Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сопутствующий ущерб


12 августа 2011 года Константин Бенюмов, Lenta.ru


10 августа британское Бюро журналистских расследований опубликовало отчет о результатах "беспилотной войны" - серии авиаударов ЦРУ по боевикам в Пакистане. Выяснилось, что за годы кампании жертвами американских беспилотников стали почти 2300 человек, причем значительная часть погибших - мирные жители, а почти 170 из них - дети.

Данные британской независимой организации "Бюро журналистских расследований" (The Bureau of Investigative Journalism, TBIJ) значительно расходятся со сводками, публикуемыми американскими спецслужбами. По официальным данным, которые приводят СМИ, с 17 июня 2004 года, когда администрация президента Джорджа Буша-младшего нанесла первый удар по позициям предполагаемых боевиков в пакистанском городе Вана с помощью БПЛА, погибли около 2050 человек, из которых лишь около 50 были мирными жителями.
 
Между тем в Бюро журналистских расследований подсчитали, что за семь лет беспилотники ЦРУ нанесли по боевикам в Пакистане 291 удар. Жертвами налетов стали как минимум 2292 человека. Из них 385 - мирные жители, в том числе 168 детей. Таким образом, всего погибших было примерно на 11 процентов больше, чем признается официально, а доля гражданских среди них составила почти 17 процентов.
 
Эти цифры основаны на "скромных подсчетах" - по данным TBIJ, общее количество погибших в результате налетов ЦРУ может достигать 2863 человек из которых 775 - мирные жители. В этом случае приходится говорить о том, что на долю гражданского населения пришлось уже 27 процентов от общего числа убитых.
 
Данные Бюро журналистских расследований основаны на изучении открытых источников (сопоставлении около 2000 новостных сообщений об ударах беспилотников ЦРУ), а также других сведений, которые составители доклада сочли заслуживающими доверия: свидетельств очевидцев, отчетов неправительственных организаций, утекших в прессу документов правительств и разведки.
 
Выводы получились довольно интересные. Во-первых, несмотря на то, что использование БПЛА для уничтожения предполагаемых боевиков было взято на вооружение администрацией президента Джорджа Буша, именно во время президентства Барака Обамы их применение достигло масштабов, которые позволяют говорить о настоящей тайной войне. Например, в 2004 году беспилотники ЦРУ нанесли по боевикам в Пакистане всего один удар, в 2005 и 2006 - по три, в 2007 - пять. Между тем в 2009 году ударов было уже около 60, в 2010 - 127, это больше чем два налета в неделю. При этом с начала 2011 года было нанесено 56 авиаударов - всего на один меньше, чем за весь 2009 год.
 
С другой стороны, основная часть "сопутствующих потерь" пришлась как раз на редкие удары времен администрации Буша. Например, в 2006 году в результате трех налетов были убиты 108 человек, в том числе 97 гражданских, 75 из которых - дети. То есть доля погибших гражданских составила почти 90 процентов от общего числа убитых. При Обаме, напротив, наметилась очевидная тенденция к сокращению потерь среди мирного населения. Тем не менее, с 2009 по 2011 годы в результате авиаударов, по данным TBIJ, погибли 218 гражданских лиц, в том числе 56 детей.
 
Некоторые СМИ отмечают, что под "детьми" в данном случае понимаются "люди в возрасте от 0 до 17 лет", и в число детских смертей попадают, например, убитые в результате удара по лагерю подготовки подростков-смертников. Такие лагеря, если верить свидетельствам очевидцев, на территории Пакистана вполне себе существуют. Подавляющее же большинство погибших в результате налетов БПЛА в последние годы, видимо, действительно составляли предполагаемые боевики - по крайней мере, доказать обратного в TBIJ не смогли.
 
Тем не менее, и тех цифр, которые в лондонской организации смогли подтвердить, достаточно для того, чтобы поставить под сомнение официальную позицию ЦРУ, в соответствии с которой использование беспилотников является успешной высокотехнологичной кампанией по ликвидации командиров и боевиков "Талибана" и "Аль-Каеды". Операции, которые американцами преподносятся как исключительно успешные, в материалах TBIJ часто предстают в сосем ином виде.
 
Строго говоря, уже одного того, что американские власти, по мнению исследователей TBIJ, замалчивают как масштаб использования БПЛА в Пакистане, так и данные о потерях среди мирного населения, хватило бы для серьезного скандала. А в докладе Бюро журналистских расследований в дополнение к этим сведениям были впервые опубликованы данные о раненных в результате авиаударов - их оказалось не менее 1114 человек.
 
В то же время, пока непонятно, как выводы TBIJ отразятся на применении беспилотников в Пакистане, и отразятся ли вообще. В США, например, признавать заключения британских экспертов не спешат (официальной оценки властей методология и выводы экспертов пока не получили, но The New York Times уже опубликовала подборку ответов представителей спецслужб на ряд утверждений TBIJ).
 
В теории привлечение внимания общественности к до сих пор неизвестной стороне "беспилотной войны ЦРУ" (именно так операции с применением беспилотников окрестили в западной прессе) может дополнительно осложнить и без того непростые отношения США и Пакистана. На словах Исламабад неоднократно осуждал гибель мирных жителей в ходе американских авиаударов, однако на практике до последнего времени никаких препятствий ЦРУ не чинил. Считается, что между пакистанскими властями и американскими спецслужбами на этот счет существовала некая секретная договоренность.
 
Однако в последние месяцы ситуация начала меняться. Отношения между двумя странами резко ухудшились после ликвидации Осамы бин Ладен - об этой операции, которую американский спецназ осуществил на территории Пакистана, местные спецслужбы не были предупреждены. Более того, впоследствии в США неоднократно заявляли, что подозревают пакистанскую разведку в укрывательстве "террориста номер 1".
 
В результате в конце июня Пакистан отказал США в праве пользоваться авиабазой Шамси в Белуджистане, откуда до последнего времени производились вылеты американских беспилотников. Однако очевидно, что на практике этот шаг станет для Вашингтона не более чем неудобством. Уже давно известно о планах ЦРУ по созданию специальной базы для БПЛА в Персидском заливе. При этом беспилотники Reaper, которые применяются в Пакистане, способны находиться в воздухе свыше 30 часов при дальности полета до 6 тысяч километров - этого более чем достаточно, чтобы долететь до афганской границы и обратно.
 
Другим следствием публикации отчета TBIJ может стать появление нового возмутителя спокойствия, в роли которого на протяжении прошлых лет выступал сайт WikiLeaks (кстати, осенью 2010 года организация выступала партнером WikiLeaks в ходе публикации материалов о войне в Ираке).
 
Бюро журналистских расследований было создано совсем недавно, всего чуть больше года назад, однако за это время организация успела произвести несколько крупных разоблачений. Например, в первом докладе TBIJ в июне 2010 года была доказана финансовая связь между Всемирной организации здравоохранения и производителями противогриппозных препаратов в ходе эпидемии свиного гриппа. В результате в ВОЗ объявили о реформе, направленной на устранение подобных конфликтов интересов.
 
До сих пор расследования TBIJ не привлекали к себе слишком широкого внимания. Однако публикация данных об убитых гражданских лицах в ходе авиаударов ЦРУ вполне может стать историей, после которой о Бюро журналистских расследований заговорит весь мир.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer