Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


За посреднические заслуги


11 августа 2011 года Александр Габуев, Елена Киселева, Иван Сафронов-мл., КоммерсантЪ


Российско-американский контракт на поставку 21 вертолета Ми-17 для нужд ВВС Афганистана, который стал одним из главных достижений перезагрузки в отношениях Москвы и Вашингтона, едва не оказался сорван из-за вмешательства "Рособоронэкспорта". Как выяснил "Ъ", госпосредник вмешался в практически согласованный контракт, увеличив сумму сделки на $52,5 млн. Вместо $315 млн Пентагон заплатит за российские вертолеты $367,5 млн.

Холдинг "Вертолеты России" приступил к реализации контракта между РФ и США на поставку 21 вертолета Ми-17В5 для нужд ВВС Афганистана, объявил вчера гендиректор холдинга Дмитрий Петров. "Вертолеты находятся в разной стадии сборки. В этом году будет поставлено девять машин, остальные — в следующем году",— сообщил он. По словам господина Петрова, вертолеты собираются на Казанском вертолетном заводе, туда уже поступают из США комплекты авиационного оборудования, которое будет установлено на Ми-17 по желанию заказчика.

Контракт на поставку 21 вертолета Ми-17В5 был подписан "Рособоронэкспортом" и Пентагоном 26 мая. "Это первый крупный контракт в истории российско-американского сотрудничества в военно-технической сфере, подписанный напрямую с минобороны США",— подчеркивал тогда помощник президента РФ по внешней политике Сергей Приходько. По признанию российских чиновников, сделка, которую держали на контроле в Кремле, стала одним из важнейших достижений перезагрузки. Сумму сделки ни в "Рособоронэкспорте", ни в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС), ни в Кремле не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну.

Между тем, как выяснил "Ъ", итоговая сумма контракта оказалась на $52,5 млн выше, чем США планировали потратить изначально. Причем произошло это после того, как к сделке подключился "Рособоронэкспорт".

Тендер на закупку вертолетов для нужд ВВС Афганистана был объявлен Пентагоном 8 января 2010 года. Заявка N00019-10-R-0032 проходила по линии ВМС США. 30 июня было получено заключение за подписью главкома ВМС Рэя Мэйбуса (копия есть в распоряжении "Ъ"). "Ми-17 — единственный вертолет, способный удовлетворить потребности армии Афганистана. Поэтому национальным интересам США отвечает поставка 21 вертолета Ми-17 афганской армии,— говорится в документе.— Хотя это и незнакомая платформа, новая для закупочной команды Пентагона, Ми-17 — надежный и проверенный вертолет. Сравнение его с другими вертолетами показывает, что Ми-17 выгодно отличается от конкурентов как универсальный вертолет, способный поднимать средние и тяжелые грузы, проводить как наступательные, так и оборонительные операции. 76% афганских пилотов летали на этой машине с 1980-х. В армии Афганистана сейчас 140 пилотов для Ми-17. Их переобучение для полетов на западных платформах займет как минимум три года".

Победителем тендера в августе стала фирма Defense Technology Inc. (DTI). Компания, зарегистрированная в Хантсвилле, штат Алабама, предложила купить в России 21 вертолет Ми-17 в гражданском оснащении, а затем на базе в ОАЭ переоборудовать их в ударные. Необходимость использования этой схемы объяснялась тем, что с 2008 года "Рособоронэкспорт" находился под американскими санкциями за поставки вооружения в Иран.

В конце сентября менеджер DTI Байрон Крэк сообщил, что компания получила от Минобороны РФ разрешение на закупку 21 вертолета напрямую у производителя (Казанского вертолетного завода). Источник "Ъ" в Минобороны подтвердил этот факт.

Однако затем к практически согласованной сделке подключился "Рособоронэкспорт", санкции с которого были сняты в мае 2010 года — это стало одним из результатов перезагрузки. 20 декабря Пентагон выпустил распоряжение о том, что контракт с DTI отменен (документ имеется в распоряжении "Ъ"). "Госдеп получил разъяснения МИД РФ о том, что контракт правительства США на покупку вертолетов Ми-17 может быть заключен только с участием ФГУП "Рособоронэкспорт"",— говорится в документе.

Подключение "Рособоронэкспорта" к сделке отразилось на ее цене. Как заявил газете Washington Times гендиректор DTI Марк Янг, его компания была готова продать Пентагону вертолеты по $15 млн за штуку. Таким образом, весь контракт обошелся бы Пентагону в $315 млн — меньше, чем запросил "Рособоронэкспорт". На этом основании DTI попыталась опротестовать контракт, обратившись в счетную палату при Конгрессе США, и чуть не сорвала сделку. Однако 21 января 2011 года счетная палата отвергла иск и дала добро Пентагону на работу с "Рособоронэкспортом".

Стоимость сделки действительно выросла после того, как к ней подключился "Рособоронэкспорт", признает источник "Ъ", близкий к госпосреднику. "Удорожание связано с тем, что изначально речь шла о закупке партии гражданских вертолетов, которые затем предполагалось модернизировать на одной из баз США на Ближнем Востоке. Но когда после снятия санкций к сделке подключился "Рособоронэкспорт", мы подняли вопрос о продаже военных вертолетов. А это уже совсем другие деньги",— пояснил собеседник "Ъ", отказавшись назвать сумму контракта.

Между тем, как рассказывал "Ъ" начальник штаба ВВС Афганистана генерал Абдул Вахаб Вардак, цена одной машины у "Рособоронэкспорта" составила $17,5 млн, а вся сумма — $367,5 млн. Эту цифру "Ъ" подтвердили три источника, близкие к сделке. Таким образом, американскому бюджету участие российского госпосредника обошлось в $52,5 млн. От официальных комментариев в "Рособоронэкспорте" отказались.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer