Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Мартышка и очки


25 августа 2011 года Сергей Птичкин, Ирина Поволоцкая, Татьяна Шадрина, Российская газета


Ростовское изобретение по защите пилотов от лазерных лучей пока остается невостребованным. За месяц со дня его презентации в вуз поступил один-единственный запрос.

В июле "РГ" рассказала об актуальном изобретении сотрудников Донского государственного технического университета - очках, в которых пилотам не страшны лазерные лучи. Актуальном потому, что с начала года в России зафиксировано свыше 45 случаев ослепления летчиков, сигналы поступают из разных уголков страны практически каждую неделю.
 
Научные сотрудники кафедры робототехники и мехатроники ДГТУ разработали стекла для очков, которые могли бы использовать пилоты. Такие очки в десятки тысяч раз снижают интенсивность лазерной атаки, защищая зрение летчиков. В разработке есть еще одна составляющая - оптические элементы, которые устанавливаются в кабине самолета. Их цель - отражать направленные на лайнер лазерные лучи, "возвращая" их самим хулиганам. Таким образом, пилоты оснащенного этим оборудованием самолета получают защиту, а любители "пострелять" - моментальное наказание.
 
Пока сделан только демонстрационный макет очков, который можно представить инвесторам для запуска изобретения в массовое производство. Но чтобы довести макет до промышленного образца, нужно время и, главное, деньги.
 
- На доработку макета уйдет около полугода. Чтобы наладить его производство, нужно провести исследовательскую и конструкторскую работу. Так как речь о безопасности на транспорте - получить согласования с надзорными органами, пройти сертификацию. На все это нужны средства, которых у университета просто нет, - говорит доцент кафедры ДГТУ Владимир Мартынов.
 
После того как разработка была презентована журналистам, на кафедру пришел официальный запрос из МВД РФ. Авторы изобретения подготовили подробный ответ с перспективами новинки. Правда, они опасаются, что как только ажиотаж вокруг лазерных хулиганов спадет, исчезнет и интерес к их очкам. И изделие так и останется пылиться на полке.
 
А пока ростовские очки никому не нужны, тысячи полицейских и сотрудников ФСБ в разных городах страны работают сутки напролет, пытаясь вычислить "лазерных террористов". Правда, без особого успеха. Неужели должна случиться авиакатастрофа, чтобы защитой от лазерных лучей заинтересовались авиакомпании и службы безопасности на транспорте? Этот вопрос мы задали заинтересованным лицам.
 
- В борьбе с лазерными хулиганами надо действовать по всем направлениям, - считает замминистра транспорта Валерий Окулов. - Сейчас подготовлен законопроект, запрещающий торговлю, оборот и распространение лазеров определенного класса на территории Таможенного союза. Он должен быть принять в кратчайшие сроки. Но, конечно, нужны и технические средства для защиты пилотов от лазерных хулиганов. Но мне неизвестно, есть ли сертификация у лазерных очков.
 
В Росавиации "РГ" сообщили, что положительно относятся к изобретению и запросили у производителей очков более подробную информацию о них. Опрошенные "РГ" перевозчики также не имеют достаточной информации о таких очках. И пока об их применении в авиакомпаниях речи не идет.
 
Между тем
 
По данным Росавиации, с начала года в России зафиксировано свыше 45 случаев ослепления пилотов лазерными лучами. Больше всего - во Внуково и Шереметьево в Москве и в аэропорту Ростова-на-Дону.
 
3 мая - попытки ослепить экипажи сразу двух самолетов во Внуково.
 
4 июня - три попытки ослепления в Ростове-на-Дону (после того как подобные случаи приобрели массовый характер, правоохранительные органы обратились к жителям Ростова с просьбой о содействии, а ночное небо стал патрулировать вертолет).
 
7 июня. Ростов-на-Дону. Лазерная атака на самолет, летевший из Москвы.
 
17 июня. Ростов-на-Дону. Атакован полицейский вертолет.
 
22 июня. Попытка ослепить пилотов в Домодедово.
 
24 июня. Ростов-на-Дону. Атакованы два московских рейса.
 
25 июня. Сочи. Атака на самолет из Архангельска.
 
2 июля. Ростов-на-Дону. Атака на самолет из Москвы.
 
4 июля. Попытка ослепить пилотов в Грозном.
 
5 июля. Внуково. Атакованы два самолета: рейсы из Стамбула и Якутска.
 
15 июля. В Уфе ослеплены пилоты транзитного рейса Москва - Сургут. Задержан 11-летний подросток из села Жуково Уфимского района.
 
21 июля. В Махачкале атакован рейс из Сургута.
 
26 и 27 июля. Две попытки ослепить пилотов в Домодедово.
 
28 июля. То же в Шереметьево.
 
30 июля. В Ростове-на-Дону ослеплены экипажи двух самолетов, летевших из Москвы.
 
2 августа. В Геленджике пытались ослепить пилотов московского рейса.
 
4 августа. На Камчатке в течение часа с территории автотрассы пытались ослепить экипажи сразу нескольких самолетов.
 
13 августа. В Уфе пилоты Ту-134, летевшего в Нальчик, были ослеплены лучом с земли. Задержан ученик 7-го класса, купивший мощный лазер с дальностью до 40 км через Интернет. Состава преступления в действиях мальчика не найдено.
 
15 августа. В Иркутске атакован рейс из Хабаровска.
 
16 августа. В Иркутске атакован рейс из Сочи.
 
18 августа. Попытка ослепить пилотов в Уфе.
 
22 августа. Попытка ослепить экипаж А-320, следующего рейсом Москва-Кемерово, при взлете из Внуково лучом лазера зеленого цвета на высоте 600 метров. Предположительно, точка излучения находилась в районе Ново-Переделкино.
 
Кстати
 
На авиасалоне МАКС-2011 свой вариант очков, спасающих глаза пилотов от лазерных лучей, премьеру Путину показал руководитель холдинга "Химкомпозит" Сергей Сокол.
 
Создали очки в Обнинском государственном научно-производственном предприятии "Технология", давно работающем на оборонку. Оптические системы - лишь одно из направлений его деятельности.
 
- Сделать противолазерные очки не так просто, - рассказал "РГ" главный конструктор предприятия Владимир Викулин. - Эффективным может быть только напыление специально подобранного состава различных отражающих веществ, толщина которых измеряется наноразмерами. В России не так уж много предприятий, владеющих такими технологиями. Нам удалось найти оптимальное сочетание различных слоев напыляемого покрытия, отражающего до 98% светового потока лазерного луча. По предварительной оценке, стоить такие очки будут несколько тысяч рублей - не дороже фирменных зарубежных, которые продаются сегодня в магазинах оптики. Думаю, они будут востребованы и автомобилистами, которые тоже подвергаются атакам лазерных хулиганов. Проблем с производством не будет, мы удовлетворим запросы любой авиакомпании.
 
- Но почему на ваши очки до сих пор не поступило ни одного заказа?
 
- После демонстрации на МАКСе интерес к ним уже проявлен.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer