Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МАКС: небесные надежды


15 августа 2011 года Михаил Кукушкин, Московские новости


Завтра в Жуковском на аэродроме Летно-испытательного института им. Громова откроется десятый по счету Международный авиационно-космический салон. Юбилейный МАКС почтят своим присутствием оба гиганта, практически поделивших между собой глобальный рынок средне- и дальнемагистральных гражданских самолетов, — американский Boeing и европейский Airbus. А отечественные авиастроители, которые покинули мировой рынок почти одновременно с исчезновением социалистического лагеря два десятилетия назад, на МАКС-2011 обещают продемонстрировать что-то вроде восстановления некоторых утраченных позиций.

В разделе военной авиации публика увидит технику наших наиболее вероятных партнеров из Европы и США, с прицелом на которых отечественная боевая авиация, собственно, и развивается. Причем американские военные самолеты прилетят в Подмосковье впервые после четырехлетнего перерыва.
 
На этом богатом международном фоне бросается в глаза чисто символическое присутствие на МАКС-2011 китайского авиапрома, который в последние пару лет сделал сенсационный рывок вперед. Китайцы теперь рекламируют свои собственные авиасалоны. Да, стенд Airshow China-2012 в Жуковском все же будет.
 
Финансовый прогноз на МАКС-2011 в конце прошлой недели сделал гендиректор организатора выставки — ОАО «Авиасалон» Владимир Борисов. Он сказал, что на прошлом МАКСе общая сумма заключенных контрактов приблизилась к $10 млрд, а на этот раз будет больше. «Мы знаем, что готовится серия серьезных документов, их объемы мы узнаем позднее», — пообещал он. Правда, в прошлом МАКС отличался тем, что совершенные на нем сделки не всегда воплощались в жизнь. Вот несколько технических и финансовых проектов, которые в свое время породили в российском авиапроме большие надежды, но не оправдали их.
 
Регулярно проводить Международный авиакосмический салон в России начали как раз тогда, когда отечественное авиастроение стояло на пороге катастрофического спада, из которого отрасль не выбралась до сих пор. Правда, в 1993 году, когда МАКС впервые состоялся в нынешнем месте и под нынешним названием, глубину и продолжительность этого спада авиаконструкторы советской закваски еще не осознавали. И неправильно, как оказалось, представляли себе путь в будущее.
 
Уже тогда профессионалам было очевидно отставание от Запада в области авиационного двигателестроения. Советские двигатели тратили гораздо больше топлива и чаще ломались. Зато с точки зрения аэродинамики, качества планеров отечественные самолеты находились на мировом уровне. Коль скоро противостояние с западным миром закончилось, раз Россия и НАТО стали друзьями, в головах наших инженеров естественным образом нарисовалась многообещающая перспектива — скрестить хорошие западные двигатели с отличными российскими планерами. На МАКС-2003 публике был представлен проект Ил-96М/Т. Самолету Ил-96-300 удлинили фюзеляж, а двигатели ПС-90, выпускавшиеся Пермским моторным заводом, заменили на PW2337 производства канадской компании Pratt&Whitney. Всего было изготовлено два экземпляра нового самолета: один модификации М (пассажирский) и один Т (грузовой). В 1997 году Ил-96М был сертифицирован в США. Однако финансы для продолжения работ скоро иссякли, а российские авиакомпании в это время уже перестали покупать новую технику, выжимая все что можно из той, которая досталась им в результате раздела единого советского «Аэрофлота». Российско-американский гибрид оказался никому не нужен. В 1999 году Pratt&Whitney сняла с экспериментального самолета и увезла из России одолженные для этого проекта двигатели. В 2009 году фюзеляж первого и последнего Ил-96М окончательно уничтожен — разделан на металлолом.
 
На следующем МАКСе, в 1995 году, публике рассказали о новой туполевской разработке — Ту-334. Первый полет эта машина совершила четырьмя годами позже. Предполагалось, что она заменит морально устаревшие самолеты для ближних и местных авиалиний — Ту-134 и Як-40. Кстати, эта замена парка остается головной болью российских авиационных властей до сих пор.
 
А судьба Ту-334 сложилась печально. Вернее, просто не сложилась. И заодно погубила карьеры нескольких причастных к ней авиационных начальников. Правительство России несколько раз принимало, а потом пересматривало решение организовать серийное производство Ту-334 на разных авиазаводах по очереди. Первоначально его должны были делать на Таганрогском авиазаводе. В 2002 году проект передали Луховицкому авиазаводу, принадлежащему РСК «МиГ», где специально для Ту-334 построили новый цех и начали сборку первой партии. На МАКС-2003 авиакомпания «Пулково» (в тот момент второй по величине авиаперевозчик в стране, позднее слившийся с авиакомпанией «Россия») даже заключила с РСК «МиГ» соглашение на поставку 25 самолетов Ту-334 на сумму $300 млн. Соглашение так и не было выполнено, а за срыв программы производства Ту-334 в конце того же 2003 года был уволен генеральный директор и генеральный конструктор «МиГа» Николай Никитин. Потом правительственное поручение заняться этой машиной получил Казанский авиазавод, где сборку наметили начать в 2007 году. Но и в Казани до серии дело не дошло. Ту-334 до сих пор периодически показывают на МАКСе и некоторых других авиационных выставках в странах СНГ.
 
На том же МАКС-2003 авиакомпания «Волга-Днепр» договорились с лизинговой компанией «Ильюшин финанс Ко» о лизинге шести грузовых самолетов Ил-96-400Т. Эти машины планировал выпускать воронежский авиазавод ВАСО. Технически они связаны с закрытой российско-американской программой Ил-96М/Т. Только оснащены двигателями российского производства. Сумма этого контракта также оценивалась тогда в $300 млн. Судьба сделки оказалась несколько успешнее, чем две предыдущие истории, хотя тоже довольно долгой и причудливой. К тому времени, когда ВАСО построил первый Ил-96-400Т, использовав «задел» фюзеляжа, сохранившийся на заводе с советских времен, «Волга-Днепр» перестала интересоваться этим типом воздушных судов. В 2007 году контракт был перезаключен с авиакомпанией «Атлант-Союз». ВАСО успел собрать еще один самолет «с нуля», когда «Атлант-Союз» решил сменить специализацию и уйти из грузовых перевозок. К счастью для завода и для лизинговой компании, в 2009 году контракт удалось перезаключить еще раз — на авиакомпанию «Полет». Сейчас в ее парке работает уже четыре Ил-96-400Т.
 
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ НА МАКС-2011
 
В этом году в летной программе МАКСа и на статической стоянке впервые будет показан истребитель пятого поколения (ПАК ФА) разработки компании «Сухой». Гражданская продукция той же компании будет представлена двумя пассажирскими самолетами регионального класса «Сухой Суперджет 100». Один из них покажет себя в воздухе, а второй будет доступен для обозрения на земле. Airbus и Boeing также порадуют посетителей своими новинками. Самый большой в мире пассажирский самолет A380 европейского концерна Airbus уже побывал в Москве с кратким демонстрационным визитом в 2009 году, но столичная публика впервые сможет потрогать его руками на авиасалоне. А вот дальнемагистральный пассажирский лайнер Boeing-787 Dreamliner, коммерческая эксплуатация которого начнется в этом году, в Москву до сих пор не залетал. С 2016 года эти машины начнут регулярно летать в России под флагом «Аэрофлота». Порадует посетителей авиасалона и выступление пилотажных групп. Свое мастерство посетителям выставки покажут асы четырех российских групп — «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Русь», а также пилотажная группа Baltic Bees из Латвии.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer