Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Терминалы Шереметьево защищаются от терроризма и диверсий


19 сентября 2011 года Евгений Девятьяров, Известия


ОАО «Терминал» — управляющая компания терминала D аэропорта Шереметьево, из которого выполняют полеты «Аэрофлот» и его партнерские авиакомпании, — решило застраховаться на случай терактов и диверсий.

К концу недели должны быть подведены итоги конкурса по выбору компании, которая застрахует гражданскую ответственность при эксплуатации терминала D. Лимит страховой ответственности определен в $75 млн, из них $25 млн — лимит ответственности в случае диверсий и терактов. Новый страховой договор на год должен вступить в силу с 1 октября. Его стоимость не должна превысить 9 млн рублей.
 
Договором гражданской ответственности страхуются интересы аэропорта, связанные с его обязанностью возместить вред, нанесенный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, а также владельцу авиатехники в результате гибели, утраты или повреждения его воздушного судна. В прежний договор с «Ингосстрахом» риски терроризма не включались. 
 
Впервые проблема страховой незащищенности российских аэропортов возникла в августе 2004 года, после двух терактов на борту российских лайнеров, вылетевших из Домодедово. Если бы было доказано, что теракты можно было предотвратить, но служба безопасности аэропорта не справилась со своими обязанностями, могла наступить ответственность аэропорта. 
 
В ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (управляет всеми терминалами, кроме D), посмотрев на конкурента, чуть не столкнувшегося с большими проблемами, с 2005 года стали страховать риски терроризма. Лимит ответственности перед третьими лицами при страховании рисков терроризма составляет в Шереметьево $50 млн. Такой уровень покрытия — общепринятая норма, пояснили «Известиям» в Шереметьево. В этом году страховщиком аэропорта выступает «Альфастрахование», а общий лимит ответственности по договору составляет $500 млн. Риски диверсии пока в договор не входят, но в следующем году могут войти и они, говорят в компании.
 
Страхование гражданской ответственности на сегодня добровольное дело каждого аэропорта, как, впрочем, и любого другого объекта транспорта. Исключение составляют лишь воздушные суда, собственники которых, согласно Воздушному кодексу, обязаны страховать ответственность за вред, который может быть нанесен жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. В Минтрансе «Известиям» сказали, что ведомство пока не планирует вводить обязательное страхование гражданской ответственности на объектах транспорта. 
 
Страхование гражданской ответственности в случае терактов — пока вообще редкость в российских аэропортах. В январе этого года в зале международных прилетов Домодедово прогремел взрыв, в результате которого погибли десятки людей. Тогда обнаружилось, что договор страхования гражданской ответственности, заключенный аэропортом с СК «Альфастрахование» с лимитом выплат в размере $150 млн, не имел страховой защиты в случае совершения теракта. Будет ли аэропорт включать эти риски в условия нового договора страхования, который будет заключаться в декабре, в пресс-службе аэропорта «Известиям» уточнить не смогли.
 
Многие аэропорты страхуют лишь порчу или потерю своего имущества, но опять-таки без учета риска терактов. Хотя тот же Шереметьево, например, страхует свое имущество от всех видов риска, включая терроризм. Лимит ответственности в случае теракта составляет 3,5 млрд рублей. Страховщиками выступают две компании — ЗАО МАКС и СОГАЗ. Имущество терминала D Шереметьево также застраховано практически от всех рисков. Лимит покрытия рисков терроризма (если причинен ущерб имуществу) составляет $250 млн. Страхователем выступает «Росгосстрах».
 
Практически во всех опрошенных «Известиями» компаниях не очень охотно комментируют вопросы, связанные со страхованием. Во Внуково, например, от комментариев отказались. 
 
Генеральный директор «Базэл Аэро» (оператор аэропортов в Сочи, Краснодаре, Геленджике, Анапе, Ейске) Сергей Лихарев рассказал «Известиям», что компания подготовила комплексную программу, которая включает страхование гражданской ответственности владельцев аэропортового комплекса, добровольное страхование имущества,  а также все возможные риски при форс-мажорных ситуациях, включая теракты. 
 
— После утверждения параметров программы на совете директоров в ближайшее время будут объявлены конкурсы по выбору страховой компании, — говорит топ-менеджер.  
 
То, что аэропорты не спешат страховать свою гражданскую ответственность в случае терактов, можно объяснить отсутствием прецедентов  страховых выплат в таких случаях. По мнению некоторых экспертов страхового рынка, риски терроризма просто не могут покрываться договорами страхования ответственности аэропортов, поскольку ответственность за теракты несет государство.
 
— Вопрос ответственности крайне сложен. Надо исследовать причинную связь между преступным умыслом и наступлением тяжких последствий, — считает заместитель председателя Национальной ассоциации воздушного права Борис Елисеев. — Если администрация аэропорта в полном объеме не обеспечила требования безопасности, находящиеся в ее компетенции, то это могло косвенно создать условия для беспрепятственного совершения теракта. И этот вопрос может быть разрешен только в суде.
 
Председатель Наблюдательного совета Российского антитеррористического страхового пула Александр Гульченко видит и другие сложности.  Если ответственность аэропорта будет перестраховываться на западном рынке, то при наступлении страхового случая стороны ждет длительный процесс урегулирования, который может занять месяцы и годы, говорит Гульченко.
 
Управляющая компания терминала D Шереметьево пытается избежать этих нежелательных проблем требованием к будущему страховщику обеспечить перестраховочную защиту в объеме не менее 50% в компаниях с рейтингом не ниже чем «А-» по международной шкале Standard and Poor's или аналогичных рейтингов Fitch или Moody’s.
 
Но, по словам Гульченко, у западных страховщиков и перестраховщиков на сегодня нет ни одного прецедента и опыта выплаты убытка по риску терроризм (по российским рискам). А последние два года иностранные страховые компании часто затягивают выплату страхового возмещения по договорам имущественного перестрахования. 
 
— Пример — авария на Саяно-Шушенской ГЭС. До сих пор один из западных перестраховщиков судится с РОСНО. Этот случай признан перестраховщиками страховым, однако выплаты были произведены одним из них только частично. Идет затягивание времени, — говорит эксперт.
 
А как обстоят дела с другими объектами транспорта? В РЖД «Известиям» сообщили, что договоры страхования имущества объектов инфраструктуры (вокзалы, тоннели, мосты и др.) и подвижного состава, с включенной опцией защиты от терактов и диверсий, заключаются с 2005 года. Страховое покрытие ущерба, возникшего вследствие теракта или диверсии, по договорам страхования имущества самых крупных инфраструктурных сооружений составляет до 300 млн рублей. Железнодорожная монополия страхует и гражданскую ответственность, однако в эти договоры риски терактов пока не входят.
 
В пресс-службе Московского метрополитена «Известиям» сообщили, что пока не работают со страховыми компаниями. Соответственно риски терроризма там не защищены.
 
Когда речь заходит о терроризме, нельзя не вспомнить события 11 сентября 2001 года, когда атаке с воздуха подверглись башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Но в России не очень верят в повторение этих событий. Например, башня «Федерация» в Москве  — одно из самых высокий зданий в Европе — не имеет страховки от терроризма, сообщили «Известиям» в компании-операторе. По словам Александра Гульченко, сейчас в России чаще всего террористические риски включаются в договоры страхования имущества и строительно-монтажных рисков. Примеры страхования российскими компаниями рисков гражданской ответственности с опцией защиты от терроризма — единичные.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer