Примерно 25% российских авиакомпаний относятся к группе риска и могут быть закрыты по финансовым соображениям, сообщил вчера глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько. Заместитель министра транспорта Валерий Окулов пояснил, что у ведомства «нет планового задания» уменьшить количество авиакомпаний в России, однако сокращение их числа произойдет объективно.
В перерыве работы правительственной комиссии по расследованию недавней авиакатастрофы Як‑42, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив», Александр Нерадько общался с журналистами. Он сообщил, что пока не принято никаких новых норм, ужесточающих требования к соблюдению авиационной безопасности и правила допуска авиакомпаний к полетам. Предложение Минтранса допускать к магистральным перевозкам только компании с парком, насчитывающим не менее десяти самолетов, сейчас рассматривается правительством и, как ожидается, вступит в силу с 1 января 2012 года, сообщил глава Росавиации.
Впрочем, даже в рамках своих нынешних полномочий Росавиация готова убрать с рынка многих авиаперевозчиков. Глава ведомства заявил, что по итогам плановой проверки финансово-экономической устойчивости авиапредприятий в группу риска попали 30 из 138 существующих в России компаний.
То, что Росавиация так быстро выявила так много компаний — кандидатов на закрытие, настораживает, считает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Все они проходили сертификационные проверки и до сих пор соответствовали установленным требованиям. «Невозможно возражать против жесткого контроля над деятельностью авиаперевозчиков и отзыва сертификатов, когда такая жесткая мера продиктована объективными обстоятельствами, — считает Синицкий. — Но в данном случае Росавиация слишком уж оперативно отреагировала на прозвучавшее в Ярославле указание президента Медведева сократить количество авиакомпаний. Не хотелось бы верить, что планомерная работа по обеспечению авиационной безопасности уступила место духу кампанейщины. Это точно не пойдет на пользу гражданской авиации в России».
Нерадько, правда, подчеркнул, что эти 30 компаний не обязательно будут ликвидированы, но, вероятно, часть из них подвергнется реорганизации и слиянию друг с другом. «Некоторые авиакомпании принадлежат одним и тем же финансовым группам, — сказал он. — Мы предлагаем этим группам сконцентрировать свои ресурсы».
Кроме того, еще три компании будут лишены сертификатов эксплуатанта по техническим причинам, из-за несоблюдения норм авиационной безопасности. Приказы об этом уже подготовлены, сообщил Нерадько. По неофициальным сведениям из Росавиации, эти приказы могут быть подписаны уже сегодня. Однако до официального появления документов ведомство отказывается говорить, о каких именно компаниях идет речь.
По данным Нерадько, в текущем году его ведомство весьма активно уменьшало число работающих в стране авиакомпаний. С начала года сертификатов лишились 20 авиаперевозчиков. Глава Росавиации подчеркнул, что ущерба авиаперевозкам эта политика не принесла, и в доказательство своих слов сослался на статистику. По его словам, в 2000 году в России было 296 авиакомпаний, в 2011-м осталось 138, а объем пассажирских авиаперевозок за это десятилетие увеличился втрое.
«У Минтранса нет планового задания по сокращению количества авиакомпаний, — сказал вчера заместитель министра транспорта Валерий Окулов. — Речь идет только о том, чтобы требования к соблюдению авиационной безопасности были одинаковыми для больших и для маленьких авиакомпаний». Однако, предупредил он, вступающие в силу с 1 января 2012 года требования об обязательном оснащении старых самолетов советского производства современными системами предупреждения столкновения с землей и с другими самолетами объективно приведут к сокращению количества авиакомпаний.
В то же время другая норма, вступление которой в силу также ожидается с 1 января 2012 года, а именно установление минимального размера парка для магистральных перевозчиков (10 самолетов — с 2012 года, 20 — с 2013 года), судя по словам Нерадько, будет введена «в мягкой форме». Когда Росавиация впервые выступила с такой инициативой, речь шла об «однотипных самолетах». Идея спровоцировала энергичные протесты отраслевых специалистов, так как в России совсем немного компаний имеют по десять, а тем более по 20 «однотипных» в строгом техническом смысле самолетов. Вчера Нерадько объяснил, что на строгой «однотипности» его ведомство не настаивает. Речь идет о том, чтобы магистральный перевозчик имел десять самолетов вместимостью от 50 кресел и выше любого типа. Этому облегченному критерию соответствовать уже легче.
Кроме того, он подчеркнул, что новые требования касаются только магистральных перевозок, то есть регулярных полетов между крупными городами. Они не распространяются на компании, работающие на региональных и местных маршрутах, на чартерном рынке и в области деловой авиации.
Тем перевозчикам, парк которых не соответствует новым «магистральным» требованиям, Нерадько посоветовал покинуть эту нишу добровольно. В качестве позитивного примера он сослался на тюменскую компанию «Когалым-авиа», которая сейчас «выводит свой парк самолетов Ту-154 из регулярных перевозок и остается работать только как чартерный перевозчик». «Это хороший сигнал рынку», — считает глава Росавиации. Впрочем, вряд ли это хороший сигнал для пассажиров, которые продолжат летать на выведенном с регулярных на чартерные рейсы парке в отпуск.