Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


КАПО на службе у государства


15 августа 2011 года ВПК


1 июня текущего года с аэродрома Казанского авиационного завода впервые в воздух поднялся Ту-214ОН. Это первый авиалайнер, разработанный и собранный в рамках проекта «Открытое небо». Принятый в 1992 году в Хельсинки договорпо проекту «Открытое небо» ратифицировали 27 государств – участников ОБСЕ. Позднее – в 2001-м к их числу присоединилась и Россия. Выполнение инспекционных полетов над территорией других стран ранее проводилось самолетами Ту-154 и Ан-30.

Сегодня в сборочных цехах КАПО им. С. П. Горбунова находится уже второй самолет Ту-214ОН. Первый еще до конца текущего года будет передан заказчику – ОАО «Концерн радиостроения «Вега» и заменит на боевом посту выработавшие свой ресурс лайнеры. Кстати говоря, главное преимущество Ту-214ОН в том, что он был разработан под определенные цели изначально, а не дорабатывался после производства продукта, как это случилось с его предшественниками, выполняющими полеты по существующим соглашениям. К тому же Ту-214ОН стал первым самолетом, у которого еще на этапе создания были сняты ограничения по использованию аппаратуры иностранного производства в бортовом комплексе наблюдения. На международном авиакосмическом салоне «МАКС-2011» эта машина впервые будет представлена широкой публике, в том числе журналистам.
 
В преддверии пресс-показа еженедельник «ВПК» взял эксклюзивное интервью у генерального директора ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» Васила КАЮМОВА. Это даже не интервью, а разговор-размышление, поиск ответов на вопросы и поиск пути, по которому будет идти одно из крупнейших авиастроительных предприятий России – Казанское авиастроительное объединение.
 
Спецавиация. Предыстория
 
Так сложилось, что Казанский авиационный завод, существующий и выпускающий самолеты уже более восьми десятков лет, изначально был ориентирован на производство военной продукции. К заказам Министерства обороны слегка «примешивалась» доля специальных самолетов (Ту-104, Ил-62М), создававшихся для первых лиц государства, а значит, требовавших особого внимания и отработки. В различные годы здесь выпускались Ту-4, Ту-16, Ту-22… А в производстве и ремонте стратегических бомбардировщиков Ту-160 предприятие по-прежнему остается единственным заводом, имеющим мощности и компетенции для реализации подобных заказов.
 
Что и говорить, с такими возможностями и задачами производство гражданских лайнеров всегда было, так скажем, «прибавочным» направлением для нашего завода, которое не перешло в создание серийных машин. И в настоящее время кривая выпуска гражданских авиалайнеров продолжает «стремиться к нулю». К тому же еще в перестроечные годы процесс внедрения на рынок гражданской продукции отечественного производства резко сбавил темпы. Если в советское время летали и на Ту-114, и на Ту-154, то сегодня «балом правят» «Боинги» и «Аэрбасы», практически вытеснившие российских производителей с рынка. Причем развитие финансовых схем, в частности операционного лизинга, позволяет авиакомпаниям приобретать не только подержанные самолеты.
 
Еще одним определяющим моментом для КАПО при освоении сегмента специальной авиации стало развитие дальней авиации страны, на которой перестроечные времена тоже сказались нелучшим образом: программа производства Ту-160 была практически закрыта, а существующие бомбардировщики после распада СССР оказались на территории бывшей союзной республики – в Прилуках.
 
Именно в те годы, годы освоения и внедрения Ту-214, правда, тогда еще ориентированного на серийное производство в качестве гражданского продукта и проявившего лучшие эксплуатационные и летные характеристики, появились первые движения в развитии сегмента спецавиации, куда «пускать» западного производителя определенно невозможно.
 
Позднее, когда стало ясно, что «серия» Ту-214 не состоялась, совместно с разработчиком – ОАО «Туполев» была спроектирована целая линейка самолетов специального назначения на базе Ту-214, которые впоследствии были реализованы. Сегодня Ту-214 осуществляют полеты, выполняя задачи различных госструктур, в том числе в обслуживании перелетов первых лиц государства.
 
«Массовый» эксклюзив
 
Создание спецбортов – наукоемкий и сложный процесс как для разработчика, так и для нас – производителей. И не только. Поставщики и создатели новых систем и оборудования практически всегда в процессе производства продукта идут бок о бок с заводом. В самолетах специального назначения в зависимости от направления его использования устанавливаются радио- и электронная аппаратура, средства обеспечения коммуникаций и контроля, то есть дополнительная комплектация, поставляемая заводами-смежниками, такими как НПЦ «Кросна» (Москва), Солнечногорский электромеханический завод, ФГУП «НИИ Автоматика», Омский радиотехнический завод, для которых поставка узлов и комплектующих включает этапы их разработки, освоения, испытания. В конечном итоге, несомненно, получается товар штучный, единственный в своем роде.
 
Но несмотря на то, что товар штучный, мы должны, как бы парадоксально это ни звучало, максимально его унифицировать. Самолет должен состоять из определенных стандартизированных вещей, а специализированность машины обеспечиваться установкой необходимого оборудования и различной компоновкой салона. Все вариации и возможности нам надо сначала проработать, максимально сократить сроки и затраты на изготовление пусть даже штучных самолетов.
 
Сегодня в сегменте спецавиации эксплуатируются самолеты, практически полностью выработавшие свой ресурс. Еще пара-тройка лет и лайнеры постепенно начнут выходить из строя. Поэтому если сейчас начать процесс замены авиапарка спецбортов, то еще есть надежда на полноценное обеспечение выполнения стратегически важных для государства задач.
 
Подчеркну, замена парка специальных самолетов не может произойти одномоментно. Предприятие неспособно, впрочем, как и вся авиационная промышленность, не имея должного финансирования, в один миг обеспечить всю страну самолетами и в том количестве, в котором возникнет необходимость. Это нужно проводить планомерно и последовательно. Тогда, имея портфель твердо финансируемых заказов, мы сможем аккумулировать собственные средства на техперевооружение предприятия.
 
В настоящее время в процесс обновления авиапарка спецбортов уже включились и Управление делами президента России, и Министерство обороны, заказавшие самолеты Ту-214 для реализации различных проектов. Мы готовы продолжить формирование «портфеля». Дело только за заказчиками.
 
Для того чтобы быть успешными…
 
Логично, что будущее формируется на базе достигнутого. Это прежде всего направление стратегической авиации, традиционное для КАПО. Стратегический бомбардировщик Ту-160 в постперестроечные годы лишь чудом удалось сохранить, и его по-прежнему обслуживают и поддерживают в состоянии летной годности на нашем заводе. Причем предприятие также остается единственным заводом, выполняющим весь комплекс работ в этом направлении.
 
Сегодня есть необходимость ремонта другого бомбардировщика – Ту-22М3, производившегося Казанским авиастроительным заводом в течение двух десятков лет и находящегося на вооружении дальней авиации. Необходимость проведения восстановления, ремонта, обслуживания этих машин также дает нам необходимый объем работ, контракты на который должны подтвердить заказчики.
 
Да, несомненно, многое придется восстанавливать заново: производственные мощности, кадровый ресурс… Нужно готовить новый персонал, смотреть тех людей, которые увольняются из армии, и привлекать их. Что мы, кстати, и пытаемся сейчас делать, чтобы воссоздать этот костяк заново.
 
К сожалению, молодежь на промышленные предприятия идет работать с небольшой охотой. Оно и понятно: вокруг много предложений в самых различных направлениях деятельности, где можно получить все и сразу. Авиастроение же – та отрасль, где чтобы стать хорошим специалистом, нужно проработать не один год. Но ведь самолеты нам нужно строить уже сейчас… Поэтому вопрос престижности профессии авиастроителя – вопрос политический, государственный, если хотите. Но это тема отдельного разговора.
 
Нельзя не сказать еще об одном секторе развития, который мы осваиваем: о кооперации, о распределении объемов производства составляющих самолета по всем предприятиям страны. Работа по развитию кооперации в производстве воздушных судов была начата в ОАО «ОАК» одновременно с его созданием. С приходом нового руководства в лице М. Погосяна она получила новый импульс развития и стала одним из ключевых направлений корпорации.
 
Мы уже включились в этот процесс: сейчас на заводе ведется работа по подготовке крыльевого производства. В частности, это касается изготовления оперения для Ил-476 и крыльев для таких самолетов, как Ту-204СМ, SSJ и МС-21. Начиная с 2011 года мы формируем группы специалистов, которые направляются в Ульяновск, Комсомольск-на-Амуре для выполнения работ по производству воздушных судов и освоения того нового, что можно перенять для улучшения своего предприятия. На этих специалистов у нас большие надежды. Мы рассчитываем, что они станут тем кадровым потенциалом, который будет определять будущее КАПО в 30–50-е годы XXI века.
 
Да, мы должны не просто сидеть и ждать заказов, но искать перспективные направления, добиваться возможности дополнительного финансирования. Нам нужно не бояться меняться самим в этом переменчивом мире. Тогда и придет успех.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer