Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новая жизнь МиГа


9 августа 2011 года Олег Фаличев, ВПК


Всемирно известной марке МиГ в 2011-м – 72 года. За это время разработано 450 проектов боевых самолетов, 170 из которых были реализованы в металле, а 94 доведены до серийного производства.Отечественные заводы выпустили около 45 000 миговских машин,в том числе 11 000 экспортированных более чем в 40 стран.

Сегодняшний день Российской авиастроительной корпорации «МиГ» связан с производством корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ и созданием на их базе новых самолетов.Впереди у «МиГа» – совершенствование производственной базыи работа над инновационными проектами. Об этом прямов цехе предприятия рассказал журналистам генеральный директор корпорации Сергей Коротков.
 
Контракт с Индией на поставку корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ стал системообразующим для РСК «МиГ». Документ, подписанный в 2004 году, предусматривал продажу 16 самолетов, которые предназначались для авианосца «Викрамадитья» – переоборудованного тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Договор содержал опцион – право заказчика закупить дополнительную партию самолетов. Однако реализовать его индийцы решили только после тщательной проверки боевых возможностей и эксплуатационных качеств машин.
 
«Зонтик» индийского флота
 
Первый МиГ-29КУБ поднялся в небо в 2007-м. К 2009 году испытания истребителя завершились, однако индийцы захотели увидеть его работу на авианосце, что и было успешно сделано на ТАВКР «Адмирал Кузнецов» ВМФ России. Поставкам дали «зеленый свет».
 
В конце 2009 года первая партия самолетов была отправлена в Индию, где немедленно началась их интенсивная эксплуатация. К настоящему моменту поставлено 11 машин из 16. Еще пять заказчик должен получить до конца 2011 года. Суммарный налет истребителей в авиации ВМС Индии – порядка 1000 часов. А два самолета перешли 200-часовой барьер.
 
Индийская сторона, убедившись в высоких боевых и эксплуатационных качествах машины, приняла решение реализовать опцион и закупить дополнительную партию МиГ-29К/КУБ. Подписание соответствующего контракта на 29 истребителей состоялось в марте 2010 года.
 
Собрав журналистов в своих цехах 3 августа, корпорация «МиГ» продемонстрировала закладку на стапель агрегатной сборки первого истребителя по контракту, заключенному в 2010 году. Неудивительно, что на этом знаковом событии присутствовал руководитель проектной группы Индии в России коммандер Раджеш Найер, который отслеживает весь ход реализации программы МиГ-29К/КУБ.
 
Генеральный директор ОАО «РСК «МиГ» Сергей Коротков показал нам, где и как в цехе расположились у стапеля головная часть будущей машины, баковая часть, воздухозаборники, хвостовая часть… Видно было, что весь коллектив предприятия, вплоть до подсобных рабочих, с энтузиазмом приступил к выполнению индийского заказа.
 
Поставки истребителей, заложенных 3 августа, начнутся в 2012 году. После выполнения контракта в составе авиации индийских военно-морских сил будет насчитываться 45 палубных МиГов – три полноценных эскадрильи для кораблей, подобных «Викрамадитье». К моменту окончания отправки МиГ-29К/КУБ в строй ВМС Индии предполагается ввести авианосец собственной постройки. Планы Дели предусматривают создание нескольких авианосных группировок, поэтому не исключено, что закупки корабельных истребителей в России продолжатся.
 
Каково мнение заказчика о МиГах, которые станут базироваться на «Викрамадитье»?
 
– Я разговаривал с руководящим составом индийского оборонного ведомства и людьми, которые эксплуатируют авиационную технику, – поделился впечатлениями Сергей Коротков. – Очень приятно было слышать отзывы летчиков: они с удовольствием летают на наших истребителях. Отмечают также, что на фоне других машин МиГ-29К/КУБ отличается в лучшую сторону по целому ряду характеристик...
 
Это действительно так. МиГ-29К/КУБ может решать задачи, которые не удается выполнить на других самолетах. Многофункциональные корабельные истребители МиГ-29К (одноместные) и МиГ-29КУБ (двухместные) относятся к поколению «4++». Они имеют усовершенствованный планер с высокой долей композитных материалов, цифровую комплексную электродистанционную систему управления с четырехкратным резервированием, существенно сниженную заметность в радиолокационном диапазоне, увеличенную емкость топливной системы и боевую нагрузку, открытую архитектуру бортового радиоэлектронного оборудования.
 
Истребители оснащены современной многофункциональной многорежимной импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станцией «Жук-МЭ», многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет. А в состав комплекса вооружения входят управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, авиационные бомбы и встроенная 30-мм пушка.
 
И Минобороны России не внакладе
 
Когда в 2009 году два новых МиГа работали на палубе «Кузнецова», за ними наблюдали не только индийские морские летчики. Испытания привлекли внимание командования морской авиации ВМФ России. Самолеты нашим флотским летчикам понравились, и было решено приобрести эти машины.
 
Сегодня на «Кузнецове» базируются Су-33 и Су-25УТГ. Первые – «чистые» истребители, причем одноместные. Вторые – учебно-боевые двухместные штурмовики, ресурс которых, к сожалению, уже невелик. Так что поступление МиГ-29К и МиГ-29КУБ на вооружение российского ВМФ окажется весьма кстати.
 
Как сказал Сергей Коротков, главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Владимир Высоцкий выразил намерение закупить 24 миговских истребителя, а потом еще провести опционные поставки. Сейчас Минобороны подготовило тактико-техническое задание (ТТЗ) на самолет, идет подготовка контрактных документов. Глава отечественного оборонного ведомства Анатолий Сердюков поставил задачу оформить сделку уже в августе. Причем эти машины не заменят самолеты «Сухого» – у них свои задачи.
 
Реформа производственного комплекса
 
Наладив серийный выпуск МиГ-29К/КУБ, корпорация «МиГ» перешла на новый этап своей жизни. Период выживания остался в прошлом. РСК в составе Объединенной авиастроительной корпорации будет развиваться как компания, обеспечивающая весь жизненный цикл самолетов: маркетинг, разработку, испытания, производство, послепродажную поддержку. Работой коллектив обеспечен на ближайшие пять лет.
 
В фирме сформирован портфель заказов объемом более четырех миллиардов долларов. Его основа – контракты со странами Азии, Африки, Южной Америки, Европы. Сегодня руководство «МиГа» особое внимание уделяет совершенствованию производственного комплекса. Здесь перешли на новые методы сборки самолетов, которые позволят обеспечить серийный выпуск продукции для инозаказчиков и Министерства обороны Российской Федерации. Выполнять эти задачи помогает кооперация с рядом предприятий, у которых с «МиГом» налажены долгосрочные отношения.
 
Как отметил Сергей Коротков, в цехе представлен поточный метод сборки, который применен только на миговском предприятии. В частности, организован поток, состоящий из шести рабочих мест. Каждое из них просчитано по циклам, на нем определены объемы труда, соответствующее оборудование, закреплены рабочие, которые выполняют только конкретные операции и имеют сменные задания на каждый день.
 
Самолеты после выполнения цикла перемещаются с одного рабочего места на другое. По сути тут действует своеобразный конвейер, что в свою очередь налагает большую ответственность на комплектовщиков, смежников, организаторов работ…
 
Сейчас в цехе одновременно собирается 12 самолетов, но эта цифра должна быть удвоена. Параллельно РСК «МиГ» приходится решать кадровую проблему, которая сегодня типична для всех высокотехнологичных производств. Ведь за два десятилетия, минувших после распада СССР, многие классные специалисты разбежались или ушли на пенсию, найти им равноценную замену не так просто. Не зря на предприятии действует целая программа для привлечения и подготовки новых людей.
 
Впрочем, что касается костяка коллектива, то его РСК «МиГ» удалось сберечь даже в лихие 90-е. Тут сохранена уникальная конструкторская, инженерная, научная школа.
 
Разнообразная модернизация
 
Корабельные истребители для Индии – не единственная продукция корпорации. В цехе журналисты увидели сборку традиционных МиГ-29СЭ. Это самолеты, заказанные Мьянмой.
 
Эксперты говорят, что по критерию эффективность-стоимость такие истребители являются оптимальными для многих развивающихся государств. С «Миражами», ранними вариантами F-16, китайскими истребителями МиГи справятся, а большего таким заказчикам и не надо. Впрочем, если нужно повысить эффективность ранних вариантов МиГ-29, это всегда удастся сделать с помощью РСК «МиГ».
 
Корпорация разработала и успешно внедряет несколько базовых вариантов модернизации. Самый простой из них – МиГ-29СД ориентирован на европейские страны – члены НАТО, которые сохраняют «двадцать девятые» на вооружении. Наработки РСК позволяют этим государствам выполнять требования Североатлантического альянса и ИКАО в части средств связи и навигации.
 
Небогатым партнерам интересен МиГ-29СМ – так называемый бюджетный многофункциональный истребитель, в который можно преобразовать существующий МиГ-29 (то есть имеющийся у заказчика).
 
Если противостоять надо современным западным истребителям, заказчик приобретает вариант МиГ-29СМТ. У данной машины новый локатор, расширенный состав вооружения, увеличенная дальность полета и боевая нагрузка. Именно такие самолеты получили в 2009–2010 годах Военно-воздушные силы РФ.
 
– Вообще каждое военное ведомство само решает, модернизировать ему самолеты или закупать новые, и то, что сегодня предпринимают ВВС России, имеет целью оптимизировать их состав, – говорит директор Инженерного центра ОКБ имени А. И. Микояна Владимир Барковский. – Наша задача – подсказать им решение. У нас есть свои варианты как по модернизации, так и по новым поставкам. Выбор – за военными...
 
В цехе журналисты увидели доработку МиГ-29 с индийскими опознавательными знаками. Это самолеты, проходящие модернизацию по программе МиГ-29 UPG, в ходе которой весь парк «двадцать девятых» ВВС Индии оснащается современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, унифицированным с аналогичным комплексом корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, поставленных военно-морским силам южноазиатской державы.
 
Три индийских МиГа уже проходят летные испытания в ЛИИ имени М. М. Громова. Еще три дорабатываются в России. Оставшиеся машины – более пяти десятков – будут модернизированы в Индии с использованием наших технологий. РСК «МиГ» поставит для этого сборочные комплекты, другие российские предприятия – различное оборудование и вооружение. Основные бортовые системы на модернизированных самолетах также будут отечественными, в частности РЛС, пилотажно-навигационный комплекс. Хотя есть системы по выбору заказчика, которые не являются российскими.
 
Модернизация БРЭО позволяет существенно расширить круг задач, решаемых истребителями МиГ-29 ВВС Индии. В настоящее время они предназначены прежде всего для перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе.
 
Модернизированные самолеты наряду с расширением возможностей по борьбе с воздушными целями приобретают способность к нанесению ударов по наземным (надводным) подвижным и неподвижным целям высокоточным оружием в любое время суток и при любых погодных условиях.
 
Контрактом предусмотрено проведение ремонта и доработки самолетов с целью продления ресурса до 3500 летных часов и срока службы до 40 лет.
 
По требованию индийской стороны планами совместных работ предусмотрена широкая офсетная программа. В ее рамках, в частности, расширяется сотрудничество с индийской промышленностью по созданию инфраструктуры послепродажного обслуживания самолетов МиГ в Индии и других странах региона.
 
Специалисты отмечают, что интерес к модернизации МиГ-29 растет и этот вид деятельности внесет значительный вклад в финансовую устойчивость РСК. Для примера приведем только один факт: контракт на модернизацию индийских МиГ-29 оценивается порядка миллиарда долларов.
 
Что впереди?
 
Как говорит Сергей Коротков, среднесрочная перспектива корпорации связана с развитием истребителей МиГ-29К/КУБ. Причем речь идет не только о совершенствовании корабельного истребителя, но и о создании на его базе новых самолетов.
 
Дело в том, что МиГ-29К/КУБ – это новая платформа с увеличенным запасом топлива, новыми материалами, авионикой, вооружением, двигателями. На МиГ-29К около 12 процентов поверхностей сделано из композитов. В России нет другого серийного самолета, у которого этот показатель был бы выше.
 
«Сухопутные» версии корабельного истребителя уже существуют. Налаживается их серийное производство.
 
Образно говоря, МиГ-29К/КУБ начал «долгоиграющую» линию, которая впитывает в себя технологии 5-го поколения. Кое-что из них было показано на МиГ-35, в частности АФАР, которая создана РСК вместе с коллегами по кооперации.
 
Когда началась работа по МиГ-35, никто не ожидал, что у корпорации окажется функционирующий радар с АФАР. Во время демонстрационных полетов самолета представители Индии даже попросили снять конус с его носовой части и проверили: действительно ли он там стоит? Западные коллеги также выразили сомнение в том, что у русских есть радар с АФАР. Каково же было удивление многих, что это не блеф, а реальность. На МиГ-35 стоял не серийный, а демонстрационный радар, но это ничего не меняло по сути.
 
У того же многоцелевого истребителя «Тайфун» (Eurofighter Typhoon), как оказалось, вообще нет никакого радара с АФАР. И у «суперсамолета ХХI века» «Гриппен», на разработку которого Швеция затратила 14 миллиардов евро, тоже. Впрочем, миговцы удивили многих не только за рубежом, но и на Родине. Они показали, что владеют такими технологиями. Интересно, что в ходе тендера консорциум Eurofighter показывал свой радар не на самолете, а только лишь на вертолете...
 
В чем еще инновационность отечественного радара? В том, что завод сумел разместить приемо-передающие модули в быстросъемных блоках, значительно облегчив тем самым их замену. В присутствии индийской комиссии, например, для того чтобы поменять такой модуль, потребовалось всего десять минут, хотя обычно на это уходит более часа. Удалось также решить проблему смены модулей без расстыковки их с системой охлаждения. Подобные ключевые инновационные решения пытаются сейчас воплотить в жизнь наши конкуренты РСК.
 
Инновационность МиГ-35 не ограничивается радаром с АФАР. На самолете имеются уникальные многоканальные встроенная и контейнерная оптико-локационные станции, обеспечивающие ведение воздушного боя и атаку наземных целей днем и ночью в пределах и за пределами прямой видимости. Истребители обладают мощным комплексом обороны, который позволяет своевременно обнаруживать и парировать угрозы со стороны противника. Эти системы базируются на космических технологиях московского НИИ ПП (недавно это предприятие преобразовано в корпорацию «Системы прецизионного приборостроения»).
 
Владимир Барковский подчеркнул: «Мы интегрируем технологии 5-го поколения в обновленную платформу».
 
БПЛА и не только они
 
Руководство «МиГа» говорит, что в корпорации трудятся и над прорывными проектами, однако завесу секретности над ними пока не приоткрывают. Впрочем, судя по всему, одним из направлений дальнейшего развития РСК станет создание беспилотных систем военного назначения.
 
У микояновского КБ довольно большой опыт работ по этой теме. Они начались еще в 50-е годы, когда фирма первой в России приступила к конструированию противокорабельных крылатых ракет. Затем последовали проекты беспилотных перехватчиков, в том числе малозаметных.
 
Сенсацией авиасалона «МАКС-2007» эксперты признали полноразмерный макет – физическую модель боевого беспилотника «Скат». Они сразу обратили внимание, что концепция этого БПЛА соответствует той, которую выбрали американцы для своих перспективных ударных беспилотных систем.
 
О дальнейших работах по теме «Скат» на «МиГе» не говорят. Вместе с тем наши источники отмечают, что это была не просто демонстрационная программа. Миговцы провели огромное количество исследований, причем некоторые из них впервые осуществлены в России. В результате и родился полноразмерный самолет-демонстратор для изучения вопросов заметности. Параллельно велись аэродинамические и газодинамические исследования. Задел создан хороший и с ним можно двигаться дальше.
 
Как отметил Сергей Коротков, РСК «МиГ» и компания «Сухой» совместно спроектируют для российского военного ведомства беспилотные комплексы нового поколения, в том числе ударные. «По беспилотной тематике «Сухой» и «МиГ» проводили свои работы внутри каждого КБ, но потом мы договорились в рамках ОАК объединить усилия. Есть решение, что «Сухой» является головным по тому конкурсу, который проводится Министерством обороны, а РСК «МиГ» – самым крупным смежником в реализации этой программы», – рассказал гендиректор корпорации.
 
Отвечая на вопрос, будут ли «Сухой» и «МиГ» создавать ударный БПЛА, Сергей Коротков отметил, что речь идет о разработке семейства беспилотных аппаратов различного назначения. По его словам, две фирмы в решении этой задачи объединили все свои усилия, ресурсы, в том числе людские и финансовые. «Сегодня готовятся документы по реализации единого проекта. Все, что сделано нами, ляжет в общую копилку», – добавил генеральный директор РСК.
 
Не поставили крест миговцы и на работах, не связанных с боевой авиацией. Рассматривается вопрос сертификации производства и выпуска продукции гражданского назначения. Если все сложится, то РСК «МиГ» станет соисполнителем тех проектов, которые реализуются ОАК.
 
В заключение следует констатировать: с честью пройдя через трудные 90-е, ОАО «РСК «МиГ» сохранило свою выдающуюся конструкторскую школу, мощный производственный потенциал. Это позволяет корпорации с уверенностью смотреть в будущее, прочно удерживать позиции в числе мировых лидеров военного самолетостроения и в ХХI веке.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer