Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Домодедово не хочет нести спецслужбу


15 сентября 2011 года Федор Максимов, Олег Рубникович, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", в Высшем арбитражном суде (ВАС) России обжалованы требования транспортной безопасности, введенные приказом Минтранса в феврале этого года. Заявители, которыми выступают структуры аэропорта Домодедово, считают, что требования незаконны, так как они перекладывают функции госорганов на собственников транспортных объектов и лиц, которые пользуются их услугами. Среди прочего им фактически вменяется проведение оперативно-разыскных действий для предотвращения терактов, что явно относится к сфере деятельности ФСБ и МВД.

Собственник — не борец с терроризмом
 
Требования транспортной безопасности Минтранса, которые станут предметом разбирательства в ВАС, были приняты 8 февраля этого года, то есть через две недели после того, как террорист-смертник Магомед Евлоев взорвал себя и пассажиров Домодедово. Обжаловали нормативный акт ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" (отвечает за эксплуатацию и развитие аэродромной инфраструктуры) и ЗАО "Домодедово пэссенджер терминал" (эксплуатация торговых площадей, зданий, систем и коммуникаций пассажирского терминала аэропорта), представители которых считают, что утвержденные приказом требования по обеспечению транспортной безопасности не соответствуют ранее принятым законам, нарушают права субъектов транспортной инфраструктуры и их интересы, незаконно возлагают на них обязанности и создают препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности.
 
Согласно требованиям, субъекты транспортной инфраструктуры (это юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортных объектов и транспортных средств, а также пассажиры) обязаны выявлять и пресекать противоправные действия физических и юридических лиц, в том числе подготовку ими терактов. Однако, считают авторы жалобы, точно такие же функции федеральные законы о полиции и ФСБ возлагают на сотрудников органов внутренних дел и чекистов, только в отличие от них владельцы аэропортов и их клиенты не имеют права на проведение оперативно-разыскной деятельности. К тому же, утверждается в жалобе, подготовка к совершению актов незаконного вмешательства в деятельность транспортных узлов, например терактов, может осуществляться далеко за пределами их территорий. Так было, например, в случае с Магомедом Евлоевым, которого, по данным следственного комитета России (СКР), готовили в смертники в Ингушетии и из этой же республики с бомбой отправили в Москву.
 
Тем не менее из требований Минтранса следует, что субъект транспортной инфраструктуры несет ответственность за любое приготовление к совершению актов незаконного вмешательства, где бы оно ни происходило, а его руководители в случае непредотвращения преступления попадают под действие ст. 263.1 УК РФ. Напомним, что дело по этой статье, карающей за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, было возбуждено вскоре после теракта в Домодедово и подозреваемыми по нему долгое время проходили руководители четырех компаний, входящих в структуру Домодедово, а также начальники транспортной милиции. Потом подозрения с них были сняты (см. "Ъ" от 12 сентября).
 
Задержать, содержать и сдать
 
Требуют признать незаконными юристы двух ЗАО и другие пункты приказа. Например, требования безопасности обязывают субъекта выявлять потенциальных нарушителей, тогда как, согласно Конституции, правонарушителем лицо становится, только если совершает противоправные действия. Кроме того, субъект обязан передавать сотрудникам МВД выявленных нарушителей, а также предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения. Однако, считают авторы жалобы, принудительная передача нарушителя неизбежно сопровождается его задержанием, а передача имущества — его изъятием. Указанные нормы, считают они, нарушают Конституцию, в соответствии с которой права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом. В свою очередь, ч. 3 ст. 84 Воздушного кодекса РФ предоставляет полномочия по задержанию лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багажа, грузов и почты, содержащих предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, только службам авиационной безопасности, а не субъекту транспортной инфраструктуры. При этом требования Минтранса обязывают субъект транспортной инфраструктуры передавать нарушителей органам МВД: в одном случае — в течение часа, в другом — не позднее восьми часов с момента выявленного нарушения. Но, говорится в жалобе, в требованиях по безопасности не поясняется, где, кем и на каком основании должен удерживаться нарушитель в течение всего этого времени.
 
Обжалуя эти и другие требования транспортной безопасности, представители ЗАО рассчитывают признать их недействительными. Отметим, что требования вызвали вопросы и у сотрудников СКР, расследующих уголовное дело по ст. 263.1 УК РФ. Следствием была назначена документальная судебная экспертиза, которая должна установить, позволяли или нет законодательные акты обеспечить эффективную безопасность Домодедово от террористической атаки. В рамках того же исследования экспертам предстоит ответить на вопрос, своевременно или нет разрабатывали подобные документы чиновники Минтранса.
 
"Им что, переключиться на борьбу с преступностью?"
 
"Приказ (о принятии требований безопасности.— "Ъ") был издан в соответствии с федеральным законом N16 "О транспортной безопасности" и прошел процедуру согласования со всеми заинтересованными ведомствами, а также был зарегистрирован в Минюсте. Поэтому говорить о его незаконности неправильно. Кроме того, этим документом на собственников транспортной инфраструктуры никто ответственности в части проведения оперативно-разыскных мероприятий не возлагал",— заявил "Ъ" начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов. Отметим, кстати, что ранее в этом ведомстве уже признавали несовершенство действующей нормы. Так, в письме зампреду думского комитета по безопасности Геннадию Гудкову от 30 июня этого года заместитель министра транспорта Сергей Аристов сообщал, что после принятия поправок, внесенных группой депутатов в законы "О противодействии терроризму" и "О транспортной безопасности", предполагается "отмена изданных Минтрансом приказов об утверждении требований безопасности".
 
"Чиновничье рвение у нас порой за гранью разумного,— заявил "Ъ" депутат Гудков.— Когда что-то случается, им главное сохранить свои места, в том числе и через меры, выходящие за границы правового поля. Самый яркий пример — это как раз аэропорт Домодедово. Им что теперь перестать возить пассажиров и переключиться на борьбу с преступностью? По сути, их призывают создать незаконное вооруженное формирование. Это говорит лишь об одном: государство не может найти эффективное противодействие террористам и бандформированиям, в связи с чем всю ответственность возлагает на самих "утопающих"".
 
"И участники рынка, и сам Минтранс признают, что нынешняя редакция требований нуждается в переработке,— сказали "Ъ" в пресс-службе Домодедово.— Это прежде всего касается баланса полномочий между оператором аэропорта и правоохранительными органами. Недопустимо, чтобы нарушение такого баланса привело к снижению защищенности объекта. Если оперативно-разыскную работу по пресечению терактов возложить на неподготовленных людей, например на работников аэропорта, заранее понятно, что они с ней, скорее всего, не справятся... Мы за то, чтобы требования стали предельно ясной, детальной и, главное, выполнимой инструкцией на все случаи жизни. Судебная процедура в данном случае — это инструмент совершенствования законодательства, и надеемся, что инструмент эффективный".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer