Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Теракт в Домодедово уже не особо опасен


12 сентября 2011 года Федор Максимов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", следственный комитет России снял подозрения с фигурантов уголовного дела о "неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности", возбужденного после теракта в январе этого года в аэропорту Домодедово. Само дело передано из главного следственного управления СКР в нижестоящую окружную структуру, где его теперь расследует майор юстиции. При этом следствие пытается найти состав преступления в еще одной истории, на этот раз связанной с передачей "Ист Лайну" аэровокзального комплекса аэропорта Домодедово, в которой точку Высший арбитражный суд поставил еще в 2008 году.

Остались только свидетели
 
Уголовное дело по ст. 263-1 УК РФ (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах) было возбуждено главным следственным управлением (ГСУ) СКР 25 января этого года, на следующий день после самоподрыва, совершенного в аэропорту Домодедово смертником Магомедом Евлоевым. Этот теракт, в результате которого погибло 37 человек, а еще 150 получили ранения, вызвал острую реакцию высшего руководства страны. Уже по горячим следам президент России Дмитрий Медведев на коллегии ФСБ потребовал, чтобы чекисты, МВД и правительство разобрались "с ответственностью должностных лиц, отвечающих за безопасность на транспорте", а прокуратура и СКР решили вопрос об уголовной ответственности этих лиц. На последовавшем затем совещании с силовиками в Горках господин Медведев напомнил, что после мартовских взрывов в метро (31 марта 2010 года) он подписал указ, которым ставилась задача оснастить объекты транспорта "устройствами для поддержания безопасности, средствами информирования населения". В 2007 году, по его словам, после терактов на двух самолетах, вылетевших из Домодедово, был принят закон о транспортной безопасности. До 2014 года должна быть создана комплексная система обеспечения безопасности на транспорте и предотвращения терактов. Все эти документы, как подчеркнул президент,— "достаточная нормативная база для того, чтобы оценивать уязвимость объектов транспортной инфраструктуры". Однако, по его словам, не все положения законодательства, по данным Генпрокуратуры и контрольного управления президента, исполняются, а количество нарушений растет. 
 
С первых шагов следствие по делу о взрыве в Домодедово велось с большим размахом. Подозреваемыми по делу со стороны силовиков стали бывший начальник управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, экс-руководитель ЛОВД "Домодедово" Александр Трушанин и его заместители Александр Будцов и Александр Дегтярев. Аналогичные подозрения были выдвинуты в адрес директора российского представительства зарегистрированной на острове Мэн управляющей аэропортом офшорной компании Airport Management Company Limited Игоря Борисова, его заместителя Вячеслава Некрасова, управляющего директора отвечающего за безопасность аэропорта ЗАО "Эйрпорт Авиэйшн Секьюрити Домодедово" Андрея Данилова и начальника службы авиационной безопасности этого ЗАО Анатолия Моисеева. 
 
В течение трех месяцев, с февраля по конец апреля, каждому из них следователь по особо важным делам ГСУ СКР Владимир Смирнов избирал десятидневные подписки о невыезде, пока после вмешательства Генпрокуратуры руководство следственного ведомства не признало данные меры пресечения незаконными и необоснованными и отменило их. О том, что вслед за подписками были сняты и подозрения, фигуранты дела узнали случайно. 
 
После того как 29 июля зампред СКР Василий Пискарев передал уголовное дело из ГСУ в нижестоящее управление по Центральному федеральному округу (ЦФО) в производство майора юстиции Александра Князева, подозреваемые и их защитники заявили ходатайства об ознакомлении с новым составом оперативно-следственной группы. Следователь Князев и его руководители им по формальным причинам в удовлетворении ходатайства отказали, после чего один из фигурантов дела, Анатолий Моисеев, обжаловал действия СКР в Басманном райсуде. 7 сентября судья Наталия Дударь жалобу заявителя отклонила, решив, что следователь поступил по закону. Однако в ходе разбирательства прозвучала информация о том, что жаловаться господину Моисееву вообще не на что, поскольку он больше не является подозреваемым. 
 
Подтверждение этого начальник службы авиационной безопасности получил и из управления Генпрокуратуры по ЦФО, надзирающего за окружным следствием. "В качестве основания отказа (в удовлетворении ходатайства.— "Ъ") следователем справедливо указано, что в связи с отменой меры пресечения Моисеев утратил статус подозреваемого и не вправе знакомиться с процессуальными документами",— сказано в документе, поступившем из прокуратуры. И хотя в СКР об изменении процессуального статуса господина Моисеева и других подозреваемых официально не оповестили, их адвокаты считают, что теперь в деле, возбужденном по ст. 263-1 УК РФ, есть только свидетели. 
 
В СКР "Ъ" эту информацию подтвердили. По данным ведомства, майор Князев, ранее работавший в ГСУ, входил в следственную бригаду по домодедовскому делу, однако в ходе реорганизации ведомства его перевели в следственное подразделение по ЦФО, в которое он с этим делом и перешел. Что касается подозреваемых, то, как отметили в СКР, этот статус с фигурантов дела действительно был снят после отмены подписок о невыезде. При этом, как подчеркнули в СКР, следственные действия по делу продолжаются, назначен целый ряд экспертиз, по результатам которых и будут приняты новые процессуальные решения. Пока же, по сведениям защиты, следственная бригада сократилась с 20 до 10 человек. 
 
Преюдиция породила проверку
 
Более того, как стало известно "Ъ", в СКР не собираются ограничиваться только этим делом. Ведомство проводит доследственную проверку "по сообщению о противоправных действиях" по передаче части имущественного комплекса аэропорта Домодедово в качестве вклада в уставные капиталы компаний, входящих в состав аэропортового комплекса. В рамках проверки управление СКР по ЦФО запросило в Росимуществе различные документы. Среди них — документы о работе ведомственной комиссии, которая в 2008-2009 годах проводила проверку порядка использования и сохранности недвижимости, закрепленной за ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово". По результатам работы комиссии были составлены два акта, один из которых в территориальном управлении Росимущества по Московской области, как выяснили в СКР, "отсутствует по неустановленным причинам". 
 
Представители Домодедово обратили, в свою очередь, внимание "Ъ" на то, что история, которую решили проверить в СКР, давно была разрешена арбитражем. В 2008 году президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ признал незаконными решения нижестоящих судов об истребовании в собственность государства аэровокзального комплекса аэропорта Домодедово, оставив его в собственности компании "Ист Лайн". С надзорной жалобой в ВАС тогда обратилась кипрская компания Hacienda Investments Ltd (структура группы "Ист Лайн"), которой принадлежит имущество аэровокзала Домодедово. 
 
Спор между Росимуществом и группой "Ист Лайн" до этого длится более трех лет. В первом иске Росимущество требовало признать недействительным договор от 1997 года, по которому госпредприятие "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации" передавало старый аэровокзал во владение совместному с "Ист Лайном" акционерному обществу. Договор был признан арбитражем недействительным, но решение о возврате имущества государству было отменено кассацией. Точку в этом деле поставил летом 2007 года ВАС, который прекратил производство по делу в связи с ликвидацией госпредприятия. Вокзал остался в собственности структуры "Ист Лайна". Второй иск о признании права собственности РФ на аэровокзал, объекты инфраструктуры, ряд других помещений аэропорта Домодедово и возвращении их государству был удовлетворен в январе 2008 года арбитражным судом Московской области. Как и в первом иске, Росимущество настаивало, что госпредприятие было не вправе отчуждать имущество, находящееся в федеральной собственности без согласия собственника. Арбитраж Московской области вынес решение в пользу Росимущества, однако ВАС его отменил, приняв окончательное решение в пользу "Ист Лайна". 
 
По словам юристов, к каким бы выводам ни пришла проверка, ведущаяся СКР, следствие не может не учитывать принцип преюдиции (ст. 90 УПК), по которому факты, содержащиеся во вступивших в силу судебных решениях, в том числе арбитражных, считаются установленными и не требующими доказательства в других делах и процессах.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer