Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гособоронзаказу помешало подкрепление


29 сентября 2011 года Иван Сафронов-мл., КоммерсантЪ


В истории с гособоронзаказом (ГОЗ) из года в год ничего не менялось: он традиционно проваливался. За это представители руководящих должностей и Минобороны, и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) получали выговоры и занимаемых постов лишались. Не стал исключением и предыдущий ГОЗ. 17 мая вице-премьер Сергей Иванов обнародовал имена виновных в провале, которые были тотчас же уволены президентом. Таким образом, Дмитрий Медведев вновь дал понять, что будет предельно строг с теми, кто его указания не выполняет. Однако уже 6 июля в "Ъ" вышло интервью генконструктора Московского института теплотехники (МИТ) Юрия Соломонова с бескомпромиссным утверждением: "Госзаказ 2011 года уже сорван — он выполнен не будет".

Мгновенный feedback
 
Юрий Соломонов говорил только про свой сегмент — про стратегические ракетные комплексы. Однако его слова оказались пророческими: проблемы с ГОЗ возникли не только у МИТа, но еще у целого ряда предприятий. В целом же реакция на интервью последовала сразу. "Я хочу, чтобы вы не только с этой информацией разобрались, но и вообще с ситуацией,— заявил в день выхода интервью Дмитрий Медведев министру обороны Анатолию Сердюкову.— Если она такая, как описывают некоторые наши коллеги, то тогда нужны организационные выводы в отношении всех, кто отвечает за это в правительстве. Независимо от чинов и званий. Мне хватило прошлого года".
 
Гособоронзаказ-2011

Государственный оборонный заказ на 2011 год (ГОЗ-2011) является первым в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года и самым крупным в новейшей истории России...

Последнее предложение звучало грозно, поэтому Минобороны не могло оставить заявление генконструктора без ответа. Через несколько дней Анатолий Сердюков вместе с вице-премьером Сергеем Ивановым, курирующим оборонку в правительстве, отчитались перед президентом о ситуации: оба утверждали, что предпосылок для срыва ГОЗ-2011 нет. А задержки с заключением контрактов, по их версии, были связаны исключительно с ценообразованием. И тогда уже выяснилось, что проблемы, изложенные академиком Соломоновым, касаются не только МИТа, но и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и холдинга "Вертолеты России". Примечательно, что эта тройка была обнародована самим министром обороны.
 
В течение августа и президент, и подключившийся к нему премьер Владимир Путин требовали как можно скорее весь пакет контрактов по ГОЗ-2011 заключить, причем звучали даже конкретные даты. В итоге дошло до того, что премьер потребовал закончить контрактацию и отчитаться перед ним до 31 августа. К тому моменту одним "проблемным" поставщиком стало меньше: к 31 августа у холдинга "Вертолеты России" с Минобороны были подписаны 11 контрактов на поставку 590 вертолетов. ГОЗ-2011 в плане вертолетов, как пообещал директор холдинга Дмитрий Петров, будет выполнен. С оставшейся тройкой поставщиков — МИТ, ОАК, ОСК — Минобороны найти общий язык в указанный премьером срок не смогло.
 
Помощь извне
 
Сложности во взаимопонимании понятны. Впервые за много лет промышленность осознала, что у военных есть реальные средства для выполнения ГОЗ, и это немедленно сказалось на ценах. Владимир Путин это заметил и прореагировал. 26 июля, выступая на совещании по вопросам ГОЗ, премьер в ценовом споре между промышленностью и Минобороны выступил на стороне военных. Узнав у главы Минфина Алексея Кудрина, что накопленная инфляция с начала года уже составила около 5%, а по итогам 2011 года планируется 7-7,5%, Владимир Путин удивился: "В отношении военной техники цены выросли не на какие-то 5-7-8%, а в разы. Это куда годится?".
 
Уже к середине августа становилось ясно, что ситуация с ГОЗ-2011 выходит из-под контроля — сроки поджимали, а контракты все не заключались. Для форсирования решения этого вопроса был подключен уже не только Сергей Иванов, но еще и вице-премьер Игорь Сечин. Ему выпала "честь" возглавить межведомственную комиссию, которая должна была сблизить промышленность и военных в "цене вопроса".
 
Но предложение комиссии согласовывать контракты по прямой калькуляции цен на изделия без применения инфляционной надбавки не сильно помогло. ОСК согласилась подписать с Минобороны ряд не самых крупных контрактов, а самые сложные и дорогие — с "Севмашпредприятием" на сдачу до нового года одного подводного крейсера проекта 855 "Ясень" и двух проекта 955 "Борей" — остались в подвешенном состоянии. При этом надо отметить, что крейсеры проекта 955 являются штатными для запуска межконтинентальной баллистической ракеты "Булава", а в госпрограмме вооружения (ГПВ) до 2020 года упор делается именно на стратегическую составляющую.
 
Контракты с ОАК на поставку 65 учебно-боевых самолетов Як-130 и 24 корабельных истребителей МиГ-29К ждала та же участь. Хотя во время авиасалона МАКС говорилось, что может состояться подписание контрактов на эти поставки не только в рамках ГОЗ, но и по всей ГПВ-2020 суммой около $3 млрд. Однако Минобороны посчитало, что $15,4 млн за один Як-130 — необоснованно много, а авиапромышленность ответила, что не может работать себе в убыток. На том переговоры и продолжаются, и каждая сторона меняет свою позицию крайне неохотно. Если вообще меняет.
 
МИТ, ставший настоящим катализатором выявления проблем ГОЗ-2011, попал в опалу. Хотя претензии со стороны военных Анатолий Сердюков обосновал в начале июля весьма внятно. По словам министра, МИТ необоснованно увеличил стоимость партии ракетных комплексов "Тополь-М" на 3,9 млрд руб. Однако учитывая технологические циклы изготовления комплексов "Тополь-М", едва ли можно говорить о том, что они будут поставлены в сроки, обусловленные ГОЗ-2011. Предложение президента "закупать продукцию за рубежом" в конкретно взятом случае с МИТ оказалось несостоятельным: ведь институт является эксклюзивным разработчиком стратегических ракетных комплексов, а производящий их Воткинский завод — эксклюзивным производителем. Аналогов производимой продукции в мире просто нет.
 
Чуда не произошло
 
Так получилось, что именно ГОЗ-2011, в отличие от всех предыдущих ГОЗ, отводилась принципиально новая роль — роль флагмана и первопроходца в десятилетней программе перевооружения. И президент, и премьер, и министр обороны неоднократно подчеркивали рекордные финансовые показатели, выделенные не только по ГПВ-2020 (около 20 трлн руб.), но и по ГОЗ-2011, а это с учетом кредитной схемы около 750 млрд руб. Столь крупной суммы никогда ранее не выделялось.
 
В целом понять можно обе стороны. Минобороны не может по одному указу премьера или президента заключить контракт "не глядя" — тогда все 750 млрд руб. вмиг осядут в ряде предприятий, не позволив военным заключить не менее важные контракты с другими поставщиками. А за это верховный главнокомандующий явно щадить не будет. Промышленность же просто не может работать себе в убыток: цена на продукцию растет, а военные, столь трепетно относящиеся к финансам, требуют обосновывать фактически каждый рубль. Что занимает не день и не два, а куда больше времени. А слова о том, что следующий ГОЗ-2012 будет сформирован до 2012 года, едва ли послужат утешением: ведь смысл ГОЗ не столько в его формировании, сколько в его своевременном выполнении. Чего с ГОЗ-2011, увы, не случилось.
 
В целом же сложившаяся ситуация окончательно утвердила две тенденции. Первая заключается в том, что Минобороны и промышленность не могут заключать контракты по первому же предложению "сверху". Вторая свидетельствует о том, что сейчас идет финальная битва из разряда "кто кого" в ценовом вопросе. Либо военные предложат свои условия игры промышленности, по которым она будет играть вплоть до 2020 года, либо же промышленность сможет отстоять свои позиции и Минобороны придется искать ценовой компромисс, что привнесет дополнительные трудности, ведь Минфин, который до последнего момента возглавлял Алексей Кудрин, считает увеличение расходов на военные программы едва ли не экономическим преступлением против бюджета России.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer