Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гражданский флот будут пилотировать иностранцы


23 августа 2011 года Михаил Сергеев, Независимая газета


В России не хватает гражданских пилотов, которые могут обеспечить безопасность полетов на современных машинах. Крупные авиакомпании официально заявляют о начале кадрового кризиса – и это при том, что ежемесячные зарплаты опытных летчиков превышают 10 тыс. долл. Но даже при таких заработках проблема дефицита пилотов будет только обостряться. Подготовка летного состава за последние годы сокращена почти в 10 раз, а для эксплуатации обновляемого парка стране потребуются тысячи новых пилотов, обучать которых сегодня практически негде.

Иностранные компании добиваются от России отмены запрета на аренду экипажей из других стран. Однако правительство, похоже, может снять этот запрет самостоятельно – под давлением объективной нехватки квалифицированных пилотов.

Эксперты литовской компании по аренде экипажей AviationCV.com прогнозируют, что в ближайшие 20 лет странам Европы и СНГ потребуется примерно 102 тыс. новых пилотов. Такая потребность объясняется активным ростом авиаперевозок и высоким спросом на новые воздушные суда. Действительно, согласно прогнозу компании Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании России и СНГ купят 1080 новых самолетов. Эти закупки будут продиктованы необходимостью замены устаревших узкофюзеляжных и региональных самолетов с низкой топливной эффективностью на модели нового поколения. Спрос на самолеты будет также стимулироваться ростом пассажиропотока на международных и внутренних воздушных линиях рынка России и СНГ. В 2010 году объем авиаперевозок в России на 26,2% превысил показатель кризисного 2008 года. С начала 2011 года российские авиакомпании снова увеличили перевозку пассажиров на 10,1% в квартальном исчислении, сообщает Росавиация. По расчетам замминистра транспорта Валерия Окулова авиакомпаниям России до 2025 года потребуется 1,6–1,8 тыс. самолетов. Для пилотирования этих машин потребуется подготовить более десяти тысяч пилотов.

«Российский авиационный рынок является одним из самых динамично развивающихся в мире, поэтому дефицит на рынке пилотов является вполне предсказуемым. В отличие от западных стран российские авиакомпании не имеют права брать иностранные экипажи в аренду, поэтому ситуацию в России сегодня можно охарактеризовать как «охоту на пилотов», когда авиакомпании делают все возможное, чтобы переманить пилотов друг у друга, предлагая более выгодные условия работы. В итоге получается замкнутый круг», – объясняет гендиректор AviationCV Скаисте Кнызыйте.

Опрошенные «НГ» авиакомпании отказались обсуждать уровень зарплат пилотов. Однако эксперты говорят о выравнивании заработков российских и иностранных пилотов, которые выполняют международные рейсы. «Потолок зарплат ведущих пилотов в иностранных компаниях – это около 20 тысяч долларов в месяц. Чтобы сохранить летный состав, российские работодатели вынуждены держать зарплаты на сопоставимом уровне», – объясняют знакомые с ситуацией специалисты.

«Летные училища СССР выпускали около 2500 специалистов в год, а сейчас этот показатель с трудом превышает две сотни. Средний возраст пилотов в РФ уже превысил 40 лет, и сегодняшняя обстановка в российских летных училищах не позволяет полностью возместить кадровые нужды авиакомпаний», – говорит представитель «ВИМ-авиа» Елена Федорова. Действительно, представители учебного центра авиакомпании называют кадровую ситуацию кризисной и даже катастрофической.

Эксперты в области гражданской авиации подтверждают, что дефицит летных кадров является серьезной проблемой, причем не только в России. Объемы авиаперевозок в мире, согласно прогнозам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), должны были увеличиваться примерно на 4% в год, а фактически они уже сегодня достигают 6%. А в России объемы перевозок растут на 20–30% ежегодно. Отсюда и общая причина дефицита пилотов в мире и в России», – объясняет вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков. В то же время, по его словам, есть и чисто российские причины нехватки пилотов – это недостаточное государственное финансирование государством начальной подготовки пилотов, которое наблюдается последние 15–20 лет. Из-за этого российские компании вынуждены арендовать иностранные самолеты вместе с экипажами или организовывать своими силами переучивание наземных инженеров в пилотов. Однако такая политика затыкания дыр далеко не всегда соответствует требованиям безопасности. «Аэрофлот, Трансаэро, S7 (бывшая «Сибирь») и еще одна-две компании могут организовать подготовку собственных пилотов. А остальным авиаперевозчикам это явно не под силу, и они вынуждены решать проблему нехватки летного состава самыми экзотическими способами», – говорят специалисты.

«Если следовать духу стандартов ИКАО, то подготовка современных пилотов должна быть унифицированной. И поэтому препятствий для использования в России иностранных экипажей формально нет. Правда наш Воздушный кодекс запрещает использовать иностранных пилотов на российских самолетах или в составе российских экипажей. То есть иностранцы могут летать в России на иностранном или на арендованном самолете. Однако иностранные государства и отдельные организации постоянно требуют отмены этого требования», – рассказывает Аптуков.

Среди проблем подготовки российских пилотов есть и нефинансовые. «При переподготовке пилотов с российских на иностранные типы воздушных судов основная проблема, с которой сталкиваются пилоты, – это английский язык, в особенности для пилотов российских региональных авиакомпаний, которые выполняют только внутренние рейсы. Вторая проблема заключается в том, что экипаж российских Ту-154 состоит из 4–5 человек, в то время как в пилотировании Boeing или Airbus задействованы только 2 пилота», – отмечает Скаисте Кнызыйте.

«В настоящий момент российские авиакомпании имеют право нанимать только российских граждан и граждан Белоруссии – такова государственная политика. В случае если Россия разрешит нанимать в штат иностранцев, российские пилоты окажутся в условиях серьезной конкуренции, что приведет к снижению уровня зарплаты. Однако авиакомпании могут значительно выиграть за счет снижения издержек. Я считаю, что рано или поздно Россия все-таки позволит иностранным пилотам работать в России, пусть и с некоторыми ограничениями», – прогнозирует гендиректор литовской AviationCV.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer