Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Так никто не взлетает»


19 сентября 2011 года Анатолий Караваев, Московские новости


Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в ночь на 18 сентября обнародовал расшифровку «черных ящиков» разбившегося в Ярославле самолета Як-42. Пока это предварительные данные, но специалистам уже стала более понятна примерная картина катастрофы, в которой погибла ярославская хоккейная команда «Локомотив».

Самолет, по данным МАК, выкатился на 400 м за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) и, как считают опрошенные «МН» эксперты, в таких обстоятельствах не должен был взлетать. Приборы самолета находились во взлетном положении, но, как уже установлено, в ходе разбега на него оказывала воздействие «дополнительная сила торможения». Из-за нее самолет смог подняться лишь до высоты в 5–6 метров, потом начал крениться влево, а затем рухнул на землю. Какая именно «дополнительная сила» мешала Як-42 взлететь, специалисты надеются определить в ходе специального эксперимента с участием аналогичного самолета.
 
Напомним, что лайнер, на борту которого находились хоккеисты ярославской команды «Локомотив», разбился 7 сентября почти сразу после взлета из ярославского аэропорта Туношна. Из 45 находившихся на борту человек в результате катастрофы выжить удалось только одному — бортинженеру Александру Сизову.
 
Предварительное моделирование, проведенное МАК, показало, что до скорости 165 км/ч темп разгона самолета соответствовал норме «при номинальном режиме работы двигателей». Подъем носового колеса экипаж начал на скорости 185 км/ч, руль высоты находился в нужном положении. Оно называется «кабрирование» (подъем вверх). Руль был на отметке 9–10 градусов, то есть примерно на половине максимально возможного угла подъема. Но, несмотря на это, самолет поднял нос недостаточно высоко — угол подъема самолета не увеличился. «Через шесть секунд двигателям был установлен взлетный режим работы. В дальнейшем, несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения, — говорится в сообщении МАК. — Фактическая величина дополнительной тормозящей силы будет установлена по результатам математического моделирования и натурного эксперимента, который планируется провести на самолете-аналоге в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова. Сохранившиеся элементы тормозной системы самолета направлены на исследование в специализированный институт».
 
Максимальная скорость, которую во время разгона набрал Як-42, составила около 230 км/ч, нормальную для взлета, но, несмотря на это и сохранившееся взлетное положение руля высоты, взлететь с взлетно-посадочной полосы он так и не смог. «Согласно крокам (чертежам) места авиационного происшествия, фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров за выходным торцом ВПП-23 после отклонения руля высоты на 13–14 градусов и перекладки стабилизатора до 9,5 градуса на кабрирование. После отрыва самолета от земли произошло его столкновение с антенной системой курсового радиомаяка, а также интенсивный рост угла тангажа до 20 градусов за 2–3 секунды. Максимальная высота, которую набрал самолет, — 5–6 метров. В дальнейшем последовало интенсивное кренение самолета влево и его столкновение с препятствиями и землей», — сообщили в МАК.
 
«Техническая комиссия отрабатывает все возможные версии появления дополнительной силы торможения на разбеге и причин, по которым самолет не смог своевременно произвести отрыв от ВПП», — отметили в ведомстве. В связи с появляющимися в СМИ различными версиями авиакатастрофы в МАК отметили, что «ссылки на любые другие источники, публикация неофициальных материалов и тиражирование различных версий о причинах происшествия противоречат морально-этическим нормам, международным и российским правилам расследования авиационных происшествий».
 
На минувшей неделе эксперты активно обсуждали появившуюся в СМИ версию о том, что пилоты перед взлетом могли забыть снять самолет со стояночного тормоза. Глава Росавиации Александр Нерадько назвал ее «фантастической». «Появляются различные, подчас самые фантастические версии про стояночный тормоз или про то, что кто-то тормозил, а кто-то взлетал, и так далее. Все, что заявляют эти «эксперты», не соответствует действительности», — заявил он. Версию со стояночным тормозом решительно опроверг и замминистра транспорта РФ Валерий Окулов.
 
«Натурный эксперимент может пролить свет на эту темную историю. Он, кстати, в похожих ситуациях проводится достаточно часто и не является чем-то из ряда вон выходящим. Специалисты постараются воссоздать условия, аналогичные тем, что были при взлете Як-42 в Ярославле. Там будет и та же взлетная масса, и та же погода, и такая же ВПП, а опытные пилоты воспроизведут все действия летчиков разбившегося Як-42», — рассказал «МН» экс-замминистра транспорта РФ, глава некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников. Отвечая на вопрос о возможных причинах трагедии, эксперт заявил, что пока они ему непонятны. «После трагедии в Петрозаводске я уже на следующий день озвучил версию, оказавшуюся в итоге верной. Но в этот раз я не понимаю, что могло произойти. Странно, что пилоты пробежали такое большое расстояние на взлетном режиме. Если там что-то было не в порядке, то по достижении точки принятия решения нужно было экстренно тормозить, но в данном случае самолет все равно продолжал безрассудно набирать скорость. Так никто не взлетает», — заявил Шелковников, отметив, что пролить свет на действия экипажа, возможно, сумеет выживший в катастрофе бортинженер.
 
По мнению эксперта, роковую роль в катастрофе могло сыграть и столкновение с антенной курсового радиомаяка. «Если бы этого не произошло, то, думаю, Як-42 худо-бедно смог бы набрать высоту. Они задели антенну крылом, и самолет начал крениться на левую сторону. Не исключено, что здесь есть прямая связь, и крыло могло быть повреждено. На такой большой скорости контакт с любым объектом может иметь для самолета очень серьезные последствия», — пояснил «МН» эксперт.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer