Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Gulfstream для доставки заключенных


2 сентября 2011 года Лев Македонов, Газета.ru


Раскрыт механизм работы тайных тюрем ЦРУ, работавших при президенте Джордже Буше-младшем. В ходе судебной тяжбы между двумя компаниями-подрядчиками выяснилось, что они были зафрахтованы американскими спецслужбами для перевозки заключенных, схваченных в разных частях света.

В ходе заседания суда графства Колумбия штата Нью-Йорк по судебной тяжбе между двумя компаниями – Richmor Aviation Inc., занимающейся менеджментом чартерных рейсов, и чартерным перевозчиком Sportsflight Air Inc. – выяснилось, как в первой половине 2000-х годов ЦРУ транспортировала в свои тайные тюрьмы подозреваемых в международном терроризме. Полеты осуществлялись по контракту американских спецслужб с Richmor, которая, в свою очередь, фрахтовала самолет Gulfstream IV у Sportsflight, в которой работает лишь один человек – ее директор Дональд Мосс. После того как, по мнению Richmor, ее деловой партнер нарушил свои обязательства, был подан иск, который дошел до суда в 2009 году. В этом году стартовал апелляционный процесс, на втором заседании которого, 11 августа, стороны представили свои аргументы. Следующее заседание суда должно состояться 1 ноября этого года.
 
Лишь три издания, The Washington Post (WP), The Guardian и The Associated Press, оказались в курсе разбирательства двух небольших компаний в провинциальном суде штата Нью-Йорк: на него их внимание обратила британская правозащитная организация Reprieve. WP опубликовала материал о процессе в четверг. «Я все ждал, что правительство выйдет со мной на контакт. Я все думал: неужели никто не появится и не поговорит со мной? Никто так и не появился», – цитирует WP адвоката Richmor Уильяма Райана. По словам адвоката Sportsflight Джеффри Хеллера, и с ним никто из официальных лиц не контактировал.
 
В судебных материалах собраны полторы тысячи документов, в том числе сведения о переговорах между экипажем воздушного судна, штаб-квартирой ЦРУ и организациями, заключившими со спецслужбами подрядные договоры, в том числе компанией DynCorp.
 
Эта компания заключила от имени правительства договор со Sportslight, согласно которому последняя обязывалась предоставить десятиместный самолет для чартерных 9-часовых перелетов. Sportsflight, в свою очередь, договорилась с Richmor о том, что эта компания будет оператором не менее 50 летных часов в месяц с условием, что та обеспечивает 12-часовую готовность экипажа. По словам Мосса, ему было сказано, что перелеты осуществляются для нужд государственного департамента, который предоставил соответствующие бумаги. При этом компанию предупредили, что данных о пассажирах ей предоставлять не будут.
 
Richmor засветилась как перевозчик подозреваемых в терроризме по заказу ЦРУ еще в феврале 2003 года. Бортовой номер N85VM, зарегистрированный на Филипа Морса, замглавы корпорации Fenway Sports Group (Richmor была компанией-оператором его чартерных рейсов), был идентифицирован журналистами как номер самолета, на котором мусульманский проповедник Абу Омар, похищенный ЦРУ в Милане, был доставлен на родину, в Египет. Вскоре после этого бортовой номер самолета был изменен.
 
Теперь этот факт получил документальные подтверждения. WP приводит в качестве примера описание полета борта Gulfstream IV, принадлежащего Sportsflight, с четырьмя пассажирами на борту, который 12 августа 2003 года вылетел из Международного аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне в Бангкок, сделав остановки для дозаправки в аляскинском Колд-Бэй и японской Осаке. Четыре дня спустя самолет вернулся, сделав остановки в Афганистане, Шри-Ланке, ОАЭ и Ирландии. Перелет стоил $329228,05.
 
В США был доставлен Нурджаман Ридуан Исамуддин, по прозвищу Хамбали, возглавлявший малайзийско-индонезийскую террористическую группу «Джамаат аль-Исламия» и известный как «Усама бен Ладен Юго-Восточной Азии». Президент Джордж Буш-мл. признал, что Исамуддин находится в распоряжении американских властей, лишь в сентябре 2006 года. Тогда же он вместе с 13 другими заключенными «секретных тюрем» ЦРУ был переведен в американскую спецтюрьму на базе Гуантанамо, на Кубе.
 
Richmor работала на ЦРУ в течение 2002–2005 годов, и суммарный налет ее самолетов составил не менее 1258 летных часов, каждый из которых оплачивался по $4,9 тыс. Таким образом, по подсчетам WP, компания получила от американского правительства не менее $6 млн.
 
Только в августе 2003 года самолет Sportsflight совершил десятки перелетов из разных городов, включая Баку, Бухарест, Джибути, Каир, Исламабад и Триполи. По косвенным данным можно утверждать, что именно на этом самолете 1 марта 2003 года был перевезен в США сознавшийся в организации атак 11 сентября 2001 года Халид Шейх Мухаммед.
 
Richmor была далеко не единственной компанией-подрядчиком ЦРУ, в сети которой входило до 26 частных самолетов, зафрахтованных у разных перевозчиков. Докладчику Совета Европы по «секретным тюрьмам» Дику Марти в конце 2005 года удалось идентифицировать 1245 полетов по заданию ЦРУ, которые осуществлялись в небе над Европой. Никаких деталей о функционировании «секретных тюрем» ЦРУ власти США или друг стран не предоставляли, но в СМИ в качестве конечных пунктов содержания пленников назывались объекты в Афганистане, Египте, Йемене, Марокко, Пакистане, Саудовской Аравии, Сомали, на военно-морской базе США на островах Диего-Гарсия. Кроме того, высказывались соображения, что эти спецобъекты располагались и на территории стран – членов ЕС – Литвы, Польши и Румынии. В апреле 2009 года, согласно указу президента Барака Обамы, подписанному в январе, «секретные тюрьмы» были закрыты.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer