Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


История одного дефицита


6 сентября 2011 года Александр Поливанов, Lenta.ru


В начале сентября 2011 года деловые СМИ со ссылкой на свои источники начали писать о дефиците топлива в аэропортах Москвы. Позднее выяснилось, что авиакеросина может не хватить и екатеринбургскому "Кольцово", крупнейшему аэропорту Урала. Спустя несколько дней дефицит был ликвидирован, но что стало его причиной — до сих пор загадка.

Впервые о дефиците топлива в московских аэропортах сообщило агентство "Интерфакс" со ссылкой на свои источники. По их данным, топливо в аэропорты недопоставлялось уже две недели: при общем спросе в 270 тысяч тонн авиакеросина на биржах можно было купить только пять тысяч вместо привычных 30-70 тысяч тонн. Из-за резкого снижения поставок аэропорты могли встать 5-10 сентября, отмечали источники "Интерфакса".

То, что ситуация действительно оказалась серьезной, стало понятно через несколько часов, когда Росавиация сообщила о намерении попросить топлива у Росрезерва. По подсчетам чиновников, аэропортам не хватало 180 тысяч тонн авиакеросина. Для сравнения, в конце июля Росрезерв выделил МЧС для бесперебойной работы пожарной авиации только пять тысяч тонн топлива.

В конце дня 2 сентября тревожные новости дошли и до премьер-министра Владимира Путина. Через своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова он сообщил, что готов подписать указ о распечатывании резервов.

Впрочем, за несколько часов до этого стало понятно, что из Росрезерва топливо может и не потребоваться: "Транснефть" сообщила, что увеличила прокачку нефтепродуктов по своим трубопроводам и пообещала, что дефицит в ближайшее время сойдет на нет. Однако в Росавиации сразу же после этого предупредили, что опасаться необходимо не только авиакомпаниям, базирующимся в московских аэропортах, но и тем, которые летают из "Кольцово" в Свердловской области. По данным Росавиации, на нефтяной бирже в Омске, где можно купить топливо для "Кольцово", авиакеросин отсутствует. Между тем, на сентябрь в этом аэропорте было законтрактовано только шесть тысяч тонн топлива из необходимых 14.

В выходные, 3 и 4 сентября, скандал с дефицитом никак не развивался — рейсы в аэропортах проходили по расписанию, о нехватке топлива не сообщалось. А уже в понедельник, 5 сентября, в московских аэропортах и в "Кольцово" заявили, что у них есть топливо на три дня, как и положено российским законодательством. И даже на большее время: в екатеринбургском аэропорте, например, отметили, что им керосина хватит на семь дней. Представители уральского аэропорта, как передает "Интерфакс", также добавили, что сложности на Урале могли возникнуть из-за того, что все силы были брошены на столицу.

Таким образом, история с дефицитом топлива, казалось бы, завершилась, даже не успев толком начаться. Однако самое интересное в ней - не ход событий, а то, что пока так никто и не смог объяснить - что же стало причиной дефицита. Разбираться с этим уже решили и в Генпрокуратуре, но ее расследование могут затянуться на многие месяцы. А это означает, что московские аэропорты от повторения "дефицитной ситуации" не застрахованы.

Причины

2 сентября в прессе появились две версии возникновения дефицита: снижение мощности ряда нефтеперерабатывающих заводов (в частности, назывались НПЗ "Лукойла") из-за давно запланированной профилактики и выполнение контракта Минобороны, на который потребовались все мощности НПЗ.

Впрочем, вторую версию чиновники опровергли почти сразу же. В Минобороны заявили, что в Подмосковье у них только два аэропорта — "Кубинка" и "Чкаловский" — и ни один из них по объемам закупаемого авиакеросина не сопоставим с "Шереметьево" или "Домодедово".

Опровержения второй версии пришлось ждать довольно долго — только 5 сентября газета "Коммерсантъ" написала со ссылкой на центр "Кортес", что, по предварительным данным, в августе 2011 года на НПЗ для Москвы было произведено приблизительно около 325 тысяч тонн топлива, то есть лишь на 15 тысяч тонн меньше, чем в июле. Такое незначительное снижение вряд ли могло привести к дефициту керосина в столице. С другой стороны, в августе наблюдается традиционный рост пассажиропотока из-за сезона отпусков, но и он не мог вынудить аэропорты потреблять в разы больше топлива.

В "Кортесе", по данным "РБК daily", также отметили, что скорее всего с биржи сделки ушли на внебиржевой рынок: авиакомпании, чтобы избежать лишних посредников, покупают топливо напрямую у производителей. Именно поэтому, кстати, крупные перевозчики по поводу кризиса с авиакеросином не очень волновались: у них есть долгосрочные контракты с нефтяниками.

Свое мнение о нехватке авиакеросина высказали и в "Транснефти": оператор трубопроводов посетовал на то, что возникают сложности с доставкой авиакеросина по железной дороге. Эту мысль впоследствии развили в министерстве энергетики, заявив, что сбой произошел при поставке в московские аэропорты продукции Ярославского НПЗ. В РЖД информацию чиновников сразу же опровергли.

Наконец, о причинах дефицита к 5 сентября стали говорить и независимые эксперты. Так, заместитель руководителя комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов заявил "Коммерсанту", что у нефтяных компаний есть авиатопливо, но продавать они его не хотят, чтобы на нефтепродукты поднялась цена.

Кроме того, в "Коммерсанте" и "Ведомостях" одновременно появилась и еще одна версия, согласно которой дефицит топлива возник из-за подготовки нефтяников к зиме. Владимир Путин в 2011 году в очередной раз попросил нефтяников не допустить роста цен на нефтепродукты зимой. Кроме того, в первой половине года было принято решение о закупке в Росрезерв зимнего дизельного топлива, а в августе в Минэнерго сообщили, что готовы закупить для этих целей 515 тысяч тонн нефтепродуктов. Именно на дизельное топливо могли отвлечься нефтеперерабатывающие заводы. В таком случае речь идет уже не о сговоре нефтяных компаний, а о том, что чиновники просто не рассчитали мощности российских НПЗ.

Следствие

Понятно, что когда в прессе называется столько причин, то, скорее всего, дефицит возник из-за совокупности нескольких факторов. В этом всем и будет разбираться Генпрокуратура, которая вмешалась в ситуацию 5 сентября. Кроме того, проверять нефтяников дополнительно будет Федеральная антимонопольная служба: ей направила запрос все та же Генпрокуратура.

Таким образом, нефтяникам краткосрочный дефицит топлива, скорее всего, не принесет ничего хорошего, хотя об очередной серии каких бы то ни было антимонопольных дел говорить пока рано.

Еще одним следствием станет изменение правил работы аэропортов: вполне возможно, что в ближайшем будущем их обяжут хранить не трехдневный запас топлива, а, скажем, недельный: с такой инициативой уже выступили в министерстве энергетики.

Главным же результатом всего скандала следует считать то, что он стал публичным: о дефиците топлива в московских аэропортах узнали практически все, кто хоть чуть-чуть интересуется новостями. Это означает, что к теме еще какое-то время будет приковано пристальное внимание. Следовательно, заинтересованным сторонам совершить сговор, подписать тайное соглашение или скрыть что-нибудь, что может привести к кризисной ситуации, будет сложнее. Таким образом, хоть ненамного, но риск следующего дефицита снизился.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer