Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Унификация средств контроля: Проблемы и возможности


15.08.11 14:00 Валерий Зотов, Ибрагим Ахматов, Владимир Коковин, Журнал "Авиапанорама", №4-2011


Средства эксплуатационного контроля (СЭК) относятся к одной из групп средств технического обслуживания, наиболее существенно влияющих на боеготовность, безопасность полетов и экономичность эксплуатации воздушных судов военного назначения. Эффективность применения СЭК во многом зависит от уровня их автоматизации, унификации для различных типов воздушных судов и интеграции в них новых функций по информационной поддержке жизненного цикла изделий авиационной техники. Этим вопросам была посвящена научно-техническая конференция «Проблемы интеграции средств наземного контроля самолетов фронтовой авиации новых поколений и пути их решения», прошедшая на базе НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы) 4 ЦНИИ Минобороны России.

 
Конференция, в которой приняло участие более 40 органов военного управления, предприя­тий промышленности и эксплуатирующих организаций, подтвердила актуальность заявленной проблемы, однако полной уверенности в возможности ее решения пока нет.
 
Конференция показала, что основные сложности в решении проблемы унификации наземных и наземно-бортовых СЭК кроются в отсутствии согласованных между Заказчиком и разработчиками концептуальных взглядов на их разработку, внедрение   и развитие с учетом новой системы формирования авиационных группировок и внедрением сервисных центров технического обслуживания авиационной техники. 
 
В основном докладе конференции были представлены основные положения разработанного в 13 ГНИИ МО РФ (в настоящее время – НИЦ ЭРАТ) проекта «Концепции разработки и внедрения информационно-диагностической системы обеспечения обслуживания самолетов фронтовой авиации» («Эксплуатация самолета будущего должна начинаться сегодня», «Авиапанорама» №5-2008 г.).
 
Рассмотренный в докладе проект концепции определяет следующие основные требования к перспективной системе СЭК:
 
1) Разработка новых СЭК должна базироваться на базе глубоких научных исследований всего многообразия объектов контроля, проводимых с участием научно-исследовательских организаций (НИО) Минобороны России.
2) В СЭК должно быть интегрировано решение различных задач технического обслуживания самолета:
- контроль технического состояния самолета как по информации от контрольных разъемов ботового оборудования, так и по информации, зарегистрированной бортовыми устройствами регистрации в полете;
- ввод настроечных данных объекта управления, градуировка датчиков первичной информации;
- информационная поддержка процедур технического обслуживания самолета.
Такие средства определены в концепции как информационно-диагностические средства (ИДС) технического обслуживания самолета.
3) ИДС должны быть унифицированы для различных типов самолетов фронтовой авиации (ФА), как существующих, так и перспективных.
4) Формирование и утверждение технических заданий (ТЗ) на ИДС должно осуществляться учреждениями Минобороны России.
5) Разработка ИДС должна вестись на конкурсной основе.
 
Естественно, что изложенный в докладе подход к созданию новых СЭК вызвал неоднозначную реакцию со стороны представителей промышленности, т.к. он может привести к изменению сложившейся системы заказов для традиционных разработчиков и производителей СЭК, ориентирующихся на конкретные типы самолетов или на отдельные виды бортового оборудования. А это для промышленности не всегда экономически выгодно, да и конкуренция в области разработки СЭК чаще сводится к конкуренции влияний на Заказчика и остается на уровне многообещающих заверений. Основной причиной этой проблемы является отсутствие единой технической политики Государственного Заказчика.
 
Явно никто не против унификации СЭК, но и движений в этом направлении не наблюдается. В результате нас ждет очередной скачок многообразия СЭК для самолетов уже новых поколений.
 
Сегодня разработчики наземных СЭК разделились на два почти независимых лагеря: разработчики наземных устройств обработки (НУО) полетной информации (так называемых средств объективного контроля) и разработчики наземных автоматизированных средств контроля (НАСК).
 
Но ведь очевидно, что контроль технического состояния всегда должен быть единым и объективным, независимо от того, по какой информации он осуществляется: по информации бортовых устройств регистрации или по сигналам от контрольных разъемов бортового оборудования. И, конечно же, самым объективным контролем будет контроль по результатам комплексной обработки всей имеющейся диагностической информации. Именно это и заложено в концепции ИДС.
 
В ходе конференции было предложено продолжить работу НИЦ ЭРАТ по отработке и распространению основных положений рассмотренной на ней концепции на все воздушные суда военного назначения (ВС ВН). Такая работа уже начата и будет завершена до конца этого года.    Будет ли новая редакция концепции воспринята промышленностью? Вопрос открытый.
 
Вторым после разработки и утверждения концепции шагом к созданию условий для обеспечения унификации должна быть отработка единых требования к ИДС различных типов воздушных судов военного назначения (ВС ВН). Такие требования должны быть выработаны на основе комплексных исследований ВС ВН как объектов технического обслуживания с учетом специфики контроля технического состояния различных видов оборудования. В настоящее время исследования проведены применительно к силовым установкам самолетов фронтовой авиации. Исследования показали возможность создание унифицированного ИДС для технического обслуживания самолетов фронтовой авиации как четвертого поколения, так и 4++ и 5 поколений. Более того, в результате исследований стала видна принципиальная возможность распространения результатов разработки на силовые установки стратегической и транспортной авиации.
 
Поэтому основания для оптимизма в решении задачи унификации информационно-диагностических средств технического обслуживания ВС ВН все-таки есть, что подтверждается некоторыми практическими шагами в этом направлении.
 
ЗАО НПП «ИДС МАЯК» совместно с ОАО «Концерн КЭМЗ» при научно-методическом сопровождении НИЦ ЭРАТ разработали унифицированное ИДС для технического обслуживания самолетов типа Су-27, Су-30МК и Су-34 (ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М»). Изделие прошло весь цикл испытаний с получением литеры О1 и в настоящее время успешно эксплуатируется в ВВС России и Малайзии. В настоящее время завершается разработка модификации ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М» нового поколения (далее ИДС). При его разработке выбрана принципиально новая элементная база, позволившая значительно уменьшить массу и габариты изделия. При этом полностью сохранена преемственность с предыдущей разработкой, что позволит обеспечить полную унификацию данного изделия для обеспечения обслуживания силовых установок всех самолетов фронтовой авиации.
 
Благодаря реализации в новом ИДС более развитого алгоритмического обеспечения будут решаться следующие задачи по обеспечению обслуживания силовой установки: непрерывный контроль исправности (функционирования) с сигнализацией об отклонениях от нормальной работы и выдачей рекомендаций по необходимым действиям; установление (диагностирование) причин изменения технического состояния силовой установки; оценка тенденций изменения (прогнозирование) технического состояния; оценка показателей выработки ресурса; формирование единых баз данных о техническом состоянии в виде «Электронного формуляра»; информационная (экспертная) поддержка принятия решений по результатам контроля технического состояния.
 
Изделие имеет открытую архитектуру с возможностью расширения состава, функций и решаемых задач. В качестве устройства обработки информации используется планшетный компьютер с тактовой частотой центрального процессора не менее 3 ГГц, объемом памяти ОЗУ – 2 Гбайт, объемом памяти ДЗУ –180 Гбайт. Блок концентрации сигналов обеспечивает преобразование поступающей от контрольных разъемов бортового оборудования и дополнительных датчиков информации и концентрации ее в единый поток, поступающий в УОИ по магистрали «Ethernet». «Электронный ключ» обеспечивает защиту от несанкционированного доступа к информационному, программному обеспечению и к электронным блокам обслуживаемого оборудования. Комплект съемных накопителей информации имеет объем энергонезависимой памяти 8 Гбайт и обеспечивает информационный обмен с другими средствами контроля самолета. Питание ИДС осуществляется от бортового аварийного источника 24…27 В или любого другого источника с аналогичными параметрами.
 
ИДС выполнен в виде переносного блока в соответствии с требованиями по группе исполнения 1.10 по ГОСТ РВ20.39.304-98, обеспечивающих эксплуатацию во временных сооружениях, автомобилях, на открытых аэродромах и стоянках самолетов одиночного или группового базирования.
 
В настоящее время проводится проработка технических вопросов применения унифицированного ИДС для технического обслуживания силовых установок самолетов типа Су-24, Су-25, Т-50 и МиГ-29. Опытный образец унифицированного ИДС будет демонстрироваться на авиасалоне МАКС-2011 в экспозиции ОАО «Концерн КЭМЗ».
 
Унификация средств технического обслуживания воздушных судов военного назначения не только жизненно необходима эксплуатирующим организациям, но она нужна и самим предприятиям промышленности. В нынешних условиях ограниченного финансирования и относительного снижения научно-технических потенциалов предприятий стремление к унификации естественным путем создаст условия для интеграции этих потенциалов и к взаимовыгодному сотрудничеству. И начинать такую работу нужно безотлагательно. Еще есть возможности успеть сделать самолеты типа Су-35 и Т-50 самыми контролепригодными и экономичными в эксплуатации из всех отечественных самолетов фронтовой авиации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer