Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перспектива Ту-204СМ и МС-21 ждет прояснения на МАКС-2011


15.08.11 14:15 Николай Якубович, Журнал "Авиапанорама", №4-2011


С момента распада СССР прошло около 20 лет. За этот период из сохранившегося задела Советского Союза на авиалинии вышли лишь самолеты Ту-204/214, Ил-96 и несколько экземпляров Ил-114-100. Выдержал сертификационные испытания самолет Ту-334, но так и остался без господдержки, несмотря на заинтересованность в нем авиакомпаний. В Ташкенте доделывают последние два Ил-114. Не очень-то власть заботится и о продвижении строящегося в Воронеже самолета Ан-148, объемы производства которого явно не удовлетворяют спрос. Зато остающийся без заказов «Суперджет» по-прежнему в фаворе. Ставка, сделанная на иностранные двигатели, авионику и прочее оборудование, похоже, не оправдалась. На недавнем авиасалоне в Париже на эту машину не удалось подписать ни одного контракта, что подтверждает ранние прогнозы отечественных специалистов. Одна из главных причин неудач SSJ – отсутствие в стране аэродромов с необходимым для него высококачественным искусственным покрытием. Однако государство за широкомасштабную реконструкцию аэропортов не берется. Значит, SSJ сделан для иностранцев, но им он не пришелся ко двору. На выходе – самолет Ту-204СМ, предшественник которого с трудом пробивал дорогу к пассажирам. Сказались и инерционность мышления, и многие другие негативные черты советского и постсоветского авиапрома. Но он летает, а когда дошла очередь до улучшения эксплутационных характеристик и на горизонте у авиакомпаний появилась возможность эксплуатировать машину с таким же темпом, как и иномарки, то нашлись реформаторы, вновь пытающиеся ставить палки в колеса. На этом фоне появились слухи о предстоящем прекращении работ по перспективному МС-21 и превращении SSJ в среднемагистральный авиалайнер, даже вспомнили его «замороженный» 130-местный вариант. Дескать, он спасет отрасль. Однако превратить ближнемагистральный самолет в среднемагистральный, да еще увеличить платную нагрузку, «малой кровью» невозможно. Избежать удлинения фюзеляжа, увеличения запаса топлива и, как следствие, утяжеления машины не удастся, а это потянет за собой поиски новых двигателей. Однако в середине июля 2011 г. президент Корпорации «Иркут» А.И. Федоров на встрече с журналистами заявил, что Иркутский авиационный завод готов для сборки МС-21, но при этом оговорился, что для полной готовности необходимо лишь завершить работы по организации автоматизированной технологии сборки, а все цеха предприятия подвергаются глубокой модернизации для обеспечения программы выпуска МС-21. Производственные же мощности «Иркута» позволяют выпускать до 84 машин в год. МС-21, как и Ту-204СМ, предназначен для замены Ту-154, и на время его создания (на это уйдет времени не меньше, чем на SSJ) вариант «СМ» может с успехом занять свою нишу в системе авиаперевозок РФ, а возможно, и за рубежом.

Ту-204СМ
 
Последней модификацией самолета Ту-204, направленной на повышение его эксплуатационных характеристик, стал вариант «СМ», совершивший первый полет 29 декабря 2010 года. Давно уже не секрет, что главным препятствием на пути Ту-204/214 к заказчику стала низкая эксплуатационная надежность. Согласно статистике к середине 2010 г. произошло 226 авиационных инцидентов с этими машинами. Из них 31% неисправностей Ту-204 связан с шасси, 20% – с двигателем, на системы кондиционирования и управления приходится 13%. Близкая статистика и у Ту-214. Поэтому и была предпринята попытка существенного повышения надежности авиалайнера.

Ожидается, что надежность и экономическая эффективность Ту-204СМ, оснащенного, в частности, двигателями ПС-90А2, новым оборудованием, соответствующим современным и перспективным требованиями ИКАО и Евроконтроля (например: новой цифровой системой управления, доработанными шасси с ресурсом, доведенным до уровня планера, топливной и гидравлической системами, а также улучшенным интерьером), приблизятся к современным иномаркам. Одновременно предпринимаются меры по послепродажной поддержке авиалайнера.
 
По сравнению с предшественником Ту-204-100Е, оснащенным двигателями ПС-90А, у варианта «СМ» максимальная коммерческая нагрузка возросла на две тонны, а дальность – на 600 км. Правда, при коммерческой нагрузке 21 т дальность полета будет ниже на 800 км по сравнению с МС-21. Сказываются преимущества новейшей машины как по весовой отдаче, так и в аэродинамике. Ресурс самолета составит 60 000 летных часов или 30 000 посадок в течение 25 лет. Больше до появления МС-21 и не требуется.

В начале 2011 г. завод «Авиастар-СП» и компания «Туполев» подготовили производственную программу серийного выпуска Ту-204СМ до 2016 г. Следует напомнить, что это предусмотрено Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 гг. и на период до 2015 г.», утвержденной постановлением правительства РФ. Но уже тогда эта машина кое-кому мешала. В частности, бывший президент ОАК А.И. Федоров не раз отмечал, что Ту-204СМ должен быть снят с производства после 2020 г., когда начнется эксплуатация МС-21. Но задержка с выходом на рынок Ту-204СМ может составить МС-21 куда более серьезную конкуренцию. Так стоит ли в этом случае ставить «палки в колеса»? Лучше ускорить сертификацию «Туполева». А это – загрузка «Авиастара», пополнение госбюджета.

Но и этот проект висит на волоске. Из-за эмбарго, наложенного США (с их помощью был модифицирован двигатель в вариант ПС-90А2), видимо, придется отказаться от поставок Ту-204СМ в Иран или искать обходной путь. Вдобавок, банкиры, собиравшиеся поддержать проект, изменили свои решения, а ведь это реальный продукт, способный в кратчайшее время приносить прибыль. Да и стоимость его, по сравнению с вливаниями в SSJ и SAM-146, невелика – всего около 1,5 млрд рублей.

В обстановке, когда у экспертов появляются сомнения в перспективе МС-21, иного выхода у государства нет, кроме как поддержать проект Ту-204СМ, который вполне может сыграть свою роль вплоть до начала выпуска МС-21.
 
МС-21

Разработка МС-21 началась в начале века в ОКБ им. А.С. Яковлева и в, противовес RRJ, получила одобрение ведущих самолетостроительных предприятий страны, но не поддержку государства. Первоначально предлагались варианты от 132 до 168 мест, с двигателями ПС-12 (см. «Авиапанорама» №5-2005). Тогда же для МС-21 ГП «Ивченко-Прогресс» предлагало создать совместно с московским заводом «Салют» двигатель СПМ-21, который по расчетам получался в полтора раза дешевле, чем у «Пратт-Уитни». Но ставку сделали на ПД-14 объединения «Авиадвигатель» и для подстраховки – на PW1400G компании «Пратт-Уитни». Изменилась и размерность машины, теперь рассматриваются три ее варианта – от 150 до 212 пассажиров.
 
Отечественных двигателей пока нет, но разработчик утверждает, что они появятся вовремя. Во всяком случае, в декабре 2010 г. начались испытания газогенератора ПД-14 с камерой сгорания, изготовленной в Перми. Следует отметить, что штатная камера сгорания для ПД-14 разрабатывается на предприятии «Ивченко-Прогресс» в Запорожье. Первый же ПД-14 планируется изготовить в 2012 г., а сертификационные испытания завершить не позже 2014 г. с тем, чтобы в 2015-м начать его серийный выпуск. Не ясно только одно – с каким ресурсом поставят ПД-14 на крыло и будут ли выдержаны обещанные сроки.

В конструкции планера МС-21 предполагается использование современных конструкционных материалов, включая композиты, алюмостеклопластик. При этом их доля составит около 30%, что существенно облегчит планер, а это один из главных козырей авиастроителей. Но окончательный облик машины пока не определен, и остается надеяться, что это произойдет в ближайшее время.

Самолет предполагается изготавливать в широкой кооперации с отечественными предприятиями. В частности, крыло планируется делать в Казани и в Ульяновске. В ЦНТУ «Динамика» завершается изготовление наземного пилотажного стенда.

Но до сих пор не определились с авионикой, и не исключено, что ее поставки планируются из-за рубежа. Первый полет МС-21 должен состояться в 2014 г., а коммерческую эксплуатацию начать в 2016 г. Это все планы, опыт же показывает, что в нашей стране они с треском проваливаются.

Самолет создается в условиях жесткой конкуренции. Так, на 2016 г. запланирован выход на авиалинии нового китайского авиалайнера С919, а «Эрбас» передвинул начало эксплуатации ремоторизированного A320NEO с 2016 г. на осень 2015 г. Гарантировать же успех никто не может, но и подстраховаться нет желающих.

В соответствии с ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» на проведение НИОКР по гражданской авиационной технике в 2011 предусмотрено выделение 30,4 млрд рублей, значительная часть которых предназначена для финансирования МС-21.

Что касается рынка сбыта, то, по опубликованным данным со ссылкой на корпорацию «Иркут», в настоящее время имеются заказы на 190 МС-21. Крупнейшим заказчиком считается малайзийский холдинг Crecom Burj Resources, подписавший летом 2010 г. твердый контракт на 50 машин. Кроме этого, «Ростехнологии» намерены приобрести 50 МС-21. Проявляют интерес и другие компании, но пока на словах.

В то же время на крайнем салоне в Париже не было заключено ни одного контракта на приобретение этой новинки отечественного авиапрома. С МС-21 и Ту-204СМ пока много неопределенностей, и есть надежда, что на предстоящем МАКС-2011 наступит некоторая ясность в судьбе обоих проектов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer