Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


День ВВС: новая техника, застарелые проблемы


12 августа 2011 года Константин Богданов, РИА Новости


Сегодня – очередной день Военно-воздушных сил. Войска перестраиваются на новый штат, в них впервые за двадцать лет пошли более или менее крупные серии новой техники. Что-то не получается, что-то идет не совсем по плану, до чего-то еще просто не дошли руки – но механизм ВВС пришел в движение.

Новые самолеты
 
В минувшем году реальные поставки боевых самолетов сдвинулись, наконец, с мертвой точки. В этом смысле в день ВВС можно говорить о "годе ВВС". Стало можно аккуратно отмечать перелом тенденции в финансировании закупок новой техники для авиаторов.
 
В первую очередь, пошли заказы по фирме "Сухого": доводится до серии переходный истребитель "поколения 4++" Су-35С – он пойдет в ВВС еще до начала массового ввода в строй истребителя пятого поколения Т-50.
 
Пока "тридцать пятых" заказано 48 штук, но, вполне возможно, их в ВВС в итоге окажется больше. Особенно учитывая традиционные для отрасли сдвиги сроков, а также памятуя о явственно проступивших проблемах с выполнением заказов военно-промышленного комплекса, раз за разом срывающих увеличение реальное увеличение гособоронзаказа.
 
Если Су-35С отработают и освоят в войсках, то при любых возможных срывах сроков по новым машинам пятого поколения, вполне возможно наращивание числа "заместителей". А равно оно возможно и без срывов: нынешнее руководство Минобороны отличается редкостным прагматизмом, и вполне способно сэкономить за счет творческого комбинирования соотношений техники четвертого и пятого поколений.
 
Бомбардировочная авиация потихоньку начинает получать свои Су-34. Машина, прошедшая боевое крещение в ходе "пятидневной войны" в 2008 году (и применявшаяся там, насколько можно судить, чуть ли не в единственном экземпляре), осенью того же года получила "добро" на серийное производство: был заключен контракт с новосибирским авиазаводом НАПО на 32 фронтовых бомбардировщика.
 
Судьба этого специфического самолета в нынешних российских ВВС и на фоне всеобщей тяги к универсальным тактическим машинам, способным одинаково успешно вести воздушный бой и наносить удары по наземным целям, не выглядит безоблачной. Однако их предшественники Су-24 уже совершенно устарели, и ВВС должны хотя бы частично обновить парк ударной авиации. Страховкой здесь послужит и программа модернизации Су-24. В какой-то мере на перспективы Су-34 намекнул главком ВВС Александр Зелин, указав, что в случае переоборудования под несение крылатых ракет, "тридцать четвертые" могут перейти под крыло Дальней авиации.
 
Параллельно с развертыванием производства Су-35С Минобороны уделяет много внимания модернизации имеющегося состава истребителей Су-27. Одновременно с медленным доведением старых самолетов до версии Су-27СМ, было закуплено несколько новых истребителей Су-27СМ3, построенных на основе машин из нереализованного китайского экспортного задела.
 
К сожалению, по-прежнему не определено будущее модернизации парка легких истребителей типа МиГ-29. Закуплено только некоторое количество самолетов МиГ-29СМТ, переоборудованных из машин несостоявшегося алжирского контракта. Вкупе с подвешенным состоянием амбициозного проекта МиГ-35 это оставляет массу вопросов о реальной востребованности этого семейства в рядах отечественной авиации.
 
Для РСК "МиГ" пока остаются экспортные контракты и потенциальный заказ на палубную версию для авиации ВМФ.
 
Экспорт помог
 
Российский авиапроизводители вообще оказались в уникальной ситуации, в подобную вряд ли попадал кто-либо из мировых технологических лидеров отрасли. На протяжении минимум пятнадцати последних лет ведущие оружейные фирмы страны развивали преимущественно экспортный товар. Некоторые из них – исключительно экспортный.
 
Отсутствие заказов на современную технику со стороны Министерства обороны, с одной стороны, и, наоборот, наличие постоянно меняющихся требований капризных внешних покупателей (порой весьма эклектичных) привело к своеобразному результату: по целому ряду образцов вооружений экспортные проекты оказались современнее и эффективнее, чем имеющиеся на вооружении ВВС РФ.
 
Складывается нормальная повседневная практика: если есть отработанный экспортный проект, который можно заказать "прямо сейчас", в понятном графике отгрузки, и который при незначительных изменениях может использоваться собственными ВВС (пусть и в качестве временной переходной машины) – то почему нет?
 
За примерами далеко ходить не нужно. Сильно "раскрученный" экспортным индийским контрактом палубный многоцелевой истребитель МиГ-29К (заброшенный после 1990 года государством) сейчас, по-видимому, будет закупаться авиацией флота – в дополнение к добротному, но двадцать лет не совершенствовавшемуся перехватчику Су-33, составляющему основу авиагруппы единственного отечественного авианосца "Адмирал Кузнецов".
 
Месяц назад президент корпорации "Иркут" Алексей Федоров сообщил во время встречи с прессой на Иркутском авиазаводе, что рассматривается вопрос о закупке в интересах Минобороны 40 истребителей Су-30СМ. Здесь тоже не обошлось без живительного влияния экспортных работ: "Иркут" с середины 90-х плотно занят поставками в Индию истребителей Су-30МКИ. Су-30СМ – это, в сущности, локализованная и доработанная по требованиям отечественных авиаторов версия "индийца". Кстати, 12 машин из этого числа, по-видимому, пойдут в морскую авиацию, на замену устаревшим бомбардировщикам Су-24 с крымской авиабазы "Гвардейский". Точно также еще осенью 2010 года другой авиапроизводитель – КнААПО – поставил ВВС России четыре самолета Су-30М2 (версию экспортного Су-30МК2).
 
Прорыв вертолетчиков
 
Но что действительно впечатляет, так это успехи, демонстрируемые производителями российской вертолетной техники.
 
Вертолетостроители, чуть ли не единственные в отрасли, в последние 2-3 года смогли создать совершенно устойчивую схему портфеля заказов, поровну разделив его между военными и гражданскими темами, а каждую из них – между внешними и внутренними покупателями. При этом общий объем поставок нарастает по всем направлениям.
 
С 2009 года в войска пошли первые заметные партии боевых вертолетов Ми-28Н. В прошлом году общий объем законтрактованных "Ночных Охотников" практически достиг 100 единиц. Параллельно в 2010 году возобновлено серийное производство основных конкурентов Ми-28 – Ка-52. Их морскую версию предполагается, в частности, разместить на будущих российских вертолетоносцах типа "Мистраль", заказанных во Франции. Не забыты и привычные многоцелевые трудяги Ми-8: их последние пару лет тоже закупают десятками.
 
К концу этого года общий годовой объем поставок новых вертолетов для нужд Минобороны при удачном развитии событий может превысить 100 машин. А до 2020 года планируется закупить около 1000 вертолетов. Темп набран приличный, и, по крайней мере, за эту часть авиационного хозяйства в ближайшей перспективе, по-видимому, можно быть спокойным.
 
Туманное будущее военных транспортников
 
Не так гладко выглядят перспективы обновления военно-транспортной авиации. Перенос в Ульяновск производства транспортного семейства Ил-76 (будет производиться новая версия – Ил-476) завершен, однако до постановки крайне нужной машины на поток пока еще дело не дошло. Хотя у нее уже появилась модификация: главком Зелин анонсировал с 2016 года начало производства на базе Ил-476 нового самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 – отечественного "АВАКСа" последнего поколения.
Нет ясности в том, какими самолетами заменять стремительно ветшающий транспортный парк. Отдельные инициативы на сей счет сверкают, но до их практического воплощения пока далеко. То Минобороны собирается восстанавливать производство тяжелых Ан-124 "Руслан", то закупает на Украине Ан-70, то ищет в России площадки под развертывание новых производств.
 
Впрочем, по ряду частных сообщений, резко вырос объем модернизации и капитального ремонта транспортных машин ВВС. В условиях, когда нет понимания того, на какие машины будет переходить военно-транспортная авиация, это решение позволит сохранить ее в игре.
ВВС в новом виде
 
Перемены в авиации сверху донизу: ВВС завершает переход на новую организационно-штатную структуру в рамках общей реформы вооруженных сил. Теперь на смену профильным соединениям и объединениям (авиадивизиям и воздушным армиям) пришли территориальные смешанные формирования (авиабазы), которым решением командования могут передаваться различные силы и средства.
 
Однако не обходят ВВС стороной и скандалы, связанные с пресловутым "приказом 400" о материальном поощрении. Приказ этот в войсках расценивается неоднозначно. С одной стороны, его роль в росте благосостояния военнослужащих переоценить невозможно, с другой – процедуры, в рамках которых этот приказ применяется в каждом конкретном случае, иногда вызывают к жизни коррупционные схемы и становятся дополнительным рычагом давления на личный состав.
 
В ближайшие годы мы увидим в ВВС немало болезненных симптомов, как сугубо авиационных, внутренних, так и связанных с общим фоном непростых трансформаций вооруженных сил страны. Пусть это и болезни, но – болезни роста.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer