Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Улетное дежа вю


17 августа 2011 года Евгения Загрецкая, Компания


Четвертый год подряд Росавиация не может справиться с мошенниками на авиарынке – это авиационный альянс AirUnion, "КД Авиа", "Заполярье". Недавно заявление о банкротстве подала компания "Континент", оставив без возможности улететь несколько тысяч своих пассажиров. Только когда ее гендиректору предъявили обвинения в мошенничестве, регулятор начал думать, как предотвратить подобные ситуации.

Банкротство "Континента" выглядит странно. По данным Росавиации, в июле компания продала 35 000 билетов на сумму, почти в 10 раз превышающую ее долг перед аэропортами, оцениваемый в 32 млн руб. Но генеральный директор перевозчика Владимир Красильников потратил всю выручку на покупку еще нескольких самолетов Ту-154 в собственность учрежденного им и его супругой ООО "Авиа Мир Лизинг". Теперь этим занимается прокуратура, возбуждено уголовное дело, руководство авиакомпании подозревается в мошенничестве по факту преднамеренного банкротства.
 
Лжебанкротство
 
Авиакомпания "Континент" была учереждена в 2007 году легендарной личностью на авиационном рынке - Станиславом Лейченко. Похоже, он решил попробовать повторить свой успех 18-летней давности - тогда Лейченко основал "Атлант-Союз", одну из первых частных авиакомпаний. В конце 1990-х гг. мэрия Москвы купила за $2,5 млн 26% ее акций, а позже довела пакет до контрольного. В итоге господин Лейченко сохранил лишь 10-процентный пакет столичной авиакомпании.
 
Он был военным летчиком, и так же, как его первое детище - "Континент", обосновавшись в Красноярске, начал заниматься грузовыми перевозками. В конце 2010-го Лейченко продал меньше половины акций компании Владимиру Красильникову, и с этого года она вышла на рынок пассажирских перевозок. Авиапредприятие выполняло регулярные рейсы примерно в 40 городов России и Украины, его авиапарк состоял из трех самолетов Ил-76 и девяти Ту-154.
 
В июле в авиакомпании случился коллапс. Всю выручку от билетов на полгода вперед Владимир Красильников потратил на покупку самолетов, а оборотных средств не хватило. Как следствие, в конце июля лайнеры "Континента" перестали обслуживать в аэропортах из-за долгов, оценивавшихся всего в 32 млн руб. Почему Красильников написал заявление в Росавиацию об отзыве сертификата эксплуатанта и подал заявление о банкротстве, непонятно. "Решение о покупке самолетов выглядит очень странно, так как август является одним из самых тяжелых месяцев для авиакомпаний, - считает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. - Объем перевозок, как правило, очень большой, при этом все продажи билетов уходят на осень. Авиакомпании свою текущую деятельность финансируют за счет продаж будущих перевозок. Все громкие банкротства происходили именно в августе".
 
Действительно, именно в конце августа 2008 года перестали выполнять рейсы самолеты авиаальянса AirUnion, а ровно год спустя аналогичный кризис случился у "КД Авиа". При этом компании имели одну проблему - доходов от продажи билетов перестало хватать на покрытие текущих затрат. В результате оба перевозчика в начале осени объявили о банкротстве.
 
Речь тогда, правда, шла о гораздо более крупных суммах долга. Кредиторы "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний" подали иски на общую сумму около $1 млрд. Кроме того, Московская межрегиональная транспортная прокуратура выявила в AirUnion долг по зарплате более чем в 60 млн руб. Тогда у компании еще имелась слабая надежда на ГК "Ростехнологии", которая должна была стать акционером авиаальянса. В какой-то момент госкорпорация заявила о готовности погасить долги перевозчика, однако спустя некоторое время отказалась от своего решения, обосновав это тем, что не может гарантировать работу AirUnion. Против владельцев компании, братьев Абрамовичей, было возбуждено уголовное дело, однако авиамагнатам удалось увести часть финансовых потоков в офшоры и скрыться. Долги калининградской "КД Авиа", пострадавшей из-за кризиса в 2009 году, превышали 4 млрд руб. Обанкротившийся перевозчик задолжал только своим сотрудникам около 250 млн руб., и эти деньги не выплачены до сих пор.
 
В сравнении с данными цифрами суммы "Континента" выглядят поразительно. "Такой долг не может быть причиной для банкротства компании, - рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Если взять любую другую авиакомпанию, то там будут более высокие текущие долги. И это нормально для бизнеса авиаперевозок, который строится на взаиморасчетах и платежах с большой задержкой. Пассажир покупает билет сегодня, летит через неделю, а деньги компания получает через месяц".
 
По всей видимости, к выводу денежных средств топ-менеджмент готовился заранее. Только в апреле Росавиация проверяла "Континент" и никаких нарушений в его работе не обнаружила. Представители авиационного ведомства заявили "Ко", что ошибок с их стороны допущено не было. В процессе сертификации производилась оценка экономического состояния перевозчика. По размеру выплат в Пенсионный фонд, расходов на авиационное обеспечение и выплат персоналу финансовое состояние "Континента" оценивалось как благополучное, и ведомство не имело права ограничить или аннулировать сертификат эксплуатанта авиакомпании. "Ведомство выдает сертификат эксплуатанта, но в случае серьезного нарушения оно может забрать его или, как это было с "Континентом", авиаперевозчик сам может его вернуть, - поясняет Роман Гусаров. - Если же речь идет об умышленном банкротстве, то у Росавиации нет специалистов по выявлению таких действий". Большинство отраслевых экспертов полагают, что подобные проблемы можно решить исключительно путем изменения законодательства о банкротстве, которое на данный момент является несовершенным и нуждается в серьезных доработках.
 
$6 млрд - не долг
 
В Европе и США власти стараются не доводить авиакомпании до прекращения полетов и оперативно предоставляют помощь при возникновении проблем. "Необходимо совершенствовать защиту компаний от кредиторов, - считает Алексей Синицкий. - В Кодексе о банкротстве США есть глава 11, благодаря которой крупнейшие американские авиакомпании без потерь для пассажиров пережили банкротство. При этом на их производственной деятельности это никак не сказалось". Именно из-за слаженности работы системы в США редки случаи, когда американские граждане застревают в аэропорту. Как правило, это происходит при возникновении ЧП - вроде сбоя в работе компьютеров или аномальных погодных условий. В случае же банкротства работа перевозчика продолжается.
 
Используя главу 11, один из крупнейших американских перевозчиков US Airways уже дважды получал временную защиту от кредиторов и возможность благополучно выйти из непростой ситуации. "В США невозможно обанкротить компанию одномоментно. Законодательство позволяет заморозить долги на время, которое необходимо, - рассказывает глава консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. - Власти понимают, что перевозчика нельзя останавливать, так как это грозит коллапсом. Воздушный транспорт построен на клиринге, пассажиры покупают билеты сегодня, а авиакомпания перевозит их через полгода. Поэтому, если American Airlines имеет долги, к примеру на $6 млрд, это еще не значит, что компания - банкрот. Для продолжения деятельности авиакомпания может взять еще один кредит в счет будущих покупок билетов".
 
Курс на укрупнение
 
Сейчас в Росавиации опомнились и предложили изменить сертификационные требования. Суть инициативы заключается в том, что регулярными перевозками будут заниматься авиакомпании, имеющие в парке не менее 20 однотипных судов, все остальные смогут выполнять только чартерные рейсы. "Если оперировать большим парком самолетов, то опасность того, что обязательство по перевозке пассажиров не будет выполнено, сводится к минимуму", - сказал "Ко" советник главы Росавиации Сергей Извольский. На сегодняшний день этим требованиям отвечают лишь четыре перевозчика: "Аэрофлот", "Трансаэро", S7 и "Россия".
 
Исходя из логики Росавиации, в стране слишком много небольших авиакомпаний, которых в силу их финансовой нестабильности быть не должно. Однако эта идея не до конца соответствует реальности. "Если мы живем в городе-миллионнике и летаем в Европу и на курорты, то нам вполне хватит и трех компаний, - рассуждает Алексей Синицкий. - Но имеется огромная часть населения, живущая в небольших населенных пунктах, для которой крупнейшие авиакомпании вряд ли будут осуществлять перевозки, так как это невыгодно". Сейчас крупнейшие игроки заняли наиболее прибыльные маршруты и привлекают 90% всех авиапассажиров. И если предложение о 20 однотипных бортах примут, то для перевозки оставшихся 10% им придется осваивать остальное пространство. А еще уменьшение количества авиакомпаний автоматически приведет к ограничению конкуренции, что негативно скажется на рынке, а следовательно, и ценах на авиабилеты.
 
Увеличение числа однотипных бортов - не единственная инициатива чиновников. Минтранс планирует создать фонд гарантирования авиаперевозок, средства в который будут изыматься из стоимости каждого проданного билета. В случае банкротства авиакомпании фонд станет выделять средства для перевозки пассажиров этого перевозчика. "Сама по себе идея выглядит хорошо. Если вычитать из стоимости каждого билета по 20 руб. в счет фонда, за три года он получит 3 млрд руб. Непонятно одно - будет ли этого достаточно? - говорит генеральный директор Aviacassa.ru Максим Побережник. - Если обанкротятся крупные авиакомпании, такие как "Аэрофлот" или S7, этого не хватит".
 
Создание фонда выглядит как перекладывание обязанностей государства на частный бизнес, считают эксперты. После краха AirUnion власти ежегодно предусматривают бюджетные средства для финансовых гарантий на случай очередного авиаколлапса. И если фонд будет создан, государство избавится от подобной необходимости.
 
Авиакомпании восприняли новости от чиновников без энтузиазма: ведь подобные меры приведут к увеличению финансовой нагрузки. При этом уклониться от обязанности пополнения фонда перевозчики не смогут - с 1 января 2013 года у компаний, являющихся участниками системы по гарантированию перевозок, будет аннулирован сертификат эксплуатанта.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer