Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гособоронзаказу помешало подкрепление


29 сентября 2011 года Иван Сафронов-мл., КоммерсантЪ


В истории с гособоронзаказом (ГОЗ) из года в год ничего не менялось: он традиционно проваливался. За это представители руководящих должностей и Минобороны, и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) получали выговоры и занимаемых постов лишались. Не стал исключением и предыдущий ГОЗ. 17 мая вице-премьер Сергей Иванов обнародовал имена виновных в провале, которые были тотчас же уволены президентом. Таким образом, Дмитрий Медведев вновь дал понять, что будет предельно строг с теми, кто его указания не выполняет. Однако уже 6 июля в "Ъ" вышло интервью генконструктора Московского института теплотехники (МИТ) Юрия Соломонова с бескомпромиссным утверждением: "Госзаказ 2011 года уже сорван — он выполнен не будет".

Мгновенный feedback
 
Юрий Соломонов говорил только про свой сегмент — про стратегические ракетные комплексы. Однако его слова оказались пророческими: проблемы с ГОЗ возникли не только у МИТа, но еще у целого ряда предприятий. В целом же реакция на интервью последовала сразу. "Я хочу, чтобы вы не только с этой информацией разобрались, но и вообще с ситуацией,— заявил в день выхода интервью Дмитрий Медведев министру обороны Анатолию Сердюкову.— Если она такая, как описывают некоторые наши коллеги, то тогда нужны организационные выводы в отношении всех, кто отвечает за это в правительстве. Независимо от чинов и званий. Мне хватило прошлого года".
 
Гособоронзаказ-2011

Государственный оборонный заказ на 2011 год (ГОЗ-2011) является первым в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года и самым крупным в новейшей истории России...

Последнее предложение звучало грозно, поэтому Минобороны не могло оставить заявление генконструктора без ответа. Через несколько дней Анатолий Сердюков вместе с вице-премьером Сергеем Ивановым, курирующим оборонку в правительстве, отчитались перед президентом о ситуации: оба утверждали, что предпосылок для срыва ГОЗ-2011 нет. А задержки с заключением контрактов, по их версии, были связаны исключительно с ценообразованием. И тогда уже выяснилось, что проблемы, изложенные академиком Соломоновым, касаются не только МИТа, но и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и холдинга "Вертолеты России". Примечательно, что эта тройка была обнародована самим министром обороны.
 
В течение августа и президент, и подключившийся к нему премьер Владимир Путин требовали как можно скорее весь пакет контрактов по ГОЗ-2011 заключить, причем звучали даже конкретные даты. В итоге дошло до того, что премьер потребовал закончить контрактацию и отчитаться перед ним до 31 августа. К тому моменту одним "проблемным" поставщиком стало меньше: к 31 августа у холдинга "Вертолеты России" с Минобороны были подписаны 11 контрактов на поставку 590 вертолетов. ГОЗ-2011 в плане вертолетов, как пообещал директор холдинга Дмитрий Петров, будет выполнен. С оставшейся тройкой поставщиков — МИТ, ОАК, ОСК — Минобороны найти общий язык в указанный премьером срок не смогло.
 
Помощь извне
 
Сложности во взаимопонимании понятны. Впервые за много лет промышленность осознала, что у военных есть реальные средства для выполнения ГОЗ, и это немедленно сказалось на ценах. Владимир Путин это заметил и прореагировал. 26 июля, выступая на совещании по вопросам ГОЗ, премьер в ценовом споре между промышленностью и Минобороны выступил на стороне военных. Узнав у главы Минфина Алексея Кудрина, что накопленная инфляция с начала года уже составила около 5%, а по итогам 2011 года планируется 7-7,5%, Владимир Путин удивился: "В отношении военной техники цены выросли не на какие-то 5-7-8%, а в разы. Это куда годится?".
 
Уже к середине августа становилось ясно, что ситуация с ГОЗ-2011 выходит из-под контроля — сроки поджимали, а контракты все не заключались. Для форсирования решения этого вопроса был подключен уже не только Сергей Иванов, но еще и вице-премьер Игорь Сечин. Ему выпала "честь" возглавить межведомственную комиссию, которая должна была сблизить промышленность и военных в "цене вопроса".
 
Но предложение комиссии согласовывать контракты по прямой калькуляции цен на изделия без применения инфляционной надбавки не сильно помогло. ОСК согласилась подписать с Минобороны ряд не самых крупных контрактов, а самые сложные и дорогие — с "Севмашпредприятием" на сдачу до нового года одного подводного крейсера проекта 855 "Ясень" и двух проекта 955 "Борей" — остались в подвешенном состоянии. При этом надо отметить, что крейсеры проекта 955 являются штатными для запуска межконтинентальной баллистической ракеты "Булава", а в госпрограмме вооружения (ГПВ) до 2020 года упор делается именно на стратегическую составляющую.
 
Контракты с ОАК на поставку 65 учебно-боевых самолетов Як-130 и 24 корабельных истребителей МиГ-29К ждала та же участь. Хотя во время авиасалона МАКС говорилось, что может состояться подписание контрактов на эти поставки не только в рамках ГОЗ, но и по всей ГПВ-2020 суммой около $3 млрд. Однако Минобороны посчитало, что $15,4 млн за один Як-130 — необоснованно много, а авиапромышленность ответила, что не может работать себе в убыток. На том переговоры и продолжаются, и каждая сторона меняет свою позицию крайне неохотно. Если вообще меняет.
 
МИТ, ставший настоящим катализатором выявления проблем ГОЗ-2011, попал в опалу. Хотя претензии со стороны военных Анатолий Сердюков обосновал в начале июля весьма внятно. По словам министра, МИТ необоснованно увеличил стоимость партии ракетных комплексов "Тополь-М" на 3,9 млрд руб. Однако учитывая технологические циклы изготовления комплексов "Тополь-М", едва ли можно говорить о том, что они будут поставлены в сроки, обусловленные ГОЗ-2011. Предложение президента "закупать продукцию за рубежом" в конкретно взятом случае с МИТ оказалось несостоятельным: ведь институт является эксклюзивным разработчиком стратегических ракетных комплексов, а производящий их Воткинский завод — эксклюзивным производителем. Аналогов производимой продукции в мире просто нет.
 
Чуда не произошло
 
Так получилось, что именно ГОЗ-2011, в отличие от всех предыдущих ГОЗ, отводилась принципиально новая роль — роль флагмана и первопроходца в десятилетней программе перевооружения. И президент, и премьер, и министр обороны неоднократно подчеркивали рекордные финансовые показатели, выделенные не только по ГПВ-2020 (около 20 трлн руб.), но и по ГОЗ-2011, а это с учетом кредитной схемы около 750 млрд руб. Столь крупной суммы никогда ранее не выделялось.
 
В целом понять можно обе стороны. Минобороны не может по одному указу премьера или президента заключить контракт "не глядя" — тогда все 750 млрд руб. вмиг осядут в ряде предприятий, не позволив военным заключить не менее важные контракты с другими поставщиками. А за это верховный главнокомандующий явно щадить не будет. Промышленность же просто не может работать себе в убыток: цена на продукцию растет, а военные, столь трепетно относящиеся к финансам, требуют обосновывать фактически каждый рубль. Что занимает не день и не два, а куда больше времени. А слова о том, что следующий ГОЗ-2012 будет сформирован до 2012 года, едва ли послужат утешением: ведь смысл ГОЗ не столько в его формировании, сколько в его своевременном выполнении. Чего с ГОЗ-2011, увы, не случилось.
 
В целом же сложившаяся ситуация окончательно утвердила две тенденции. Первая заключается в том, что Минобороны и промышленность не могут заключать контракты по первому же предложению "сверху". Вторая свидетельствует о том, что сейчас идет финальная битва из разряда "кто кого" в ценовом вопросе. Либо военные предложат свои условия игры промышленности, по которым она будет играть вплоть до 2020 года, либо же промышленность сможет отстоять свои позиции и Минобороны придется искать ценовой компромисс, что привнесет дополнительные трудности, ведь Минфин, который до последнего момента возглавлял Алексей Кудрин, считает увеличение расходов на военные программы едва ли не экономическим преступлением против бюджета России.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer