Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Сухие" вернулись к нашим Барановичам


16 сентября 2011 года Иван Сафронов-мл., КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", в Белоруссии вскоре окажутся все 18 бывших индийских истребителей Су-30К, которые должны быть возвращены в Россию по условиям контракта еще 1990-х годов. В Барановичах они должны быть модернизированы, после чего их ждет новая служба. На мировом рынке их снова можно было бы довольно выгодно продать, но такой вариант, как выяснил "Ъ", не является приоритетным. После модернизации самолеты, скорее всего, окажутся в рядах военно-воздушных сил (ВВС) Белоруссии.

История с этими самолетами началась в 1996 году, когда Москва и Дели подписали самый первый контракт на поставку тяжелых многоцелевых истребителей. Однако сразу и быстро, уже в 1997-1999 годах, Россия объективно не могла обеспечить Индии поставку самолетов в специально оговоренной контрактом "продвинутой" конфигурации — Су-30МКИ. Тогда был найден компромисс: первые 18 машин пошли в упрощенном варианте Су-30К с тем условием, что позже их заменят на такое же количество новых, полноценных Су-30МКИ, после чего Су-30К вернутся в Россию. Так и произошло, за исключением одного момента. Формально "Сухие" были возвращены их производителю, корпорации "Иркут", но на территорию РФ они так и не попали. 
 
Вплоть до конца июля этого года все 18 истребителей продолжали оставаться на хранении в Индии. Однако вскоре сразу несколько источников "Ъ" в российском оборонно-промышленном комплексе сообщили, что какое-то количество машин готовится к отправке в Белоруссию — на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах. "На данный момент в Барановичах находится уже десять Су-30К, они перевозятся из Индии в разобранном состоянии самолетами транспортной авиации,— сообщил "Ъ" источник, близкий к "Рособоронэкспорту".— Оставшиеся восемь машин будут доставлены туда в течение ноября этого года, там они должны пройти ремонт и последующую модернизацию до варианта Су-30КН". 
 
Другой собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, утверждает, что на данный момент не ведется никаких конкретных переговоров о поставке этой партии "Су" в третьи страны, но не исключил таких переговоров в принципе в будущем с одной оговоркой: "Точно можно сказать, что они будут не с Сирией, она на сегодняшний день не рассматривается". Предположение же корреспондента "Ъ", что в такой поставке сейчас может быть заинтересован Судан, источник не подтвердил, но и опровергать не стал. 
 
Но и новое место дислокации истребителей — Барановичи — было выбрано неслучайно: сама Белоруссия также заинтересована в приобретении Су-30. В первый раз президент страны Александр Лукашенко заявлял об этом еще в 2005 году. В мае этого года на эту тему вновь прозвучало официальное заявление из Минска: председатель Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Сергей Гурулев заявил, что в ее планах присутствует "поставка и самолетов типа МиГ-35 или Су-30". При этом военные обеих стран Союзного государства неоднократно заявляли о намерениях усилить авиацию и ПВО на границах с Европой, но закупать новую технику для Белоруссии было бы слишком дорого. 
 
По данным "Ъ", именно бывшие индийские Су-30К и могут, скорее всего, пополнить парк ВВС союзника России, а вот в российских ВВС они точно не окажутся. "Все время, пока эти самолеты были в Индии, они эксплуатировались по полной программе, и их техническое состояние на данный момент оставляет желать лучшего,— констатирует источник "Ъ" в оборонно-промышленном комплексе.— Алжирский вариант (когда ВВС РФ приняли в 2008 году в свой состав возвращенные этой страной самолеты.— "Ъ") тут не пройдет. Для Су-30К жизненно необходим капитальный ремонт с модернизацией, и наше Минобороны просто не будет на это тратиться". 
 
По информации источников "Ъ", нынешняя остаточная стоимость каждого индийского Су-30К составляет около $10 млн, а их ремонт и последующая модернизация до уровня Су-30КН обойдутся еще в $5 млн за единицу. "Приобрести тяжелый истребитель за $15 млн — это уникальное предложение, от которого вряд ли сможет удержаться любой денежный клиент,— считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.— С этой точки зрения как раз не хотелось бы, чтобы это была поставка именно в Белоруссию. Учитывая экономическую составляющую, такой "контракт" будет осуществлен исключительно за российские деньги. В этом плане Судан выглядит гораздо интереснее". 
 
Белорусский военный бюджет действительно не потянет рыночной стоимости такой партии Су-30КН (от $270 млн и более). А весь предыдущий опыт поставок военной техники в эту страну показывает: они возможны только на некоммерческой основе — безвозмездно, по взаимозачету, по ценам российского гособоронзаказа или по остаточной стоимости. Например, в 2006 году 115-я зенитная ракетная бригада, развернутая на границе с Польшей, получила из России четыре дивизиона системы ПВО С-300ПС (также бывших до этого в употреблении). Так вот, по данным комитета Госдумы РФ по делам СНГ, Минску все они обошлись всего в $13 млн, что в сравнении с рыночной экспортной стоимостью одного дивизиона С-300 (порядка $180 млн) выглядит просто ничтожной суммой. 
 
В этих случаях, как отмечает один из источников "Ъ", теряет и "Рособоронэкспорт" — он лишается своих посреднических процентов. В "Рособоронэкспорте" и корпорации "Иркут" от официальных комментариев по ситуации с Су-30К отказались. А все белорусские собеседники, к которым "Ъ" обратился за комментариями, практически слово в слово ответили, что у них в стране обсуждать реальные поставки вооружений позволено только самым высоким чиновникам.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer