Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолет сдуло с посадки


9 августа 2011 года Сергей Машкин, Андрей Велесюк, КоммерсантЪ


Вчера экипаж пассажирского Ан-24 компании "ИрАэро", пытаясь совершить посадку в аэропорту Благовещенска, отклонился от курса и приземлил машину в лесу, расположенном в 200 м от посадочной полосы. При аварии получили травмы 15 из 36 находившихся на борту человек; остальных, как полагают эксперты, спасли исключительно прочный фюзеляж Ан-24 и проливной дождь, мгновенно заливший выплеснувшееся топливо. Почему лучшая в своем классе машина, заходившая на посадку по современной, интеллектуальной системе ILS и управляемая опытнейшим командиром, потерялась в пространстве, пока неясно. Сами летчики утверждают, что столкнулись с крайне редким и труднопрогнозируемым погодным явлением — сдвигом ветра.

Лайнер оставил в лесу крыло
 
Ан-24 иркутской компании "ИрАэро" совершал рейс Иркутск—Хабаровск с промежуточными посадками в Чите и Благовещенске. Первые два пункта маршрута лайнер прошел благополучно, а при посадке в Благовещенске возникли некоторые сложности климатического характера: аэропорт встретил борт сильной грозой и проливным дождем. Оценив погоду и придя к выводу о том, что она позволяет приземлиться, экипаж пошел на снижение, но по какой-то причине отклонился от курса вправо. В 14:14 по местному времени Ан-24 сел в лесу, расположенном в 200 м от взлетно-посадочной полосы. После нескольких столкновений с неровностями почвы и деревьями у лайнера оторвались двигатель и левое крыло, подломились стойки шасси, а фюзеляж получил серьезные, несовместимые с дальнейшей эксплуатацией повреждения. Из топливных баков самолета на землю выплеснулись тонны керосина. Положение осложнялось тем, что люки штатных и аварийных выходов из самолета заклинило в результате деформации фюзеляжа и люди оказались заблокированными в салоне. 
 
Как рассказали "Ъ" пассажиры рейса, оказавшиеся среди них мужчины не растерялись и, быстро оценив обстановку, принялись выбивать стекла из иллюминаторов. Через образовавшиеся проемы двое молодых людей покрепче вылезли наружу и стали помогать спускаться остальным. Во время эвакуации буквально "из всех щелей" машины, как утверждают пассажиры, постоянно лился керосин. "Одного ребенка зажало между сиденьями,— рассказал "Ъ" один из добровольных спасателей Сергей Житниковский.— Я его вытащил, схватил на руки и побежал в лес, ожидая, что сзади вот-вот рванет". Спасти в итоге удалось всех, однако 12 пассажиров и троих членов экипажа пришлось везти в медучреждения. 
 
Четверо взрослых и трехлетний ребенок были госпитализированы в областную клиническую больницу. Еще четверо пострадавших были доставлены в городскую больницу Благовещенска. По неофициальной информации, один из этих людей мог получить компрессионный перелом позвоночника. Остальным раненым после осмотра и оказания первой помощи врачи разрешили продолжить лечение амбулаторно. 
 
Остальных пассажиров, как утверждают эксперты, спасли исключительно прочный фюзеляж Ан-24 (промявшись и согнувшись в нескольких местах, конструкция все же выдержала удар) и проливной дождь, мгновенно заливший растекавшийся по земле керосин. 
 
Сдвиг ветром
 
Сразу после аварии в Амурской области был создан оперативный штаб под руководством зампреда областного правительства Константина Чмарова, который будет координировать работу медиков, спасателей и расследователей происшествия. Техническое расследование аварии возьмет на себя Межгосударственный авиакомитет, а поисками ее виновника займется следственный комитет России, возбудивший уголовное дело по факту "нарушения правил движения и эксплуатации транспорта" (ст. 263 УК РФ). 
 
"Точную причину, почему исправный самолет с подготовленными пилотами откинуло на 200 м от запланированной траектории, предстоит выяснить специалистам",— сообщил "Ъ" господин Чмаров. По предварительной версии, в аварийном приземлении Ан-24 виноваты сильный дождь и порывистый ветер. Между тем участники расследования, с которыми удалось поговорить "Ъ", утверждают, что гроза способствовала аварии, но сама по себе вряд ли могла стать ее причиной. 
 
Как говорят специалисты, погода действительно была неблагоприятной, однако и не экстремальной. Во всяком случае, климатические условия укладывались в так называемые минимумы по видимости, установленные для аэропорта Благовещенска, самолета Ан-24 и его пилота. Экипаж имел право садиться в запланированном пункте, а не уходить на запасной аэродром.
 
Командир, налетавший в общей сложности около 11,5 тыс. часов, мог быть полностью уверен и в себе, и в своей машине. Ан-24, выпущенный в 1976 году, хотя и имел солидный послужной список (несколько лет он эксплуатировался даже в Камбодже), был, как говорится, лучшим среди равных. Лайнер регулярно проходил все предусмотренные регламентом осмотры и ремонты, а благодаря иностранному прошлому на нем были установлены современные системы безопасности, предупреждающие об опасном сближении с землей (TAWS) и с другим самолетом (TCAS), которыми не могут похвастаться и многие более современные модели. 
 
Наконец, аэропорт Благовещенска предоставил в распоряжение экипажа самую современную и точную, принятую в международных аэропортах интеллектуальную систему посадки ILS (Instrument Landing System). При заходе по ILS наклонная прямая — глиссада уже сформирована в пространстве, а пилоту остается лишь смотреть на стрелки двух приборов, показывающие отклонение машины по высоте и курсу, и соответствующим образом выравнивать траекторию. Такая система дает почти идеальную точность снижения, поэтому совершать посадку по ILS можно даже в условиях сплошной облачности. 
 
По мнению экспертов, причиной аварии могло стать труднопредсказуемое и довольно редкое в природе явление, известное как сдвиг ветра. Смысл этой аномалии заключается в том, что ветер на коротком участке пространства резко меняет свою скорость или направление, изменяя соответствующим образом воздушную (приборную) скорость самолета. Если ветер, например, меняется со встречного на попутный, приборная скорость самолета падает, вместе с ней снижается подъемная сила, и машина начинает незапланированное снижение. Когда самолет преодолевает зону сдвига на большой высоте, у летчика есть возможность вытянуть машину, увеличив режим работы двигателей; при посадке же у него отсутствует запас скорости и высоты для выполнения экстренного маневра. Редкая климатическая аномалия, часто появляющаяся в зоне грозового фронта, под тучей, как полагают эксперты, и могла стать причиной аварии Ан-24. Косвенно подтверждают эту версию и сами пилоты, уже сообщившие расследователям, что на высоте около 150 м машину вдруг "резко бросило вниз и вправо". 
 
Отметим, что после недавней аварийной посадки Ан-24 с горящим двигателем на реку в Томской области, в результате которой погибли семь человек, президент Дмитрий Медведев предложил немедленно прекратить эксплуатацию самолетов этого типа, так как они физически и морально устарели. Однако в Минтрансе сообщили, что Ан-24 уберут с регулярных рейсов в январе 2012 года, оставив их на обслуживании чартеров.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer