Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиабизнес по-русски: Деньги в офшор, а пассажиров за борт


25 августа 2011 года Елена Аракелян, Комсомольская Правда


В аэропортах ряда российских городов, включая столицу, пол-августа все еще продолжали сидеть пассажиры авиакомпании «Континент». Она прекратила полеты в конце июля из-за долгов, распродав предварительно билеты на свои рейсы до середины сентября.

И никак не отделаться от ощущения дежавю. В 2008 году в конце лета рухнул авиаальянс «ЭйрЮнион», в 2009-м почти в то же время - авиакомпания «КД Авиа». Опять период отпусков, самый разъездной сезон, и опять банкротится очередная авиакомпания. Что такое происходит с нашей гражданской авиацией, что, улетая в отпуск, никогда не знаешь, долетишь ли в срок? Возможных версий выдвигается немало.

Версия 1. ПРОБЛЕМЫ - ИЗ-ЗА «живопырОК»

На ЧП с «Континентом» авиа-ционные власти, надо сказать, отреагировали быстро. Росавиация буквально на следующий день выступила с предложением: регулярными перевозками должны заниматься только те, у кого в парке не менее 20 однотипных судов (взаимозаменяемых по вместимости и дальности полетов). А с легкой руки вице-премьера Сергея Иванова для мелких авиакомпаний, которые летают на нескольких старых самолетах, появилось и название - «живопырки».

Компания «Континент» под понятие «живопырки» вроде бы подходит. На регулярных рейсах - лишь с этого года. Парк - девять Ту-154М, а выполняла компания полеты по 40 направлениям. На форумах авиапассажиров в Интернете нелестные отзывы о «Континенте» появились еще в начале лета. Типа хотят - летят, не хотят - не летят. По данным Росавиации, в июле «Континент» оказался на третьем месте по количеству задержанных рейсов (в процентах ко всем совершенным) среди российских авиакомпаний...

Но возникает законный вопрос: сами, что ли, такие «живопырки» себе набирают маршруты?

- Тот или иной маршрут подтверждает Росавиация, - поясняет Роман Гусаров, главный редактор портала avia.ru. - Сплошь и рядом бывает, что Росавиация не дает права выполнять полеты, если технические возможности компании не соответствуют заявленным маршрутам.

«Континент», получается, у Росавиации подозрений не вызвал. Настолько, что за месяц до банкротства компании продлили сертификат эксплуатанта. Как заявляли и советник главы Росавиации Сергей Извольский, и заместитель руководителя ведомства Олег Ким, на тот момент к «Континенту» претензий не было.

Впрочем, среди 35 отечественных авиакомпаний, на которые, по версии Росавиации, приходится основной объем пассажирских перевозок (96,8%), есть и такие, у которых самолетов меньше, чем у «Континента». И не банкротятся.

- В США вообще несопоставимо больше малых компаний, чем у нас. Там масса авиакомпаний с одним самолетом. И они успешно летают. В России же есть города, откуда можно улететь только мелкими региональными авиакомпаниями. Альтернативного транспорта нет, нет даже железной дороги, - говорит Олег Смирнов, президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный летчик СССР.

Эксперты напоминают и о том, что у банкрота-2008, альянса  «ЭйрЮнион», было 70 воздушных судов. При этом свою долю в компании имело государство. И что?

Версия 2. Виноваты экономика и монополисты

У компаний-банкротов тоже есть свои версии, откуда все беды. Как рассказал журналистам гендиректор «Континента» Владимир Красильников, брешь в бюджете авиакомпании пробили поставщики авиакеросина. Они, пользуясь своим монопольным положением, выставили высокие цены и потребовали 100-процентную предоплату. А он, гендиректор, между тем приобрел для компании самолеты...

- Все громкие банкротства были связаны с дефицитом оборотных средств у авиакомпаний, - констатирует Олег Пантелеев, руководитель аналитического центра «АвиаПорт». - Конец лета - традиционно тяжелый период, на него приходится максимальное число полетов. И проблема с подорожанием топлива действительно существует. Кроме того, есть проблема с товарным кредитом - скажем, под оте­чественные Ту-154, на которых летал «Континент», получить его крайне сложно.

Есть, однако, некоторые странности. В самом деле, на что рассчитывал гендиректор «Континента», решив именно накануне тяжелого сезона осчастливить компанию собственными самолетами (до этого они были в аренде)? Не рассчитал, не знал, что в конце лета вырастает пассажиропоток и традиционно поднимаются цены на топливо? Человек он в авиации не новый, владелец собственного авиапредприятия в Норильске. Или ответ в том факте, что купленные самолеты Красильников почему-то оформил не на «Континент», а на ООО «Авиа Мир Лизинг», принадлежащее ему и его супруге?

Впрочем, фактические руководители и совладельцы «ЭйрЮнион» - братья Борис и Александр Абрамовичи (к Роману Абрамовичу они отношения не имеют, просто однофамильцы) - поступили еще менее логично. Незадолго до краха альянса они занялись покупкой - нет, не самолетов, а целых авиакомпаний. В том числе Борис Абрамович приобрел весомый пакет акций венгерской авиакомпании Malev.

Уже потом многочисленные проверяющие обнаружили: большая часть активов «ЭйрЮнион» раздроблена и выведена в офшоры.

И в случае с «КД Авиа» следствие выявило «ряд операций со сторонними коммерческими организациями, не имеющих очевидного экономического смысла для «КД Авиа», что привело к неплатежеспособности»...

Версия 3. А просто отжимают деньги

- «Континент» - это псевдобанкротство, - считает Роман Гусаров. - Долг авиакомпании - 32 миллиона рублей. Но извините, это смехотворный долг для авиакомпании. У нас есть авиакомпании - не буду их называть, - которые имеют миллиардные долги и прекрасно развиваются, обновляют парк... При этом гендиректор «Континента» приобретает самолеты на другое юридическое лицо. То есть эту фирму банкротим, а другая - с самолетами...

В экономической стороне банкротства «Континента» и правда наблюдаются неувязки, которые активно сейчас обсуждаются на форумах для специалистов авиаотрасли. По официальным данным, только на те рейсы, которые «Континент» не выполнил, билетов было продано на 280 млн. рублей.

- Сравните с долгом в 32 миллиона, - фактически разводит руками Олег Пантелеев.

Купили самолеты? Но специалисты оценивают стоимость старого, но в летном состоянии Ту-154 в 10 - 15 млн. рублей. Это ж целый авиапарк можно было купить... Зачем понадобилось объявлять компанию неплатежеспособной?

С финансовыми загадками «Континента» теперь разбирается следствие. Против руководства авиакомпании возбуждено уголовное дело.

Возбуждались, правда, уголовные дела и по предыдущим банкротствам. Экс-председателя Совета директоров «КД Авиа» Сергея Грищенко и бывшего исполнительного директора Леонида Ицкова даже арестовывали - по делу о преднамеренном банкротстве авиакомпании. Через год выпустили - вроде как обнаружилось, что следствие велось с нарушениями законодательства.

По делу «ЭйрЮнион» осудили одного из бывших топ-менеджеров предприятия - за невыплату заработной платы работникам (обманывать пассажиров, видимо, можно безнаказанно). Приговор - штраф 60 тыс. рублей. С братьев же Абрамовичей, фактически руководивших альянсом, даже не взяли подписку о невыезде. Пока следствие искало «неопровержимые доказательства» их вины, они попросту уехали из страны...

Что дальше?

Нельзя сказать, что государство из громких банкротств не сделало совсем никаких выводов.

- Для пассажиров ситуация все-таки упрощается. Упрощен, в частности, порядок возврата денег за билеты, если авиакомпания прекращает полеты. Пассажирам «Континента» уже возвращено 100 млн. рублей, - говорит Олег Пантелеев.

В 2009 году принято специальное постановление правительства, согласно которому «жертв» авиакомпаний-банкротов теперь развозят за счет средств федерального бюджета.

Вот только хватит ли федерального бюджета на разруливание ситуации за всеми оставившими пассажиров ночевать в аэропортах и ушедшими от ответственности бизнесменами?

ЦИФРЫ

Сейчас в России 138 авиакомпаний. По данным Росавиации, 15 крупнейших из них перевозят 82,3% пассажиров, а больше половины пассажиропотока (57,7%) приходится всего на пять основных авиакомпаний.

Мнение авиатора

Олег СМИРНОВ, президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный летчик СССР:

- Вместо того чтобы придумывать для авиакомпаний оскорбительные названия, надо решать давние системные проблемы нашей гражданской авиации. Без этого и отказ от «живопырок» не решит проблем ни с регулярностью полетов, ни с их безопасностью. Но создавать правовой фундамент и гарантировать сохранение прав граждан России - это прерогатива государства.

Официальная версия

Из заявления Росавиации:

«В июне 2011 года генеральный директор ОАО «Авиационная компания «Континент» Красильников В. П. (ему принадлежат также 25% акций перевозчика) за счет выручки авиакомпании приобрел в собственность учрежденного им и его супругой ООО «Авиа Мир Лизинг» несколько воздушных судов типа Ту-154М.

По предварительным данным, эти действия были осуществлены без согласования с другим акционером. Таким образом, значительная часть выручки, полученной от продажи авиационных билетов ОАО «Авиационная компания «Континент», была направлена фактически на приобретение воздушных судов в собственность Красильникова В. П.».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer