Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спутник стал мусором


31 августа 2011 года Анастасия Берсенева, Газета.ru


Россия потеряла самый мощный космический спутник. Находящийся в космосе аппарат «Экспресс-АМ4» невозможно вернуть к жизни, признали специалисты. Роскосмос также назвал причины нештатного запуска спутника на орбиту. Комиссия пришла к выводу, что траектория движения разгонного блока была неправильной из-за ошибки в расчетах.

Во вторник ФГУП «Космическая связь» заявило, что самый мощный российский спутник, который был запущен на нерасчетную орбиту, невозможно реанимировать. «Мы констатируем полную потерю космического аппарата «Экспресс-АМ4», его использование по целевому назначению невозможно, – сообщили в пресс-службе «Космической связи». – В связи с этим в страховую компанию «Ингосстрах» направлено заявление о возмещении убытков».
 
На предприятии напомнили, что страховщикам предстоит выплатить компенсацию в размере более 7,5 млрд рублей.
 
Ранее представители ФГУП заявляли «Газете.Ru», что они не будут оглашать результаты попыток наладить связь со спутником до того, как не будет названа причина аварии. Как раз в четверг сформированная для выяснения причин аварии межведомственная комиссия завершила свою работу.
 
Эксперты заявили, что вина лежит на тех, кто создавал циклограмму пуска – точное расписание команд для разгонного блока «Бриз-М».
«Комиссия пришла к выводу, что в ходе формирования циклограммы работы разгонного блока (РБ) «Бриз-М» был необоснованно «заужен» временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к неправильной ориентации разгонного блока и, как следствие, к выведению спутника на нерасчетную орбиту, – сообщил «Газете.Ru» начальник пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов. – Остальные системы разгонного блока отработали без замечаний». Он отказался говорить, какое именно предприятие готовило программу для разгонного блока. «Вина лежит на четырех учреждениях: Роскосмосе, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, ФГУП МОКБ «Марс» и ЦНИИМАШ, – отметил Кузнецов. – Глава Роскосмоса Владимир Поповкин дал указание провести административное расследование степени вины должностных лиц. После этого можно будет говорить о том, кто понесет ответственность».
 
В центре им. Хруничева «Газете.Ru» заявили, что они не имеют отношения к разработке циклограммы. В московском опытно-конструкторском бюро «Марс» отказались от комментариев, попросив выслать запрос. Именно на сайте бюро «Марс» указано, что они являются создателями бортового комплекса управления «Бризом-М», в том числе разрабатывают алгоритмы системы стабилизации и ориентации разгонного блока. Ранее источник «Интерфакса» заявлял, что полетное задание для запуска ракеты-носителя «Протон-М» со спутником на борту составлял разработчик системы управления разгонного блока «Бриз-М» – московское опытно-конструкторское бюро «Марс».
 
В Роскосмосе отметили, что после оглашения выводов комиссии снят запрет на запуски ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М».
 
В ближайшее время будет уточнен график запусков космических аппаратов с использованием ракет-носителей данного типа.
 
ЧП во время запуска спутника произошло 18 августа. «Экспресс-АМ4» на орбиту выводила ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» производства центра им. Хруничева. После включения 4 ступени «Бриза-М» с блока перестала поступать какая-либо информация. В итоге на нужной орбите в 80 градусов восточной долготы спутника не оказалось. Только спустя пять дней Роскосмос подтвердил, что «Экспресс» не взорвался, а кружится вокруг Земли, то приближаясь к ней на расстояние в 995 километров, то удаляясь на 20 тысяч километров.
 
Теоретически спутник, превратившийся в мусор, не угрожает Международной космической станции, которая находится на высоте примерно в 340 километров. Однако в будущем их траектории могут пересечься.
 
«Четким расчетом орбиты для аппарата «Экспресс-АМ4» на перспективу мы не занимались, но не исключено, что в будущем его орбита и орбита МКС пересекутся, создав угрозу станции. Но это может произойти не ранее чем через год», – рассказал «Интерфаксу» специалист по баллистике одного из предприятий российской ракетно-космической отрасли, пожелавший не называть своего имени.
 
Упущенный спутник это не только потерянные 3 года и 7,5 млрд рублей, потраченные на его производство, но и снижение темпов развития в России цифрового телевидения.
 
«Экспресс-АМ4» должен был помочь в реализации федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы». Совместно с ФГУП «Космическая связь» цифровым телевидением занимается ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», которая строит наземные сети.
 
Впрочем, в Минкомсвязи сразу после аварии заявили, что катастрофы для цифрового телевидения нет. «Говорить о срыве какого-то проекта из тех, для которых планировалось использовать «Экспресс-АМ4», нельзя», – сообщил «Газете.Ru» заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Малинин, отметив, что потеря спутника не повлияет на сроки «оцифровки» страны. «Событие, конечно, крайне неприятное, – заявил Малинин. – Мы сильно на него рассчитывали не только с точки зрения «цифры», но и с точки зрения поддержания действующей аналоговой сети. Но на сроки цифровизации это не повлияет. Повлияет, скорее всего, на темпы подключения приставок населению. Сеть будет строиться, но передатчики будут вводиться в строй позже. Единственное, что запуск на стационарную промышленную эксплуатацию ряда объектов будет перенесен на следующий год. Не пострадают те регионы, где есть локальные наземные сети распространения, – Курская область, Калининградская область». Замминистра добавил, что сейчас нужно немного времени, чтобы закончить анализ ситуации в других регионах.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer