. «Пока наши авиационные власти не считают широкое распространение такой информации необходимым, никакие манипуляции с глубиной продаж рисков пассажиров не уменьшат», — говорит Синицкий.



