Авария обошлась без жертв, ранения получили 15 человек. Эксперты признают, что АН-24 устарели, но заменить их на внутренних рейсах нечем.
Ан-24 иркутской компании «ИрАэро» выполнял рейс по маршруту Иркутск–Чита–Благовещенск–Хабаровск. На его борту находились 31 пассажир и пять членов экипажа. В 14.00 по местному времени самолет подлетел к аэропорту Благовещенска. Здесь бушевал мощный ливень с порывистым ветром. Экипаж Ан-24 сделал заход на посадку, но из-за ветра садиться не решился. На втором круге самолет снесло примерно на 200 м, он рухнул на болото.
— Никаких ударов не ощущали. Погода была отвратительная, — рассказала «Известиям» одна из пассажирок самолета Елена Смешная. — Перед посадкой мы пристегнулись, я ждала, когда шасси коснутся земли, но вдруг грохнулись рядом со взлетной полосой.
При падении у Ан-24 оторвались шасси, один из двигателей и левое крыло. После падения, по словам очевидицы ЧП, пассажиры и стюардессы сами начали выбираться наружу.
— Увидела, что с одной стороны нет половины крыла, — продолжает пассажирка. — Очень быстро подъехали машины спецслужб и «скорая». В самолете я была вместе с внуком Тамерланом. У мальчика разбита губа и несколько ссадин, доктор сказал, что с ним все в порядке.
— Мои родители летели в Китай на курорт, но теперь оказались в больнице, поездка сорвалась, — рассказала «Известиям» жительница Иркутска Наталья Пядушкина. — У мамы перелом ключицы и множество порезов, ее зажало креслами. Отец отделался ушибами.
В обстоятельствах жесткой посадки разбирается Восточно-Сибирское следственное управление.
Незаменимый ветеран
В последние годы парк Ан-24, пассажирский турбовинтовой самолет, рассчитанный на дальность полета 3 тыс. км, редеет. Ан-24 производился с 1959 по 1979 год, их было выпущено более тысячи. Сейчас разрешение на полеты имеют 99 самолетов.
На авиационных форумах говорят, что главная проблема Ан-24 -- отсутствие запчастей. Самолет называют «летающей «Булгарией». Его электроника также не отвечает современным требованиям безопасности.
В авиагараже «ИрАэро» около 20 самолетов, из них четыре Ан-24 вместимостью от 44 до 48 человек.
Еще в 2009 Минтранс издал приказ, согласно которому с 1 января 2012 года все самолеты и вертолеты, на борту которых разрешен провоз более девяти человек, должны быть оборудованы системой раннего предупреждения о близости земли и приближении другого воздушного судна.
— Иначе самолеты разрешение на полет уже не получат, — заявил «Известиям» официальный представитель Росавиации Сергей Извольский.
Сколько именно самолетов этой марки будут модернизированы, пока не уточняется. По сведениям «Известий», стоимость Ан-24 колеблется в пределах от $60 тыс. до $100 тыс. Цена системы раннего оповещения — примерно $200 тыс.
Авиационный эксперты считают, что Ан-24 еще рано списывать со счетов.
— Конечно, Ан-24 — машинка старенькая и к тому же турбовинтовая, что составляет определенные сложности в пилотировании, но торопиться все равно не стоит, — заявил «Известиям» Владимир Герасимов, пилот с 40-летним стажем, кандидат технических наук. — У нас с региональными перевозками очень большие проблемы, поэтому, списав Ан-24, мы рискуем окончательно добить систему региональных пассажирских перевозок.
— Самолет безопасен абсолютно, — считает Александр Акименков, летчик-испытатель, заслуженный летчик России. — Он рассчитывался по военным нормам и имеет повышенный коэффициент запаса прочности. На те аэродромы, на которые летают «Ан», ни один Boeing не приземлится без происшествий. Заменить Ан-24 был призван Ан-140, который делают в России — в Самаре, а также на Украине и в Иране. На производство этого самолета работают 800 предприятий, но выпускают единицы. Необходимо организовать госзаказ на сотни машин.
По словам эксперта, большое число происшествий, которое в последнее время случаются с Ан-24, связано с инфраструктурой аэропортов. «Инфраструктура самоуничтожается: аэродромы, радиотехнические средства обеспечения, посадочная система — все это приходит в нерабочее состояние», — уверяет Акименков.



