Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Экипаж Як-42 не был готов к нештатной ситуации


13 сентября 2011 года Елизавета Маетная, Анна Томилова, Известия


Як-42 могло погубить то обстоятельство, что летчиков гражданской авиации во многих авиакомпаниях просто не обучают отрабатывать чрезвычайные ситуации (ЧС), к которым относится, в частности, уборка шасси при прекращении взлета — к такому выводу пришли опрошенные «Известиями» эксперты по авиационной безопасности.

— У нас уже многому не учат, чему в советское время летчиков обучали в обязательном порядке: та же уборка шасси при прекращении взлета или вынужденная посадка на воду или на сушу, — говорит расследователь авиапроисшествий с 40-летним стажем Владимир Грудин. — Особые ситуации на транспорте возникали и будут возникать всегда, летчики должны хорошо знать, как с ними справляться. Причем на каждом конкретном типе самолетов, а вот с этим как раз сейчас большие проблемы. 
 
Другой эксперт, летчик-испытатель Александр Акименков, считает, что в последнее время в учебных тренировках экипажей стало больше порядка и ужесточились требования.
 
— Теперь их в обязательном порядке все проходят раз в квартал, договориться же с сотрудниками учебно-тренировочных центров просто невозможно, — подчеркивает Акименков.  
 
До сих пор не известно, отрабатывал ли погибший экипаж именно такую ЧС — экстренное торможение на взлете. В авиакомпании «Як-Сервис», экипаж которой обслуживал рейс «Локомотива», обсуждать с «Известиями», когда их пилоты последний раз учились на тренажерах и отрабатывали ли вообще непредвиденные ситуации, отказались. 
 
В учебно-тренировочном центре гражданской авиации Авиа-22 (УТЦ) в Быково, , где упражняются экипажи Як-42, «Известиям» сообщили, что команда погибшего ЯК-42 проходил плановую тренировку 19 августа.
 
- Экипаж отрабатывал опасные ситуации развития полета, - рассказал «Известиям» генеральный директор УТЦ Евгений Лобачев. - По итогам испытания пилоты получили нормальные оценки и подтвердили свою квалификацию.
 
По словам Лобачева, сейчас невозможно предположить какая нештатная ситуация на воздушном судне привела к аварии. Но после выводов МАКа, в УТЦ обязательно поступят соответствующие рекомендации.
 
- Если это новые отказы техники или новые чрезвычайные ситуации, с которыми мы до сих пор не сталкивались, то они обязательно будут введены в учебный курс. И тренировать экипажи мы будем уже с учетом этих данных, - рассказал Евгений Лобачев.
 
По статистике, большинство авиапроисшествий и ЧС происходит при посадке (65%), в том числе ночью в ухудшившихся погодных условиях. 
 
— На взлете ЧС меньше, поэтому зачастую командир корабля может доверить управление второму пилоту, особенно когда в экипаже хорошие отношения, — говорит Владимир Грудин.
 
Второй пилот, 49-летний Игорь Жевелов, был давно знаком с командиром корабля 45-летним Андреем Соломенцевым. Они жили в соседних домах, дружили семьями. Коллеги говорят про Жевелова, что он был опытным пилотом и долгие годы сам работал командиром Як-40. Однако навыков командирского управления ЯК-42 о у него не было. В УТЦ подтвердили, что последнюю тренировку он проходил именно как второй пилот.
 
Версия о технических неполадках, впрочем, тоже окончательно не закрыта.
 
— Хотя предварительная экспертиза и подтвердила, что с технической точки зрения к самолету претензий нет, существуют несколько спорных тонкостей, — считает Александр Акименков.
 
По мнению эксперта, тяга, которой не хватило для взлета, могла пропасть из-за внешнего предмета или птицы, попавшей в лопасть одного из двигателей. При этом мотор все равно продолжал бы работать — его бы не заклинило и он бы не загорелся. Есть и спорный момент в отношении стабилизатора, считает Акименков. 
 
— Самописцы зафиксировали положение стабилизатора на восьми градусах, это штатный режим, но неизвестно, за сколько секунд до падения он был так выставлен, — поясняет эксперт. — То, что стабилизатор выставлен неправильно, пилоты могли обнаружить уже во время набора высоты. Чтобы выйти на норму, потребовалось бы как минимум четыре секунды. При скорости 200 км/ч (скорость разгона Як-42) самолет мог за это время пройти большое расстояние.  
 
Снять или подтвердить сомнения экспертов мог бы радиообмен между членами экипажа, но он до сих пор не предан огласке.  
 
— Специалист из радиообмена все сразу поймет, — говорит Владимир Грудин. — Летчики ведь не самоубийцы, они могли элементарно не видеть того, что произошло на взлетке. Так, например, было с французским «Конкордом» в июле 2000 года. После 200-метрового разбега он поймал титановую пластинку от взлетавшего до него «Дугласа», которая пробила топливный бак. В итоге 113 погибших. 
 
Другой известный случай, когда в гибели самолета обвинили экипаж, произошел в августе 2006 года. Ту-154 летел из Анапы в Питер и упал возле Луганска, погибли 170 человек. 
 
— Вину свалили на летчика, а ему метеослужба дала неправильные данные о верхней кромке облаков, — замечает Грудин. 
 
В ходе расследования трагедии под Ярославлем комиссия МАКа должна отработать все три компонента авиапроисшествия: действия экипажа, отказ техники и окружающую обстановку. Возможно, сочетание всех трех этих факторов и привело к трагедии 7 сентября.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer