Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Терминалы Шереметьево защищаются от терроризма и диверсий


19 сентября 2011 года Евгений Девятьяров, Известия


ОАО «Терминал» — управляющая компания терминала D аэропорта Шереметьево, из которого выполняют полеты «Аэрофлот» и его партнерские авиакомпании, — решило застраховаться на случай терактов и диверсий.

К концу недели должны быть подведены итоги конкурса по выбору компании, которая застрахует гражданскую ответственность при эксплуатации терминала D. Лимит страховой ответственности определен в $75 млн, из них $25 млн — лимит ответственности в случае диверсий и терактов. Новый страховой договор на год должен вступить в силу с 1 октября. Его стоимость не должна превысить 9 млн рублей.
 
Договором гражданской ответственности страхуются интересы аэропорта, связанные с его обязанностью возместить вред, нанесенный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, а также владельцу авиатехники в результате гибели, утраты или повреждения его воздушного судна. В прежний договор с «Ингосстрахом» риски терроризма не включались. 
 
Впервые проблема страховой незащищенности российских аэропортов возникла в августе 2004 года, после двух терактов на борту российских лайнеров, вылетевших из Домодедово. Если бы было доказано, что теракты можно было предотвратить, но служба безопасности аэропорта не справилась со своими обязанностями, могла наступить ответственность аэропорта. 
 
В ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (управляет всеми терминалами, кроме D), посмотрев на конкурента, чуть не столкнувшегося с большими проблемами, с 2005 года стали страховать риски терроризма. Лимит ответственности перед третьими лицами при страховании рисков терроризма составляет в Шереметьево $50 млн. Такой уровень покрытия — общепринятая норма, пояснили «Известиям» в Шереметьево. В этом году страховщиком аэропорта выступает «Альфастрахование», а общий лимит ответственности по договору составляет $500 млн. Риски диверсии пока в договор не входят, но в следующем году могут войти и они, говорят в компании.
 
Страхование гражданской ответственности на сегодня добровольное дело каждого аэропорта, как, впрочем, и любого другого объекта транспорта. Исключение составляют лишь воздушные суда, собственники которых, согласно Воздушному кодексу, обязаны страховать ответственность за вред, который может быть нанесен жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. В Минтрансе «Известиям» сказали, что ведомство пока не планирует вводить обязательное страхование гражданской ответственности на объектах транспорта. 
 
Страхование гражданской ответственности в случае терактов — пока вообще редкость в российских аэропортах. В январе этого года в зале международных прилетов Домодедово прогремел взрыв, в результате которого погибли десятки людей. Тогда обнаружилось, что договор страхования гражданской ответственности, заключенный аэропортом с СК «Альфастрахование» с лимитом выплат в размере $150 млн, не имел страховой защиты в случае совершения теракта. Будет ли аэропорт включать эти риски в условия нового договора страхования, который будет заключаться в декабре, в пресс-службе аэропорта «Известиям» уточнить не смогли.
 
Многие аэропорты страхуют лишь порчу или потерю своего имущества, но опять-таки без учета риска терактов. Хотя тот же Шереметьево, например, страхует свое имущество от всех видов риска, включая терроризм. Лимит ответственности в случае теракта составляет 3,5 млрд рублей. Страховщиками выступают две компании — ЗАО МАКС и СОГАЗ. Имущество терминала D Шереметьево также застраховано практически от всех рисков. Лимит покрытия рисков терроризма (если причинен ущерб имуществу) составляет $250 млн. Страхователем выступает «Росгосстрах».
 
Практически во всех опрошенных «Известиями» компаниях не очень охотно комментируют вопросы, связанные со страхованием. Во Внуково, например, от комментариев отказались. 
 
Генеральный директор «Базэл Аэро» (оператор аэропортов в Сочи, Краснодаре, Геленджике, Анапе, Ейске) Сергей Лихарев рассказал «Известиям», что компания подготовила комплексную программу, которая включает страхование гражданской ответственности владельцев аэропортового комплекса, добровольное страхование имущества,  а также все возможные риски при форс-мажорных ситуациях, включая теракты. 
 
— После утверждения параметров программы на совете директоров в ближайшее время будут объявлены конкурсы по выбору страховой компании, — говорит топ-менеджер.  
 
То, что аэропорты не спешат страховать свою гражданскую ответственность в случае терактов, можно объяснить отсутствием прецедентов  страховых выплат в таких случаях. По мнению некоторых экспертов страхового рынка, риски терроризма просто не могут покрываться договорами страхования ответственности аэропортов, поскольку ответственность за теракты несет государство.
 
— Вопрос ответственности крайне сложен. Надо исследовать причинную связь между преступным умыслом и наступлением тяжких последствий, — считает заместитель председателя Национальной ассоциации воздушного права Борис Елисеев. — Если администрация аэропорта в полном объеме не обеспечила требования безопасности, находящиеся в ее компетенции, то это могло косвенно создать условия для беспрепятственного совершения теракта. И этот вопрос может быть разрешен только в суде.
 
Председатель Наблюдательного совета Российского антитеррористического страхового пула Александр Гульченко видит и другие сложности.  Если ответственность аэропорта будет перестраховываться на западном рынке, то при наступлении страхового случая стороны ждет длительный процесс урегулирования, который может занять месяцы и годы, говорит Гульченко.
 
Управляющая компания терминала D Шереметьево пытается избежать этих нежелательных проблем требованием к будущему страховщику обеспечить перестраховочную защиту в объеме не менее 50% в компаниях с рейтингом не ниже чем «А-» по международной шкале Standard and Poor's или аналогичных рейтингов Fitch или Moody’s.
 
Но, по словам Гульченко, у западных страховщиков и перестраховщиков на сегодня нет ни одного прецедента и опыта выплаты убытка по риску терроризм (по российским рискам). А последние два года иностранные страховые компании часто затягивают выплату страхового возмещения по договорам имущественного перестрахования. 
 
— Пример — авария на Саяно-Шушенской ГЭС. До сих пор один из западных перестраховщиков судится с РОСНО. Этот случай признан перестраховщиками страховым, однако выплаты были произведены одним из них только частично. Идет затягивание времени, — говорит эксперт.
 
А как обстоят дела с другими объектами транспорта? В РЖД «Известиям» сообщили, что договоры страхования имущества объектов инфраструктуры (вокзалы, тоннели, мосты и др.) и подвижного состава, с включенной опцией защиты от терактов и диверсий, заключаются с 2005 года. Страховое покрытие ущерба, возникшего вследствие теракта или диверсии, по договорам страхования имущества самых крупных инфраструктурных сооружений составляет до 300 млн рублей. Железнодорожная монополия страхует и гражданскую ответственность, однако в эти договоры риски терактов пока не входят.
 
В пресс-службе Московского метрополитена «Известиям» сообщили, что пока не работают со страховыми компаниями. Соответственно риски терроризма там не защищены.
 
Когда речь заходит о терроризме, нельзя не вспомнить события 11 сентября 2001 года, когда атаке с воздуха подверглись башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Но в России не очень верят в повторение этих событий. Например, башня «Федерация» в Москве  — одно из самых высокий зданий в Европе — не имеет страховки от терроризма, сообщили «Известиям» в компании-операторе. По словам Александра Гульченко, сейчас в России чаще всего террористические риски включаются в договоры страхования имущества и строительно-монтажных рисков. Примеры страхования российскими компаниями рисков гражданской ответственности с опцией защиты от терроризма — единичные.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer