Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бизнес на дырах


25 августа 2011 года Василий Сычев, Lenta.ru


Министерство обороны Австралии начало переговоры с американским концерном Boeing о покупке дополнительной партии истребителей F/A-18 Super Hornet. Таким образом, военное ведомство решило застраховаться от надвигающегося дефицита боевых самолетов в свете постоянно отодвигающихся сроков разработки и поставки перспективных американских истребителей F-35 Lightning II. Между тем трудности "Молнии", похоже, начали превращаться в удобный инструмент ведения бизнеса для американских авиастроительных компаний, в первую очередь - для Boeing.

Австралия приобрела первую партию новых истребителей F/A-18F Super Hornet в 2007 году, выложив за самолеты 4,6 миллиарда долларов. Речь идет о покупке 24 истребителей, 20 из которых австралийские военные уже получили. Покупка боевых самолетов была вынужденной мерой - ВВС страны оказались перед лицом надвигающегося дефицита истребителей, причиной которого стала задержка в разработке и производстве американского F-35 Lightning II. Super Hornet должны были поддержать боевую мощь ВВС до получения новых американских истребителей, но задержки с созданием F-35 оказались более значительными, чем предполагалось в 2007 году, и австралийские военные задумались о покупке дополнительной партии самолетов.
 
Австралийский аспект
 
В настоящее время в Австралии действует "План укрепления военного потенциала" (DCP), который подразумевает ежегодное увеличение оборонного бюджета по меньшей мере на три процента до 2015-2016 года. Это правило выполняется неукоснительно: если в 2001 году на "оборонку" было потрачено чуть менее 14 миллиардов австралийских долларов (14,6 миллиарда долларов США), то 2010-2011 финансовом году военный бюджет уже определен на уровне 25,7 миллиарда долларов, что на пять процентов больше бюджета 2009-2010 года. Программа DCP предусматривает также постепенное обновление военной техники, принятой на вооружение страны, и наращивание боевых возможностей вооруженных сил Австралии.
 
Все действия министерства обороны Австралии в настоящее время определяются именно этой программой. В середине 2000-х годов австралийское военное ведомство объявило, что намерено приобрести у США 48 перспективных истребителей F-35 Lightning II, поставка которых, как тогда ожидалось, должна была начаться в 2016 году. Новые самолеты должны были заменить устаревающие истребители-бомбардировщики F-111 Aardvark. При этом уже стоящие на вооружении страны истребители F/A-18A/B Hornet рассматривались, как переходное звено между F-111 и F-35. Эти самолеты планируется списать в 2020 году.
 
Со временем программа разработки F-35 столкнулась с массой трудностей: от непомерного роста конечной стоимости самолетов до значительного отставания от графика испытаний прототипов. В частности, срок поставки истребителей заказчикам был перенесен с начала 2016 года на его конец, затем на 2017 год, а потом и на 2018-й. При этом гарантий, что не последует очередного переноса сроков, никто не давал, хотя Пентагон и уверял всех и каждого, что постарается уложиться в новый график и даже провел реструктуризацию проекта, вложив в него дополнительные средства для "ускорения" и заменив его руководителя.

К настоящему времени министерство обороны Австралии подтвердило намерение приобрести 14 истребителей F-35, первые два из которых будут переданы австралийским ВВС в 2014-2015 годах. Эти самолеты будут несколько лет базироваться в США, где пилоты ВВС Австралии будут проходить обучение. Кроме того, истребители периодически будут проходить через программу модернизации с тем, чтобы к началу полномасштабного серийного производства Lightning II они полностью технически соответствовали серийным образцам.

Между тем, срок снятия с вооружения австралийских F-111 становился все ближе, а надежды на скорое получение новых самолетов таяли с каждым годом. В таких условиях говорить о наращивании боевой мощи не приходилось; тут хотя бы удержать уже достигнутый уровень. В результате в 2007 году министерство обороны Австралии приняло решение приобрести 24 новых американских истребителя F/A-18F Super Hornet, которые должны были восполнить утрату F-111 после списания последних. Aardvark были сняты с вооружения ВВС Австралии в декабре 2010 года, поскольку к этому времени полностью выработали свой ресурс. К этому времени Австралия уже получила 11 новых Super Hornet.
 
В настоящее время американский авиастроительный концерн Boeing поставил Австралии 20 истребителей F/A-18; последние четыре будут переданы заказчику в конце 2011-го - начале 2012 года. В принципе, на этом можно было бы и успокоиться. Дефицит истребителей предотвращен, Super Hornet поступают по плану. Но, очевидно, отсутствие каких-либо гарантий по F-35 побудило министерство обороны Австралии сделать еще один шаг - военное ведомство начало переговоры с Boeing о покупке дополнительной партии из 24 Super Hornet. Окончательное решение о покупке самолетов министерство примет в 2012 году.
 
В военном ведомстве покупку дополнительной партии назвали "План Б" (Plan B). Дело в том, что неопределенности со сроками поставки F-35 все еще сохраняются - ВВС США ожидают получения первых самолетов не ранее 2018 года (значит, зарубежные заказчики получат первые самолеты не раньше 2019 года). При этом близится срок списания устаревших F/A-18A/B Hornet, которых на вооружении Австралии числится 71. Их списание намечено на 2019-2020 годы и если к тому времени австралийские ВВС не начнут получать новые F-35, военные столкнутся с крайне серьезным дефицитом боевых самолетов.
 
Стратегия национальной безопасности Австралии подразумевает содержание на вооружении минимум 50 боевых самолетов. А после списания в конце десятилетия всех Super Hornet австралийские ВВС рискуют остаться всего с 24 боевыми самолетами, что ни в какие рамки национальной стратегии, конечно, не вписывается. "План Б" вступит в силу, когда министерство обороны Австралии уверится, что F-35 ВВС не увидят раньше, чем будут списаны все Hornet. Время на изучение обстановки есть - военные взяли себе срок подумать над заключением контракта до конца 2013 года.
 
Американский аспект
 
Между тем на международном рынке наметилась новая тенденция, крепчающая год от года - трудности программы разработки F-35 превратились в инструмент ведения бизнеса для компаний из США, которые почувствовали, что ниша, когда-то уготованная "Молнии", долгое время будет свободной. Перед лицом дефицита истребителей оказалась не только Австралия, но и многие другие страны, использующие американские боевые самолеты и тянувшие с покупкой новых в надежде получить, наконец, F-35. Но сроки поставки Lightning II постоянно переносятся, а самолеты стареют и их надо либо ремонтировать и модернизировать, либо списывать и заменять новыми.
 
Первым на рынке сориентировался концерн Boeing, создавший малозаметную версию истребителя F-15 Strike Eagle - F-15 Silent Eagle. Этот самолет отличается от базовой версии истребителя "разваленными" в стороны килями, широким применением композиционных материалов и радиопоглощающего покрытия, внутренними отсеками вооружения и конформными топливными баками. По утверждению концерна, во фронтальной проекции F-15SE является таким же самолетом-невидимкой, как и F-35. В настоящее время Boeing предлагает Silent Eagle покупателям под соусом более дешевой альтернативы F-35. F-15SE является участником южнокорейского тендера на поставку истребителей, где конкурирует с F-35, Eurofighter Typhoon и Т-50 (ПАК ФА).
 
Параллельно Boeing стал предлагать потенциальным покупателям усовершенствованную, так называемую "международную", версию истребителя F/A-18E/F Super Hornet. В нем также используются технологии малозаметности, более широкая номенклатура вооружений, конформные топливные баки, более мощные двигатели и полностью цифровая кабина пилота, в которой, к слову, используются многофункциональные сенсорные дисплеи в точности такие же, как у F-35. Впрочем, покупателей на новый Super Hornet Boeing пока найти не удалось, но концерн полон надежд - за счет продаж, по прогнозу концерна, производство F/A-18E/F может быть сохранено по крайней мере до 2025 года.

В апреле 2011 года расходы на создание F-35 превысили 56,1 миллиарда долларов. Указанная сумма была потрачена на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на покупку первых прототипов самолета для испытаний. Как ожидается, в целом программа разработки истребителя "съест" 56,4 миллиарда долларов. К 2016 году стоимость одного F-35A для ВВС США составит 121,4 миллиона долларов за штуку, F-35B для Морской пехоты - 161 миллион долларов, а F-35C для ВМС - 145 миллионов долларов. Стоимость самолетов, по которой военные будут их покупать, превысит изначальную оценку практически вдвое. США планируют приобрести 2443 F-35; еще около 800 самолетов планируют купить Великобритания, Италия, Нидерланды, Австралия, Канада, Дания, Норвегия, Турция, Израиль и Сингапур.

Определенную (правда, сомнительную) выгоду от задержки в поставках F-35 может получить и компания Lockheed Martin, занимающаяся созданием "Молнии". Дело в том, что, ожидая принятие нового самолета на вооружение, ВВС, ВМС и Морская пехота США не проводили обновление парка истребителей. В результате, дефицит истребителей на вооружении США к 2024 году составит 185 единиц, а к 2026 году может превысить 200 единиц. Списание устаревших самолетов уже началось. В частности, в 2010 году ВВС США сняли с вооружения 246 боевых самолетов. Чтобы хоть как-то справиться с кризисом, военные привели в действие программу продления сроков эксплуатации, которая подразумевает ремонт и модернизацию стоящих на вооружении истребителей.
 
Естественно, вести работы будут компании-производители. В настоящее время на вооружении ВВС США стоят 1131 истребитель F-16 (производитель - Lockheed Martin), 533 F-15 (Boeing) и 170 F-22 (Lockheed Martin). Вторым по величине парком истребителей F-16 обладает Израиль, который уже начал реализацию программы модернизации своих боевых самолетов. Эта же страна намерена в перспективе приобрести некоторое количество подержанных F-15, причем покупаться эти самолеты будут вероятнее всего у США. Перед продажей F-15 пройдут ремонт и модернизацию на предприятии Boeing.
 
К слову, не в силах устоять под натиском близящегося дефицита самолетов, ВМС США в 2010 году заключили с Boeing контракт на поставку 124 истребителей Super Hornet на общую сумму в 5,4 миллиарда долларов. Новые самолеты будут поставлены ВМС в 2012-2015 годах. В контракте, по неподтвержденным данным, есть и опцион на покупку еще некоторого количества палубных истребителей. Так что больше всех выгод из задержек с F-35 извлечет все же Boeing.
 
В мае 2011 года стало известно, что европейский авиастроительный консорциум Eurofighter решил "выбить" F-35 из плана военных закупок ВВС Турции, предложив турецким военным истребители Typhoon. В случае, если решение будет принято в пользу Eurofighter, консорциум передаст Турции всю техническую документацию и откроет доступ к любым технологиям, использованным в Typhoon. Поводом для столь решительных действий Eurofighter стал тот факт, что в апреле текущего года министерство обороны Турции приостановило переговоры о покупке ста истребителей F-35. Дело в том, что США отказались передать Турции исходные коды программного обеспечения самолетов и коды внешнего управления F-35, а также задержки в программе Lightning II и рост стоимости самолетов.
 
Для Lockheed Martin же перспективы могут оказаться не столь радужными, как для ее конкурентов. Некоторые эксперты уже высказали предположение, что Австралия в конечном счете вообще откажется от покупки F-35. Аналогичным образом могут поступить и некоторые другие страны. В частности, в Норвегии уже второй год идут дебаты о покупке Lightning II: одна половина политиков настаивает на отказе от самолетов, другая - поддерживает их приобретение.
 
На грани отказа находится и Великобритания, сокращающая военные расходы, - сперва страна планировала купить дорогие F-35B (версия с укороченным взлетом и вертикальной посадкой), а затем решила приобрести более дешевые F-35C (палубная версия). При этом некоторые британские политики уже высказываются в том ключе, что стране лучше бы вообще отказаться от F-35 и купить вместо них обычные Super Hornet.
 
Очевидно, что в первую очередь от задержек в программе F-35 выиграет концерн Boeing, который уже предлагает сразу два истребителя в качестве альтернативы "Молнии". Другие авиастроительные компании тоже постараются выжать из создавшегося положения максимум пользы, как это делает, например, Eurofighter. В целом же, тенденция манипулирования неудачами F-35 окончательно оформится в ближайшие два-три года, когда США должны будут, наконец, определиться со сроками разработки самолета, а уже устаревшие американские истребители станут еще ближе к снятию с вооружения. В этот-то момент и начнется самое интересное.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZ2DM
Облицовка печей и каминов плиткой на http://remont.youdo.com/tile/coat/fireplaces/.
Перетяжка мебели на дому: http://remont.youdo.com/furniture/hauling/.
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/loaders/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer