Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Gulfstream для доставки заключенных


2 сентября 2011 года Лев Македонов, Газета.ru


Раскрыт механизм работы тайных тюрем ЦРУ, работавших при президенте Джордже Буше-младшем. В ходе судебной тяжбы между двумя компаниями-подрядчиками выяснилось, что они были зафрахтованы американскими спецслужбами для перевозки заключенных, схваченных в разных частях света.

В ходе заседания суда графства Колумбия штата Нью-Йорк по судебной тяжбе между двумя компаниями – Richmor Aviation Inc., занимающейся менеджментом чартерных рейсов, и чартерным перевозчиком Sportsflight Air Inc. – выяснилось, как в первой половине 2000-х годов ЦРУ транспортировала в свои тайные тюрьмы подозреваемых в международном терроризме. Полеты осуществлялись по контракту американских спецслужб с Richmor, которая, в свою очередь, фрахтовала самолет Gulfstream IV у Sportsflight, в которой работает лишь один человек – ее директор Дональд Мосс. После того как, по мнению Richmor, ее деловой партнер нарушил свои обязательства, был подан иск, который дошел до суда в 2009 году. В этом году стартовал апелляционный процесс, на втором заседании которого, 11 августа, стороны представили свои аргументы. Следующее заседание суда должно состояться 1 ноября этого года.
 
Лишь три издания, The Washington Post (WP), The Guardian и The Associated Press, оказались в курсе разбирательства двух небольших компаний в провинциальном суде штата Нью-Йорк: на него их внимание обратила британская правозащитная организация Reprieve. WP опубликовала материал о процессе в четверг. «Я все ждал, что правительство выйдет со мной на контакт. Я все думал: неужели никто не появится и не поговорит со мной? Никто так и не появился», – цитирует WP адвоката Richmor Уильяма Райана. По словам адвоката Sportsflight Джеффри Хеллера, и с ним никто из официальных лиц не контактировал.
 
В судебных материалах собраны полторы тысячи документов, в том числе сведения о переговорах между экипажем воздушного судна, штаб-квартирой ЦРУ и организациями, заключившими со спецслужбами подрядные договоры, в том числе компанией DynCorp.
 
Эта компания заключила от имени правительства договор со Sportslight, согласно которому последняя обязывалась предоставить десятиместный самолет для чартерных 9-часовых перелетов. Sportsflight, в свою очередь, договорилась с Richmor о том, что эта компания будет оператором не менее 50 летных часов в месяц с условием, что та обеспечивает 12-часовую готовность экипажа. По словам Мосса, ему было сказано, что перелеты осуществляются для нужд государственного департамента, который предоставил соответствующие бумаги. При этом компанию предупредили, что данных о пассажирах ей предоставлять не будут.
 
Richmor засветилась как перевозчик подозреваемых в терроризме по заказу ЦРУ еще в феврале 2003 года. Бортовой номер N85VM, зарегистрированный на Филипа Морса, замглавы корпорации Fenway Sports Group (Richmor была компанией-оператором его чартерных рейсов), был идентифицирован журналистами как номер самолета, на котором мусульманский проповедник Абу Омар, похищенный ЦРУ в Милане, был доставлен на родину, в Египет. Вскоре после этого бортовой номер самолета был изменен.
 
Теперь этот факт получил документальные подтверждения. WP приводит в качестве примера описание полета борта Gulfstream IV, принадлежащего Sportsflight, с четырьмя пассажирами на борту, который 12 августа 2003 года вылетел из Международного аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне в Бангкок, сделав остановки для дозаправки в аляскинском Колд-Бэй и японской Осаке. Четыре дня спустя самолет вернулся, сделав остановки в Афганистане, Шри-Ланке, ОАЭ и Ирландии. Перелет стоил $329228,05.
 
В США был доставлен Нурджаман Ридуан Исамуддин, по прозвищу Хамбали, возглавлявший малайзийско-индонезийскую террористическую группу «Джамаат аль-Исламия» и известный как «Усама бен Ладен Юго-Восточной Азии». Президент Джордж Буш-мл. признал, что Исамуддин находится в распоряжении американских властей, лишь в сентябре 2006 года. Тогда же он вместе с 13 другими заключенными «секретных тюрем» ЦРУ был переведен в американскую спецтюрьму на базе Гуантанамо, на Кубе.
 
Richmor работала на ЦРУ в течение 2002–2005 годов, и суммарный налет ее самолетов составил не менее 1258 летных часов, каждый из которых оплачивался по $4,9 тыс. Таким образом, по подсчетам WP, компания получила от американского правительства не менее $6 млн.
 
Только в августе 2003 года самолет Sportsflight совершил десятки перелетов из разных городов, включая Баку, Бухарест, Джибути, Каир, Исламабад и Триполи. По косвенным данным можно утверждать, что именно на этом самолете 1 марта 2003 года был перевезен в США сознавшийся в организации атак 11 сентября 2001 года Халид Шейх Мухаммед.
 
Richmor была далеко не единственной компанией-подрядчиком ЦРУ, в сети которой входило до 26 частных самолетов, зафрахтованных у разных перевозчиков. Докладчику Совета Европы по «секретным тюрьмам» Дику Марти в конце 2005 года удалось идентифицировать 1245 полетов по заданию ЦРУ, которые осуществлялись в небе над Европой. Никаких деталей о функционировании «секретных тюрем» ЦРУ власти США или друг стран не предоставляли, но в СМИ в качестве конечных пунктов содержания пленников назывались объекты в Афганистане, Египте, Йемене, Марокко, Пакистане, Саудовской Аравии, Сомали, на военно-морской базе США на островах Диего-Гарсия. Кроме того, высказывались соображения, что эти спецобъекты располагались и на территории стран – членов ЕС – Литвы, Польши и Румынии. В апреле 2009 года, согласно указу президента Барака Обамы, подписанному в январе, «секретные тюрьмы» были закрыты.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer