Коллективное вступление в Общероссийский народный фронт (ОНФ) работников одного из крупнейших авиастроительных предприятий привело к скандалу. Самарская прокуратура посчитала решение сотрудников ОАО «Авиакор–Авиационный завод» о вступлении в ОНФ незаконным. На самом предприятии считают, что закона не нарушали, и дезертировать с Фронта не собираются.
Инициатором прокурорской проверки выступил председатель регионального общественного движения «Гражданская инициатива» Валерий Карлов — не так давно он пытался (безуспешно) привлечь к уголовной ответственности губернатора Владимира Артякова и его подчиненных за еженедельные перелеты на выходные в Москву.
— Когда я узнал, что на «Авиакоре» месяц назад дружно вступили в ОНФ, обратился к прокурору, — говорит Карлов. — По закону об общественных объединениях на предприятиях категорически запрещено создавать такие массовые общественные организации, за исключением профсоюзов.
Самарская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах провела проверку и встала на сторону общественника. «Ваши сомнения в законности и обоснованности принятого решения являются правильными, — говорится в письме из прокуратуры, адресованном Карлову. — По результатам проверки в адрес генерального директора управляющей компании Гусева А.В. внесено представление об устранении нарушений законодательства об общественных объединениях».
— В общественное объединение может вступить либо физическое лицо, либо общественное объединение, каковым трудовой коллектив «Авиакора» не является, — пояснил «Известиям» свою позицию прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Владимир Миронов.
В то же время Миронов считает этот случай «дискуссионным» и допускает, что обсуждение может продолжиться в суде. По его словам, «Авиакор» прислал в прокуратуру ответ, из которого следует, что ОНФ является объединением граждан, но не зарегистрирован как общественное объединение, и тогда претензии Карлова несостоятельны. Выходить из ОНФ коллектив «Авиакора» не собирается.
— Здесь можно будет поспорить в суде, но я в суд не пойду — тогда все это будет слишком сильно похоже на политику, а я участвовать в политике не имею права, — заявил Владимир Миронов.
На самом предприятии от развернутых комментариев отказались.
— Мы не комментируем ситуацию до момента полной правовой ясности, который пока не наступил, — заявили «Известиям» в приемной гендиректора «Авиакора» Алексея Гусева.
Мнения наблюдателей и экспертов относительно истории с «Авиакором» разделились.
— Все должно вписываться в установленные законом рамки. Я считаю прекрасным, что прокуратура встала на сторону закона, несмотря на то, что речь шла о партии власти, — доволен руководитель самарского отделения непарламентской партии «Патриоты России» Валерий Синцов.
Секретарь самарского регионального политсовета «Единой России» Александр Фетисов считает произошедшее недоразумением.
— «Авиакор» — не единственное предприятие, которое вступило в Народный фронт, — говорит Фетисов, — самой логикой ОНФ предусмотрено, что туда могут вступать как общественные организации, так и трудовые коллективы. Предусмотрено и персональное членство в ОНФ. У нас в регионе вступали и первые, и вторые, и третьи. С точки зрения законодательства, я думаю, там все соблюдено.
Сам инициатор проверки Валерий Карлов заявил, что будет добиваться исключения сотрудников режимного завода из рядов Народного фронта.
— Несколько десятков человек проголосовали за вступление в ОНФ, а учли ли они мнение какого-нибудь слесаря Петрова, который в ОНФ вступать категорически не желает? Эту свою точку зрения я намерен отстаивать в суде, причем готов судиться и с «Авиакором», и с прокурором, если он от своей нынешней позиции отступится, — грозит Карлов.
Вступление работников «Авиакора» в ОНФ действительно не было единодушным. Среди сотрудников завода, которые не участвовали в собрании и отказались голосовать «за» — слесарь агрегатного цеха № 63 Евгений Васильев, токарь того же цеха Владимир Ермаков, один из ведущих инженеров завода Геннадий Плотников, председатель профкома цеха № 63 Виктор Веденеев, механик Станислав Галкин.
Замсекретаря президиума генерального совета «Единой России» Юрий Шувалов заявил в беседе с «Известиями», что он не видит причин для выхода авиазавода из ОНФ.
— Народный фронт — это не общественная организация, не было формирования никакого юридического лица. Это просто объединение по единственному критерию — гражданская позиция. Не думаю, что вступление в ОНФ может быть ограничено какими-то законами, — подчеркнул Шувалов.