Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


AirBaltic грозит черной дырой для бюджета Латвии


30 августа 2011 года Оксана Антоненко, Русская служба BBC


Вслед за банком Parex правительство Латвии намерено спасать еще одно национальное предприятие - авиакомпанию airBaltic. По словам должностных лиц, национальный перевозчик находится в таком плачевном состоянии, что без увеличения уставного капитала его дальнейшая работа окажется под угрозой.

Политики не скрывают: крупнейший в регионе авиаперевозчик, возможно, будет национализирован и перепродан третьему лицу. Однако для того, чтобы предприятие смогло дожить до этого события, ему требуются срочные финансовые вливания со стороны государства. Процесс спасения авиакомпании регионального значения осложняется скудостью государственного бюджета Латвии и надвигающимися парламентскими выборами.
 
Компания airBaltic обслуживает около 70 направлений в странах Европы, СНГ и Азии. Количество рейсов в прошлом году составило более 56 тысяч, количество пассажиров - более 3,2 миллиона человек, многие из них используют Ригу в качестве транзитного коридора из стран СНГ в Европу.
 
При растущих показателях пассажиропотока airBaltic ежедневно терпит убытки, причем никто из представителей отрасли не может сказать, сколько месяцев компания протянет без дополнительных финансовых вливаний. Ситуация, в принципе, не нова - латвийское правительство и раньше вкладывало деньги в airBaltic. Однако в этом году вопрос - спасать или не спасать перевозчика - попал в эпицентр политического скандала. Дело в том, что 17 сентября в Латвии пройдут внеочередные выборы в сейм.
 
"Сейчас главная задача правительства - не допустить банкротства предприятия до выборов, потому что это резко снизило бы рейтинг правящей партии, - говорит Русской службе Би-би-си политолог и экс-депутат сейма Юрий Соколовский. - В таких ограниченных временных рамках решить проблему крайне сложно. С одной стороны, действовать надо немедленно. С другой стороны - как действовать? Вложить сейчас деньги в airBaltic - значит, продолжать их туда вливать постоянно. А быстро выкупить предприятие и потом сразу продать - нет времени".
 
airBaltic поссорил правительство
 
Споры политиков затягивают решение проблемы airBaltic. Перепалка началась с июньского заявления министра экономики Латвии Артиса Кампарса, представителя правящей партии "Единство". По словам Кампарса, только за первые пять месяцев этого года убытки airBaltic составили 36 млн долларов - для airBaltic эта цифра оказалось рекордной.
 
Кроме того, по словам Кампарса, предприятие уже тогда находилось на гране банкротства. Через два месяца совет airBaltic объявил официально: прошлогодние убытки выросли до 67 млн долларов (общая сумма убытков за последние шесть лет достигла 87 млн долларов), уставной капитал необходимо увеличить как минимум на 120 млн долларов. Что будет, если этого не сделать, никто из участников процесса говорить не решается. Ясно, что проблемы возникнут и с закупкой топлива, и с оплатой лизинга, в который взяты самолеты.
 
Правящее "Единство" обвинило во всем министерство сообщения Латвии, которое является фактическим держателем государственных акций airBaltic (52,6%) и отвечает за благополучие перевозчика перед налогоплательщиками. На данный момент министерством руководит Улдис Аугулис, представитель коалиционного объединения "Союз зеленых и крестьян" - одного из конкурентов "Единства".
 
Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис ("Единство") даже заговорил об отставке министра Аугулиса, который на протяжении нескольких месяцев не мог разобраться с менеджментом airBaltic и выяснить реальную финансовую ситуацию в компании. "Полной информации насчет тех транзакций, которые проходят между airBaltic и предприятиями, связанными с (председателем правления airBaltic Бертольдом) Фликом, у нас нет", - говорит Домбровскис Русской службе Би-би-си.
 
Глава министерства сообщения Улдис Аугулис со своей стороны заявил, что предоставил правительству несколько аудитов и обвинил премьер-министра Валдиса Домбровскиса в том, что тот тянет со спасением предприятия, положение которого ухудшается каждый день.
 
"Неужели предприятие нужно довести до закрытия рейсов и частичной приостановки деятельности, чтобы правительство принялось за конструктивную работу? Премьер-министр должен понять, что такие действия могут повлечь за собой очень серьезные последствия - начиная с международного скандала, заканчивая потоплением предприятия, конкурирующего на международном уровне", - заявил Аугулис.
 
Кроме этого обвинения со стороны обеих коалиционных партий посыпались в адрес бывшего министра сообщения, а ныне оппозиционного депутата сейма Айнарса Шлесерса, представителя партии LPP/LC, который, еще будучи министром, заключил не совсем выгодный для государства акционерный договор с совладельцем airBaltic Baltijas aviacijas sistemas.
 
В ответ на эту критику экс-министр Айнар Шлесерс заявил, что проблемы в airBaltic вызваны необдуманными заявлениями представителя "Единства" министра экономики Артиса Кампарса. "Положение airBaltic ухудшается каждый день, одно только заявление Кампарса обернулось для компании убытками в размере 50 млн долларов, - говорит русской службе Би-би-си Шлесерс. - После того, как он сказал, что у airBaltic проблемы, сократилась продажа билетов. Плюс, у компании теперь все требуют предоплату - за все услуги".
 
Мажоритарный акционер - без права голоса
 
Государство действительно не только не имеет возможности управлять предприятием, в котором ему принадлежат 52,6% акций, но и не имеет прямого доступа к его финансовым документам. Такое положение вытекает из акционерного договора между латвийским государством - с одной стороны - и частным акционером Baltijas aviacijas sistemas - с другой стороны. Подписал этот договор действительно экс-министр сообщения Айнарс Шлесерс в 2009 году.
 
airBaltic был основан совместными усилиями авиакомпании SAS и латвийского правительства еще в 1995 году. Контрольный пакет изначально принадлежал латвийскому государству, однако менеджмент компании осуществлял SAS. "У правительства тогда не было денег, и все вложения в новую компанию сделал SAS. Он не хотел, чтобы правительство мешало и поставил условие: менеджментом занимается миноритарный акционер", - говорит Шлесерс Русской службе Би-би-си.
 
В 2009 году скандинавы решили продать прибалтийский актив, однако правительство покупать его отказалось. В итоге 47,4% акций перешли к частному акционеру Baltijas aviacijas sistemas (BAS), который частично принадлежит давнему менеджеру airBaltic Бертольду Флику, и, как неоднократно писали местные СМИ, близкому товарищу экс-министра сообщения Айнарса Шлесерса. Он же стал единоличным менеджером предприятия: в правлении airBaltic Флик заседает в полном одиночестве.
 
Политики никому не верят
 
Об убытках, которыми он объясняет необходимость увеличения уставного капитала, правительство до сих пор узнавало только от самого Флика. А ему правящие партии уже не верят: в прошлом году правительство Домбровскиса по просьбе Флика выделило на спасение airBaltic 30 млн долларов, Флик пообещал закончить год с прибылью, а вместо этого правительство в очередной раз получило убытки.
 
Кроме того, как выяснилось некоторое время назад, Флик в лице airBaltic умудрился продать сам себе - в лице Baltijas aviacijas sistemas (BAS) - бренд airBaltic. А потом все имущество Baltijas aviacijas sistemas (BAS) было заложено в латвийском банке Latvijas Krājbanka и литовском банке Snoras (и то и другое является собственностью россиянина Владимира Антонова).
 
То есть на данный момент правительство Латвии даже не может продать свою долю в airBaltic, потому что, по сути дела, продавать там нечего - бренд принадлежит частному инвестору, а самолеты взяты в лизинг.
 
"Я думаю, что проблемы airBaltic в основном связаны с неумелым менеджментов господина Флика. Плюс, возможно, нет полной прозрачности относительно того, какие сделки airBaltic заключает с дочерними предприятиями Baltijas aviacijas sistemas (BAS), то есть, компаниями, которые связаны с Фликом", - говорит премьер-министр Домбровскис Русской службе Би-би-си.
 
У государства нет денег на спасение?
 
Если государство не может просто выйти из airBaltic, остается только один вариант: выкупать долю частного акционера, с которым оно уже не может нормально сотрудничать, а потом, возможно, привлекать другого инвестора. Однако перед этим нужно увеличить уставной капитал предприятия, иначе продавать третьему лицу будет нечего. А тут встает еще одна проблема: мало того, что правительство не хочет давать в руки менеджменту airBaltic очередную порцию денег, так их у правительства может и не оказаться.
 
"Капитал нужно увеличивать немедленно, но предвыборный период осложняет ситуацию, - говорит Русской службе Би-би-си компаньон компании Prudentia Гирт Рунгайнис, который занимается оценкой финансового положения airBaltic. - К тому же, находясь в режиме поддержки МВФ и при том, что нужно продолжать сокращать бюджет, понятно, что у государства нет свободы действий, и такие серьезные вложения требуют серьезного подхода".
 
Пока государство пыталось понять, с какой стороны подойти к airBaltic, председатель правления Бертольд Флик успел пообещать "серьезные изменения в коммерческой деятельности" перевозчика и заявил о готовности продать акции компании. В кулуарах даже заговорили о возможных проблемах с рейсами, после чего правительство Латвии официально приняло решение спасать airBaltic.
 
В планах самого Домбровскиса значится стабилизация работы авиаперевозчика с перспективой дальнейшей перепродажи. По словам премьера, латвийским перевозчиком уже заинтересовались несколько международных компаний. "Принятое решение как раз направлено на получение контроля над компанией, стабилизацию и продажу уже по нормальной цене. Сейчас цена занижена, поэтому мы не идем на продажу акций государства. Сегодня продать всю компанию мы не можем. Но если мы сможем привлечь стратегического инвестора, который готов развивать компанию, то такой вариант мы можем рассматривать. Также можем рассматривать вариант котировки на бирже", - говорит премьер-министр.
 
Но это не снимает с повестки дня проблему госбюджета. На увеличение уставного капитала от государства нужно как минимум 30 млн долларов, на выкуп акций частного акционера - около 200 млн (такие цифры ранее звучали от его представителей).
 
Министерство финансов Латвии, между тем, уже заявило, что вливания со стороны государства потребуют увеличения дефицита госбюджета. А Латвия последние три года живет в режиме экономии: вместо того, чтобы увеличивать дефицит бюджета на 200 млн долларов, в следующем году она должна его сократить на 200 млн долларов - таковы обязательства государства перед международными кредиторами. "Если мы приняли решение выступать с обеспечением работы, ясно, что деньги мы готовы найти, вопрос в источниках финансирования", - говорит Домбровскис.
 
Как выпутаться из сложившейся ситуации, возможно, придется решать уже следующему правительству: финансовым консультантам нужна еще как минимум неделя на оценку ситуации, потом варианты должны обсудить и в airBaltic, и в правительстве. А выборы в Латвии пройдут уже через три недели.
 
Рядовым пассажирам, которые уже купили билеты или собираются делать это в дальнейшем, остается только надеяться на то, что airBaltic доживет до этих времен, не растеряв объемы перевозок.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer