Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему ГЛОНАСС заработал в России, но его никто не покупает


31 августа 2011 года Евгения Корытина, Виталий Петлевой, Евгений Басманов, РБК Daily


«Это вообще работает?» — раздраженно спрашивает собеседник, с которым в очередной раз между делом речь зашла о ГЛОНАСС и его перспективах. Таким же вопросом наверняка задается большинство россиян, услышав в новостях о некой целевой программе, обязательном оснащении ГЛОНАСС еще одного вида транспорта или потерянных в водах Мирового океана российских спутниках. Режет слух и стоимость проекта — до 2020 года на него запросили 462 млрд руб. РБК daily решила проверить, как работает ГЛОНАСС не на презентациях и макетах, а в обычном автомобиле.

Окончательно в необходимости эксперимента убедили встречи с разработчиками и потенциальными потребителями. «Мы и без того поставили на наши машины системы слежения и без труда перейдем на ГЛОНАСС, когда он заработает», — говорит директор по маркетингу одной из крупнейших транспортных компаний московского региона. И тихо повторяет: «Если заработает».
 
Как оно работает
 
О том, что ГЛОНАСС работает, знают, похоже, исключительно те, кто связан с системами навигации по роду деятельности. По просьбе редакции компания «Русские навигационные технологии» (РНТ) установила на автомобиль корреспондента два бортовых блока системы мониторинга местоположения транспорта. Первый был оснащен GPS-приемником, второй — GPS/ГЛОНАСС, но настроенный только на определение сигналов спутников ГЛОНАСС-группировки.
 
Оба приемника работали от прикуривателя, которых в автомобиле тоже было два, так что условия «соревнования» были равными. Два этих блока принимали сигналы со спутников разных группировок и передавали данные через GSM-модуль на сервер, где вся информация записывалась и хранилась. Также на карте выводился маршрут, который проделали два взятых в аренду блока, — так называемый «трек».
 
Испытание проводилось в два этапа. Первый прошел, можно сказать, в полевых условиях — в Московской, Рязанской и Тамбовской областях, где не было высотных зданий и приему сигнала со спутников ничего не мешало. Правда, ориентироваться на местности пришлось все же при помощи обычной бумажной дорожной карты: навигатор все равно плутал в сельских тропах. Второй этап — в Москве, с ее высотками и развилками, где навигатор (к слову, оснащенный только GPS-чипом) теряет сигнал со спутника в самый неподходящий момент.
 
Эксперимент занял без малого 12 дней, после чего был проведен анализ полученной информации. Траектории движения, построенные на основе данных с GPS-приемника, практически не отличались от трека приемника сигнала ГЛОНАСС. «В целом траектории сходились, но была и разница (до 10 м), обусловленная различной настройкой блоков. ГЛОНАСС был запрограммирован чаще передавать информацию на сервер», — пояснили эксперты РНТ. За все это время оба приемника ни разу не теряли сигнал со спутников, разве что в самом начале пути ГЛОНАСС выходил на связь с сервером на полчаса дольше.
 
А поточнее
 
Электронная женщина имеет свой­ство напоминать о потере сигнала в самый неподходящий момент. Мало кто помнит, что для определения местоположения приемнику необходимо получать сигнал одновременно с трех и более спутников, а зачастую — из-за особенностей рельефа, высотной застройки или сильной облачности — спутники оказываются не видны. Орбитальная группа GPS состоит из 24 спутников, еще столько же должно быть у ГЛОНАСС. Приемник с двойным чипсетом GPS/ГЛОНАСС должен видеть больше спутников, и одна система подстрахует другую в случае потери сигнала.
 
«Субъективно ГЛОНАСС мне кажется немного точнее, но, наверное, только на территории России», — говорит автор идеи и руководитель экспедиции «Россия track drawing» Иван Ярмощук. Команда проекта передвигается по стране по определенным траекториям, так чтобы в итоге треком, построенным навигатором, на карте «нарисовать» слово «Россия» (см. рисунок). «Мы решили, что лейтмотивом будет «качественное отечественное». Соответственно, сразу обратились и к новой навигационной системе. Но для того чтобы сравнить, и во многом для подстраховки, мы решили использовать и GPS, и ГЛОНАСС», — поясняет г-н Яморщук. В тестовом режиме уже «нарисовали» букву «Р», пока сложностей с приемом сигнала не было.
 
Оборудование, установленное на автомобиль РБК daily для тест-драйва, как и система, установленная на автомобили экспедиции «Россия track drawing», более мощное, чем система обычного навигатора. «Многое зависит от антенны приемника, в блоках она была вынесена наружу, а в автомобильных навигаторах — встроенная», — объясняют специалисты РНТ противоречивость данных, полученных с бортовых блоков, поведению обычного навигатора.
 
Исторически равные
 
ГЛОНАСС можно назвать плодом модернизации современной России лишь с большой натяжкой. Разработка этой системы была начата в 1970-е годы, а полностью принята в эксплуатацию Мини­стерством обороны в 1993 году. Россия опередила в этом американского конкурента — GPS, который официально был признан готовым к эксплуатации спустя два года — в 1995-м. Но на этом жизненные пути навигационных систем разошлись.
 
Американцы быстро решили переориентировать предназначенную для военных целей спутниковую систему навигации на «гражданку». В мае 2000 года распоряжением президента США Билла Клинтона было снято загрубление сигнала, так что принимать информацию со спутников, при наличии оборудования, могли все и абсолютно бесплатно.
 
В России аналогичный указ (№638) был подписан также в мае, но уже 2007 года президентом Владимиром Путиным. «Доступ к гражданским навигационным сигналам системы ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений», — говорится в документе. На тот момент на орбите оставалось всего пять спутников ГЛОНАСС. На то, чтобы догнать американского конкурента, с 2002 года по май 2011 года из федерального бюджета было выделено 102 млрд руб.
 
Полностью развернуть орбитальную группировку должны были уже в начале этого года, но не все шло гладко. В декабре прошлого года из-за ошибок в расчетах полетного задания (в баки залили 1,5 т лишнего топлива) на расчетную орбиту не вышли три космических аппарата ГЛОНАСС-М, запущенные с Байконура ракетой-носителем «Протон-М». Потеря спутников затянула реализацию программы почти на год. Этот и еще несколько неудачных запусков других спутников стали причиной увольнения главы Роскосмоса Анатолия Перминова. Его кресло занял Владимир Поповкин.
 
Сейчас на орбите 23 спутника. В прошлый четверг, после проверки всех систем: ракетоносителя, разгонного блока и самого аппарата — было принято решение перенести запуск последнего, 24-го спутника на сентябрь, уточняют в компании-конструкторе «Российские космические системы» (РКС).
 
Новая федеральная целевая программа, которую должны были принять в августе этого года, по заявлениям Роскосмоса, предусматривает четырехкратный рост расходов: 402 млрд руб. до 2020 года. Впрочем, смета постоянно корректируется. Самый первый проект ФЦП ГЛОНАСС в редакции от ноября 2010 года предусматривал финансирование в объеме 543,6 млрд руб., однако он не прошел одобрение Минэкономразвития. В январе этого года был представлен доработанный вариант с бюджетом 462,2 млрд руб., а в июне появилась цифра 402 млрд. В рамках общей экономии бюджета сейчас обсуждается возможность снизить затраты до 249 млрд руб.
 
Как заработать на ГЛОНАСС
 
Копья ломаются и вокруг рыночных перспектив русской навигации. Само по себе наличие спутников не принесет государству никакой выгоды, взимать плату за прием сигналов ГЛОНАСС невозможно ни юридически, ни технически. Здесь на первом месте скорее стоит вопрос национальной безопасности, а также уровень политического влияния России в мире.
 
Эксперты сходятся во мнении, что наиболее востребованным ГЛОНАСС станет на Ближнем Востоке, в Китае и Латинской Америке — регионах, где стремятся уменьшить политические риски, связанные с зависимостью от США. У Соединенных Штатов существует техническая возможность отключить от сигналов GPS целые регионы. Хотя власти страны никогда не подтверждали этот факт, в мировом сообще­стве утвердилось мнение, будто GPS уже не раз «глушили», например во время военных действий в Ираке.
 
Вне политики заработать можно только на рынке автонавигаторов. Последний прибор ГЛОНАСС/GPS в начале месяца презентовала LEXAND — один из лидеров российского рынка по продажам GPS-оборудования. Правда, бросать все силы на этот сегмент руководство компании пока не решается. «Устройство с двумя приемниками изначально стоит дороже обычного GPS. Объем рынка для ГЛОНАСС/GPS недостаточен, чтобы понизить цену устройства до цены обычного GPS», — говорит руководитель отдела продаж LEXAND Павел Долгинов. По его словам, российский конечный пользователь не видит пока серьезных преимуществ ГЛОНАСС/GPS перед GPS, и спрос на такие устройства из-за цены «в разы меньше».
 
«Для иностранцев рынок пока очень мал и политизирован», — добавляет г-н Долгинов. Молчаливым подтверждением этому стало поведение представителей Garmin: в американском офисе напрочь отказались общаться с российскими журналистами на предмет ГЛОНАСС. Ранее компания заявляла, что намерена начать производство первых ГЛОНАСС/GPS-навигаторов осенью 2011 года.
Собирать готовые устройства в России и уж тем более оснащать их чипсетами российского производства участники рынка не намерены, уповая в первую очередь на низкое качество электроники. Действительно, российский чипсет ГЛОНАСС, который довелось подержать в руках корреспонденту РБК daily, раз в пять больше своего GPS-собрата. «И куда его девать?» — сокрушаются производители навигационных устройств. Конечно, есть рынки сбыта в военной навигации и геодезии, но это весьма узкий сегмент, добавляют собеседники.
Как ни странно, в этой части перехватить инициативу у разочарованных российской электроникой потребителей готовы иностранцы. Американская Qualcomm уже выпускает на заводах в Средней Азии коммерческий чипсет (но не готовые устройства), поддерживающий GPS и ГЛОНАСС, — MSM7230. «Мы полностью готовы обеспечить наших заказчиков необходимым объемом гибридных решений и сопутствующей поддержкой. Компания предлагает производителю сами чипы в необходимых количествах, а также техническую документацию по встроенной антенне для приема сигнала от спутников обеих систем», — пояснили РБК daily в компании Qualcomm.
 
По фурам и автобусам
 
На внутреннем рынке самым перспективным остается сегмент систем мониторинга транспорта. Спрос на такое оборудование должны обеспечить собственники бизнеса, стремящиеся к оптимизации расходов. Согласно исследованию, проведенному ассоциацией разработчиков, производителей и потребителей навигационного оборудования «ГЛОНАСС/ГНСС Форум», применение таких систем позволяет сэкономить до 20% топлива, сократить простои автотранспорта на 5% и пробег на 10%, при окупаемости до полугода. Впрочем, нельзя сказать, что владельцы малого бизнеса выстроились в очередь за таким оборудованием. Во-первых, еще не все осознают своей потребности в этом. Во-вторых, слишком много в российском бизнесе «серых» схем, которые не предполагают какой бы то ни было отчетности.
 
Пока единственным двигате­лем рынка в России может стать государство. Проект ЭРА-ГЛОНАСС подразумевает, что весь автотранспорт в обязательном порядке оборудуют навигационно-связными терминалами ГЛОНАСС/GPS, автоматически передающими в случае аварии свои координаты по каналам мобильной связи в дежурно-диспетчерскую службу. Плановая дата запуска для всех новых автотран­спортных средств — 2013 год.
 
«ЭРА-ГЛОНАСС послужит локомотивом для российского навигационного рынка. Создание этой системы не только масштабирует сам рынок (миллионы потребителей, а значит, новое навигационное оборудование и услуги для них), но и станет готовой основой для внедрения навигационно-информационных систем с различным функционалом, считает ведущий аналитик НИС Андрей Ионин. Однако до ввода в эксплуа­тацию системы ЭРА-ГЛОНАСС еще два года.
 
В условиях столь быстро растущего рынка не стоит ждать 2013 года, считает эксперт, многое для внедрения навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS можно сделать уже сейчас. Сегодня необходимо сделать акцент на внедрении навигационных систем там, где они в наибольшей степени влияют на безопасность и качество транспортных услуг: мониторинг общественного транспорта, перевозки опасных грузов, оснащение транспорта оперативных служб (полиции, МЧС, скорой помощи).
 
Для муниципального транспорта внедрение такой системы может стать обязательным, и расплачиваться за него будут бюджеты регионов. Для частных фирм стимулом послужило бы отягощение системы лицензирования пассажирских перевозок. Такая схема не только позволит оптимизировать транспортную систему, но и продемонстрирует ГЛОНАСС рядовому гражданину и, возможно, изменит отношение к государственным инициативам в лучшую сторону.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8B76
По ссылке http://remont.youdo.com/facing/walls/alignment/other/vanna/, заказать сейчас.
Здесь http://remont.youdo.com/stuccoing/price/, подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer