Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Нефтяники встали на крыло


25 августа 2011 года Павел Арабов, Известия


Российские нефтяные гиганты расширяют производство авиакеросина. Но вытеснить с рынка независимые топливо-заправочные аэропортовые компании они не смогут по крайней мере еще три года. Передышку в жесткой конкурентной борьбе «независимым» даст очень долгая и сложная процедура согласований проектов строительства аэропортовых заправочных комплексов и их сертификации.

Нефтяные компании всегда производили авиакеросин, но продавали его аэропортовым топливно-заправочным компаниям (ТЗК). Еще недавно ТЗК входили в состав аэропортов и никого на свое поле не пускали. И хотя уже несколько лет такую практику пресекают антимонопольные органы, до последнего времени в отрасли мало что менялось. Часто ТЗК оставались независимыми только на бумаге, будучи аффилированы с аэропортами.
 
Сейчас картина меняется кардинально. Например, в первом полугодии объем реализованного компанией «Газпромнефть-Аэро» («дочка» «Газпром нефти») авиатоплива «в крыло» увеличился на 38%, до 639 тыс. т. Компания пошла еще дальше — объявила о создании единой сети по обслуживанию клиентов с одним из европейских лидеров в авиазаправке Air Total International (входит в группу французской нефтяной компании Total).
 
Почему вдруг крупные, добывающие нефть и имеющие собственные НПЗ компании заинтересовались заправкой самолетов? Ведь объем рынка здесь в десятки раз меньше продаж автомобильных бензина и солярки. Похоже, все дело в амбициозных планах по увеличению производства. По информации Министерства энергетики России, в 2011 году российские нефтяники собираются произвести 8,8 млн т авиакеросина. Но, по планам компаний, к 2015 году выпуск авиационного топлива вырастет до 15 млн т. Появление на рынке «лишних» 6 млн т (прирост почти на 70%) может значительно усилить конкуренцию.
 
Вот нефтяные компании и начали быстро осваивать новый для себя рынок заправок самолетов «в крыло». «Газпром нефть» первой объявила работу ТЗК приоритетным направлением развития своего бизнеса. В 2010 году компания заняла 18% рынка и стала  первой по объемам. Конкурентное преимущество нефтяных компаний здесь очевидно: сейчас аэропорты не могут запретить прийти другому ТЗК, а нефтяники имеют возможность предложить более низкие цены, чем прежние посредники. Ведь они сами керосин и производят. Свои ТЗК в стране также имеют крупнейшие нефтяные компании «Лукойл» и ТНК-ВР. Компания «РН-Аэро» («дочка» «Роснефти») в 2010 году удвоила объем заправки «в крыло» в девяти аэропортах своего присутствия, доведя его до 79 тыс. т. Что мешает им легко выдавить всех независимых заправщиков из аэропортов?
 
На самом деле все не так просто. В России 76 крупных аэропортов и еще 163 мелких — региональных и специализированных, свидетельствуют данные Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). В каждом надо заправлять самолеты и вертолеты. Но для крупного бизнеса интересны от силы 12 крупнейших аэропортов, говорят эксперты.
 
— Чтобы делать бизнес, нефтяникам нужны значительные объемы перевозок. Основная масса аэропортов их не интересует, — говорит генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. — С точки зрения аэропортов приход нефтяных компаний — это неплохо. Раньше аэропорт можно было винить в завышении цен, теперь ТЗК в аэропорту как минимум две. Пока все довольны.
 
А вот надежда, что новые игроки снизят цены, не оправдалась. Наоборот, цены растут. С начала года тонна авиакеросина в среднем по России подорожала на 13,4%, до 31,2 тыс. рублей, отмечает аналитическое агентство «Кортес». Это почти вдвое быстрее инфляции.
 
Стоимость керосина в аэропорту на 80–85% состоит из отпускной цены НПЗ, маржа заправщика и так невелика, отмечают «независимые».
 
— Конкуренция пока не особо сильна, в России еще есть где развернуться. К тому же число ТЗК можно наращивать и дальше. В Европе в одном аэропорту могут работать и восемь заправщиков, — заявила представитель компании «Аэрофьюэлз» (независимый заправщик) Анастасия Матюшина. — Пока нам удается создавать конкуренцию между нефтяными компаниями, покупая керосин на тех НПЗ, где он в данный момент дешевле.
 
Парадокс в том, что все же главная надежда «независимых» — это знаменитая российская бюрократия.
 
— Резкого увеличения доли крупных нефтяных компаний на рынке заправок в аэропортах мы не ожидаем. В нашей стране построить ТЗК в лучшем случае можно за три года — это связано с получением разрешений, выделение земли, сертификацией. Не исключаются и препоны со стороны местного монополиста. В этом случае «заходить» в один аэропорот можно и 10 лет, — говорит Анастасия Матюшина.
 
Так что как минимум три года спокойной жизни у «независимых» ТЗК есть. Лишь бы нефтяные монополии не стали между собой договариваться. Тогда захватить аэропорты им и вправду будет несложно.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer