Производство в стране растет, рапортуют чиновники. И, как водится, тут же озвучивают впечатляющие проценты этого самого роста. И так по многим отраслям. Вот только на деле порой выходит, что страна по части техники донашивает советское наследство и почти ничего нового уже лет двадцать не производит. К сожалению, это выясняется, как правило, после очередного ЧП с десятками жертв.
«Комсомолка» решила провести в стране ревизию - пересчитать, чего и сколько у нас есть, что мы производим, а что закупаем. Против цифр, как против лома, слова бессильны. В связи с трагическими событиями в Ярославле мы решили посвятить первый выпуск нашего сериала авиации.
На чем же все-таки летает страна? Ежегодно на авиасалоне МАКС рассказывается, что Россия - самолетная держава, подписываются контракты на поставку наших новых летных машин. Но вот только до сих пор ни один из этих контрактов толком не выполнен, а новых самолетов у нас собрано - единицы (подробнее см. графику).
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Объединенная авиационная корпорация (в нее вошли все производители самолетов в стране), созданная в 2006 году, обязалась в 2008 - 2012 годах выпустить 431 самолет гражданского назначения: 15 Ил-96, 84 Ту-204/214, 236 Sukhoi Superjet и 96 Ан-148.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Роман ГУСАРОВ, главный редактор отраслевого портала Avia.ru:
«По возрасту техники мы - на уровне других. Но есть тонкий момент...»
- Работу нашего авиапрома можно охарактеризовать просто - хуже некуда. Авиации нужны десятки самолетов ежегодно, а строят единицы. По планам мы должны выпускать по 60 самолетов в год, но этого нет. Более 200 заказов на Superjet, более 150 на «Ан», и все это потребности авиакомпаний. Они покупают технику за рубежом, а если бы у нас строились конкурентоспособные самолеты, все иномарки заменили бы отечественными. Этот огромный рынок нечем занимать.
Если говорить о возрасте самолетов, то по этому показателю мы держимся на уровне других стран, средний возраст парка 17 - 18 лет. Но есть тонкий момент. Когда у авиакомпании есть один самолет возраста 25 - 30 лет, это не вызывает опасений, если он достойно обслуживается. Когда весь парк старый, это наводит на мысль, что перевозчик просто выжимает последние соки из техники и перспектив у него нет. Те, кто хочет развиваться, закупают самолеты, обновляют парк.
Аварийность у нас высокая, но это проблема всей мировой авиации. Естественно, что к своим катастрофам мы относимся иначе, чем к крушениям за рубежом. Бывали годы, когда мы не теряли ни одного пассажира, бывало, что катастрофы шли одна за другой. Но если считать среднюю температуру по больнице, этот показатель у нас на уровне Запада.