Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Так никто не взлетает»


19 сентября 2011 года Анатолий Караваев, Московские новости


Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в ночь на 18 сентября обнародовал расшифровку «черных ящиков» разбившегося в Ярославле самолета Як-42. Пока это предварительные данные, но специалистам уже стала более понятна примерная картина катастрофы, в которой погибла ярославская хоккейная команда «Локомотив».

Самолет, по данным МАК, выкатился на 400 м за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) и, как считают опрошенные «МН» эксперты, в таких обстоятельствах не должен был взлетать. Приборы самолета находились во взлетном положении, но, как уже установлено, в ходе разбега на него оказывала воздействие «дополнительная сила торможения». Из-за нее самолет смог подняться лишь до высоты в 5–6 метров, потом начал крениться влево, а затем рухнул на землю. Какая именно «дополнительная сила» мешала Як-42 взлететь, специалисты надеются определить в ходе специального эксперимента с участием аналогичного самолета.
 
Напомним, что лайнер, на борту которого находились хоккеисты ярославской команды «Локомотив», разбился 7 сентября почти сразу после взлета из ярославского аэропорта Туношна. Из 45 находившихся на борту человек в результате катастрофы выжить удалось только одному — бортинженеру Александру Сизову.
 
Предварительное моделирование, проведенное МАК, показало, что до скорости 165 км/ч темп разгона самолета соответствовал норме «при номинальном режиме работы двигателей». Подъем носового колеса экипаж начал на скорости 185 км/ч, руль высоты находился в нужном положении. Оно называется «кабрирование» (подъем вверх). Руль был на отметке 9–10 градусов, то есть примерно на половине максимально возможного угла подъема. Но, несмотря на это, самолет поднял нос недостаточно высоко — угол подъема самолета не увеличился. «Через шесть секунд двигателям был установлен взлетный режим работы. В дальнейшем, несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения, — говорится в сообщении МАК. — Фактическая величина дополнительной тормозящей силы будет установлена по результатам математического моделирования и натурного эксперимента, который планируется провести на самолете-аналоге в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова. Сохранившиеся элементы тормозной системы самолета направлены на исследование в специализированный институт».
 
Максимальная скорость, которую во время разгона набрал Як-42, составила около 230 км/ч, нормальную для взлета, но, несмотря на это и сохранившееся взлетное положение руля высоты, взлететь с взлетно-посадочной полосы он так и не смог. «Согласно крокам (чертежам) места авиационного происшествия, фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров за выходным торцом ВПП-23 после отклонения руля высоты на 13–14 градусов и перекладки стабилизатора до 9,5 градуса на кабрирование. После отрыва самолета от земли произошло его столкновение с антенной системой курсового радиомаяка, а также интенсивный рост угла тангажа до 20 градусов за 2–3 секунды. Максимальная высота, которую набрал самолет, — 5–6 метров. В дальнейшем последовало интенсивное кренение самолета влево и его столкновение с препятствиями и землей», — сообщили в МАК.
 
«Техническая комиссия отрабатывает все возможные версии появления дополнительной силы торможения на разбеге и причин, по которым самолет не смог своевременно произвести отрыв от ВПП», — отметили в ведомстве. В связи с появляющимися в СМИ различными версиями авиакатастрофы в МАК отметили, что «ссылки на любые другие источники, публикация неофициальных материалов и тиражирование различных версий о причинах происшествия противоречат морально-этическим нормам, международным и российским правилам расследования авиационных происшествий».
 
На минувшей неделе эксперты активно обсуждали появившуюся в СМИ версию о том, что пилоты перед взлетом могли забыть снять самолет со стояночного тормоза. Глава Росавиации Александр Нерадько назвал ее «фантастической». «Появляются различные, подчас самые фантастические версии про стояночный тормоз или про то, что кто-то тормозил, а кто-то взлетал, и так далее. Все, что заявляют эти «эксперты», не соответствует действительности», — заявил он. Версию со стояночным тормозом решительно опроверг и замминистра транспорта РФ Валерий Окулов.
 
«Натурный эксперимент может пролить свет на эту темную историю. Он, кстати, в похожих ситуациях проводится достаточно часто и не является чем-то из ряда вон выходящим. Специалисты постараются воссоздать условия, аналогичные тем, что были при взлете Як-42 в Ярославле. Там будет и та же взлетная масса, и та же погода, и такая же ВПП, а опытные пилоты воспроизведут все действия летчиков разбившегося Як-42», — рассказал «МН» экс-замминистра транспорта РФ, глава некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников. Отвечая на вопрос о возможных причинах трагедии, эксперт заявил, что пока они ему непонятны. «После трагедии в Петрозаводске я уже на следующий день озвучил версию, оказавшуюся в итоге верной. Но в этот раз я не понимаю, что могло произойти. Странно, что пилоты пробежали такое большое расстояние на взлетном режиме. Если там что-то было не в порядке, то по достижении точки принятия решения нужно было экстренно тормозить, но в данном случае самолет все равно продолжал безрассудно набирать скорость. Так никто не взлетает», — заявил Шелковников, отметив, что пролить свет на действия экипажа, возможно, сумеет выживший в катастрофе бортинженер.
 
По мнению эксперта, роковую роль в катастрофе могло сыграть и столкновение с антенной курсового радиомаяка. «Если бы этого не произошло, то, думаю, Як-42 худо-бедно смог бы набрать высоту. Они задели антенну крылом, и самолет начал крениться на левую сторону. Не исключено, что здесь есть прямая связь, и крыло могло быть повреждено. На такой большой скорости контакт с любым объектом может иметь для самолета очень серьезные последствия», — пояснил «МН» эксперт.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer