Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Улетное дежа вю


17 августа 2011 года Евгения Загрецкая, Компания


Четвертый год подряд Росавиация не может справиться с мошенниками на авиарынке – это авиационный альянс AirUnion, "КД Авиа", "Заполярье". Недавно заявление о банкротстве подала компания "Континент", оставив без возможности улететь несколько тысяч своих пассажиров. Только когда ее гендиректору предъявили обвинения в мошенничестве, регулятор начал думать, как предотвратить подобные ситуации.

Банкротство "Континента" выглядит странно. По данным Росавиации, в июле компания продала 35 000 билетов на сумму, почти в 10 раз превышающую ее долг перед аэропортами, оцениваемый в 32 млн руб. Но генеральный директор перевозчика Владимир Красильников потратил всю выручку на покупку еще нескольких самолетов Ту-154 в собственность учрежденного им и его супругой ООО "Авиа Мир Лизинг". Теперь этим занимается прокуратура, возбуждено уголовное дело, руководство авиакомпании подозревается в мошенничестве по факту преднамеренного банкротства.
 
Лжебанкротство
 
Авиакомпания "Континент" была учереждена в 2007 году легендарной личностью на авиационном рынке - Станиславом Лейченко. Похоже, он решил попробовать повторить свой успех 18-летней давности - тогда Лейченко основал "Атлант-Союз", одну из первых частных авиакомпаний. В конце 1990-х гг. мэрия Москвы купила за $2,5 млн 26% ее акций, а позже довела пакет до контрольного. В итоге господин Лейченко сохранил лишь 10-процентный пакет столичной авиакомпании.
 
Он был военным летчиком, и так же, как его первое детище - "Континент", обосновавшись в Красноярске, начал заниматься грузовыми перевозками. В конце 2010-го Лейченко продал меньше половины акций компании Владимиру Красильникову, и с этого года она вышла на рынок пассажирских перевозок. Авиапредприятие выполняло регулярные рейсы примерно в 40 городов России и Украины, его авиапарк состоял из трех самолетов Ил-76 и девяти Ту-154.
 
В июле в авиакомпании случился коллапс. Всю выручку от билетов на полгода вперед Владимир Красильников потратил на покупку самолетов, а оборотных средств не хватило. Как следствие, в конце июля лайнеры "Континента" перестали обслуживать в аэропортах из-за долгов, оценивавшихся всего в 32 млн руб. Почему Красильников написал заявление в Росавиацию об отзыве сертификата эксплуатанта и подал заявление о банкротстве, непонятно. "Решение о покупке самолетов выглядит очень странно, так как август является одним из самых тяжелых месяцев для авиакомпаний, - считает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. - Объем перевозок, как правило, очень большой, при этом все продажи билетов уходят на осень. Авиакомпании свою текущую деятельность финансируют за счет продаж будущих перевозок. Все громкие банкротства происходили именно в августе".
 
Действительно, именно в конце августа 2008 года перестали выполнять рейсы самолеты авиаальянса AirUnion, а ровно год спустя аналогичный кризис случился у "КД Авиа". При этом компании имели одну проблему - доходов от продажи билетов перестало хватать на покрытие текущих затрат. В результате оба перевозчика в начале осени объявили о банкротстве.
 
Речь тогда, правда, шла о гораздо более крупных суммах долга. Кредиторы "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний" подали иски на общую сумму около $1 млрд. Кроме того, Московская межрегиональная транспортная прокуратура выявила в AirUnion долг по зарплате более чем в 60 млн руб. Тогда у компании еще имелась слабая надежда на ГК "Ростехнологии", которая должна была стать акционером авиаальянса. В какой-то момент госкорпорация заявила о готовности погасить долги перевозчика, однако спустя некоторое время отказалась от своего решения, обосновав это тем, что не может гарантировать работу AirUnion. Против владельцев компании, братьев Абрамовичей, было возбуждено уголовное дело, однако авиамагнатам удалось увести часть финансовых потоков в офшоры и скрыться. Долги калининградской "КД Авиа", пострадавшей из-за кризиса в 2009 году, превышали 4 млрд руб. Обанкротившийся перевозчик задолжал только своим сотрудникам около 250 млн руб., и эти деньги не выплачены до сих пор.
 
В сравнении с данными цифрами суммы "Континента" выглядят поразительно. "Такой долг не может быть причиной для банкротства компании, - рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Если взять любую другую авиакомпанию, то там будут более высокие текущие долги. И это нормально для бизнеса авиаперевозок, который строится на взаиморасчетах и платежах с большой задержкой. Пассажир покупает билет сегодня, летит через неделю, а деньги компания получает через месяц".
 
По всей видимости, к выводу денежных средств топ-менеджмент готовился заранее. Только в апреле Росавиация проверяла "Континент" и никаких нарушений в его работе не обнаружила. Представители авиационного ведомства заявили "Ко", что ошибок с их стороны допущено не было. В процессе сертификации производилась оценка экономического состояния перевозчика. По размеру выплат в Пенсионный фонд, расходов на авиационное обеспечение и выплат персоналу финансовое состояние "Континента" оценивалось как благополучное, и ведомство не имело права ограничить или аннулировать сертификат эксплуатанта авиакомпании. "Ведомство выдает сертификат эксплуатанта, но в случае серьезного нарушения оно может забрать его или, как это было с "Континентом", авиаперевозчик сам может его вернуть, - поясняет Роман Гусаров. - Если же речь идет об умышленном банкротстве, то у Росавиации нет специалистов по выявлению таких действий". Большинство отраслевых экспертов полагают, что подобные проблемы можно решить исключительно путем изменения законодательства о банкротстве, которое на данный момент является несовершенным и нуждается в серьезных доработках.
 
$6 млрд - не долг
 
В Европе и США власти стараются не доводить авиакомпании до прекращения полетов и оперативно предоставляют помощь при возникновении проблем. "Необходимо совершенствовать защиту компаний от кредиторов, - считает Алексей Синицкий. - В Кодексе о банкротстве США есть глава 11, благодаря которой крупнейшие американские авиакомпании без потерь для пассажиров пережили банкротство. При этом на их производственной деятельности это никак не сказалось". Именно из-за слаженности работы системы в США редки случаи, когда американские граждане застревают в аэропорту. Как правило, это происходит при возникновении ЧП - вроде сбоя в работе компьютеров или аномальных погодных условий. В случае же банкротства работа перевозчика продолжается.
 
Используя главу 11, один из крупнейших американских перевозчиков US Airways уже дважды получал временную защиту от кредиторов и возможность благополучно выйти из непростой ситуации. "В США невозможно обанкротить компанию одномоментно. Законодательство позволяет заморозить долги на время, которое необходимо, - рассказывает глава консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. - Власти понимают, что перевозчика нельзя останавливать, так как это грозит коллапсом. Воздушный транспорт построен на клиринге, пассажиры покупают билеты сегодня, а авиакомпания перевозит их через полгода. Поэтому, если American Airlines имеет долги, к примеру на $6 млрд, это еще не значит, что компания - банкрот. Для продолжения деятельности авиакомпания может взять еще один кредит в счет будущих покупок билетов".
 
Курс на укрупнение
 
Сейчас в Росавиации опомнились и предложили изменить сертификационные требования. Суть инициативы заключается в том, что регулярными перевозками будут заниматься авиакомпании, имеющие в парке не менее 20 однотипных судов, все остальные смогут выполнять только чартерные рейсы. "Если оперировать большим парком самолетов, то опасность того, что обязательство по перевозке пассажиров не будет выполнено, сводится к минимуму", - сказал "Ко" советник главы Росавиации Сергей Извольский. На сегодняшний день этим требованиям отвечают лишь четыре перевозчика: "Аэрофлот", "Трансаэро", S7 и "Россия".
 
Исходя из логики Росавиации, в стране слишком много небольших авиакомпаний, которых в силу их финансовой нестабильности быть не должно. Однако эта идея не до конца соответствует реальности. "Если мы живем в городе-миллионнике и летаем в Европу и на курорты, то нам вполне хватит и трех компаний, - рассуждает Алексей Синицкий. - Но имеется огромная часть населения, живущая в небольших населенных пунктах, для которой крупнейшие авиакомпании вряд ли будут осуществлять перевозки, так как это невыгодно". Сейчас крупнейшие игроки заняли наиболее прибыльные маршруты и привлекают 90% всех авиапассажиров. И если предложение о 20 однотипных бортах примут, то для перевозки оставшихся 10% им придется осваивать остальное пространство. А еще уменьшение количества авиакомпаний автоматически приведет к ограничению конкуренции, что негативно скажется на рынке, а следовательно, и ценах на авиабилеты.
 
Увеличение числа однотипных бортов - не единственная инициатива чиновников. Минтранс планирует создать фонд гарантирования авиаперевозок, средства в который будут изыматься из стоимости каждого проданного билета. В случае банкротства авиакомпании фонд станет выделять средства для перевозки пассажиров этого перевозчика. "Сама по себе идея выглядит хорошо. Если вычитать из стоимости каждого билета по 20 руб. в счет фонда, за три года он получит 3 млрд руб. Непонятно одно - будет ли этого достаточно? - говорит генеральный директор Aviacassa.ru Максим Побережник. - Если обанкротятся крупные авиакомпании, такие как "Аэрофлот" или S7, этого не хватит".
 
Создание фонда выглядит как перекладывание обязанностей государства на частный бизнес, считают эксперты. После краха AirUnion власти ежегодно предусматривают бюджетные средства для финансовых гарантий на случай очередного авиаколлапса. И если фонд будет создан, государство избавится от подобной необходимости.
 
Авиакомпании восприняли новости от чиновников без энтузиазма: ведь подобные меры приведут к увеличению финансовой нагрузки. При этом уклониться от обязанности пополнения фонда перевозчики не смогут - с 1 января 2013 года у компаний, являющихся участниками системы по гарантированию перевозок, будет аннулирован сертификат эксплуатанта.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer