Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиалайнеры на ратной службе


6 сентября 2011 года Илья Крамник, ВПК


Гражданские самолеты переоборудуются и используются в интересах Вооруженных Сил уже много десятилетий и с каждым годом все более активно. В условиях финансовых ограничений и резко возросшей сложности крылатых машин создание боевых моделей коммерческих лайнеров становится жизненно необходимым шагом для всех стран – производителей авиационной техники.

Работа исходно коммерческих самолетов на ратной стезе началась практически на заре развития авиации. Переделками гражданских воздушных судов, разной степени глубины и остроумия, занимались как государства, не имевшие средств на нормальные боевые летательные аппараты, так и ведущие авиастроительные державы мира. Во второй половине XX века эта практика значительно расширилась – созданные на основе вроде бы «сугубо штатских» машин патрульные самолеты, ретрансляторы, летающие командные пункты, самолеты ДРЛО и У занимали место под солнцем тем увереннее, чем дороже и сложнее становилась специализированная боевая техника Военно-воздушных сил.
 
В разных ипостасях
 
Не обошел стороной сей удел и советские лайнеры. На основе столь популярного некогда пассажироперевозчика Ил-18 было разработано целое семейство военных машин, по сию пору остающееся в строю, – самолеты радиотехнической разведки и РЭБ Ил-20, летающие командные пункты Ил-22, противолодочные Ил-38. На базе лайнера Ту-114 (в который в свою очередь преобразили бомбардировщик Ту-95) строился самолет ДРЛО и У Ту-126. Использовались в военных целях и другие машины.
 
Немало вариантов «специального исполнения» спроектировано на основе последнего советского воздушного судна Ту-204. Известно о созданных на базе казанской версии «Туполева» Ту-214 следующих машинах: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СР (ретранслятор), Ту-214СУС (узел связи), а также Ту-214ОН («Открытое небо») с оборудованием для аэрофотосъемки, предназначенный для выполнения наблюдательных полетов в рамках Договора по открытому небу. Последний, в частности, демонстрировался на МАКСе-2011 и привлек пристальное внимание посетителей.
 
Однако серийными спецварианты Ту-204/214 не стали, прежде всего вследствие распада СССР и последовавшего обвального сокращения военных расходов. Вместе с тем потребность Вооруженных Сил России в подобных аппаратах остается весьма высокой и по мере выбывания машин советской постройки только растет. Самолеты патрульные, радиоэлектронной разведки, ДРЛО и У, летающие командные пункты, наконец, просто грузопассажирские машины для спецперевозок составляют неотъемлемую часть современных ВВС. В совокупности общая потребность в них Военно-воздушных сил и авиации ВМФ России может приблизиться к сотне единиц, а то и превысить эту цифру. Теоретически в случае принятия соответствующего решения заказ нескольких десятков военных «туполевых» способен обеспечить загрузку производственных линий КАПО, а возможно, и Авиастара до конца этого десятилетия, оказавшись изрядным подспорьем для этого самолета, не избалованного пока крупными гражданскими заказами.
 
По своим ТТХ Ту-204/214 идеально подходит в качестве платформы для военного использования. Для того чтобы убедиться в этом, можно посмотреть, как применяются на Западе близкие по возможностям машины. Начнем с меньшего по размерам B-737, на основе которого построено немало военных самолетов:
 
Т-43 служит для подготовки штурманов в ВВС США, некоторые из этих самолетов были переоборудованы в пассажирские СТ-43 для перевозки личного состава;
 
SLAMMR – многофункциональный самолет, оснащенный мощной бортовой РЛС, может применяться в качестве транспортной и морской патрульной машины. Три таких «Боинга» проданы ВВС Индонезии;
 
C-40 Clipper, разработанный для замены C-9 Skytrain II. С-40В и С-40С используются ВВС США в качестве VIP-транспорта;
 
B-737 AEW&C, созданный в рамках программы Project Wedgetai. Этот самолет ДРЛО и У построен на основе «Боинга 737-700IGW», первым его заказчиком стали австралийские Королевские ВВС, кроме того, он экспортируется для ВВС Турции и Южной Кореи, ожидаются также поставки в Италию;
 
P-8 – многофункциональный самолет для авиации ВМС, разработанный на базе 737-800ERX – одного из самых тяжелых «737-х» (более 80 тонн взлетного веса), должен заменить в составе морской авиации США и их союзников легенду холодной войны – P-3 Orion, впервые поднявшийся в воздух в 1959 году. Только на P-8 ожидается не менее 100 заказов, в первую очередь от ВМС США.
 
Используются в военных целях и более крупные пассажирские «Боинги». Оставив в стороне легендарный четырехмоторник B-707, ставший основой для множества военных самолетов разного назначения – от заправщиков и спецтранспорта до АВАКСа и самолета радиоэлектронной разведки, обратим внимание на более современные B-757 и 767.
 
B-757, очень близкий Ту-204 по основным характеристикам, в варианте C-32 применяется ВВС США в качестве спецтранспорта. Он регулярно задействуется даже в роли «борта номер 1» – президенты Билл Клинтон, Джордж Буш-младший и нынешний хозяин Белого дома Барак Обама периодически отдают ему предпочтение вместо более крупного и дорогого в эксплуатации VC-25A, построенного на базе B-747. C-32 заменил выведенные из эксплуатации устаревшие С-37 (основа – B-707). С-32 имеет оборудование, позволяющее использовать его в качестве летающего командного пункта и самолета-ретранслятора.
 
Гигант B-767 (для военных целей, как правило, переоборудуется B-767-200 взлетным весом до 180 тонн) находит более разнообразное применение. На основе этого лайнера строятся ДРЛО и У Е-767 по заказу ВВС Японии, заправщики KC-767 для ВВС Италии, а в перспективе – для ВВС США вместо устаревшего КС-135 – модифицируемый в зависимости от задачи танкер-транспорт KC-767TT. Одним из самых амбициозных проектов, который не получил реализации, стал E-10 MC2A. Он должен был заменить в составе ВВС США сразу три ветерана: самолет ДРЛО и У E-3 Sentry, E-8 Joint STARS и RC-135 SIGINT. Однако ввиду больших затрат и технической сложности проекта Пентагон отказался от его реализации.
 
При этом нужно отметить, что спрос на такие машины постоянно возрастает. Смещение акцентов применения вооруженных сил развитых стран в сторону полицейских, миротворческих, гуманитарных и прочих «постколониальных» акций увеличивает потребность ВС в многоцелевых платформах обеспечения, распространенных и дешевых в эксплуатации, и здесь коммерческие лайнеры безальтернативны.
 
Перспективы российских аналогов
 
Ту-204 не последний отечественный среднемагистральный гражданский самолет. Одним из ключевых событий юбилейного, 10-го международного авиакосмического салона «МАКС-2011» стала презентация проекта нового среднемагистрального лайнера МС-21, разработку которого в рамках ОАК ведет ОАО «НПК «Иркут». На МАКСе были представлены салон и пилотская кабина перспективного лайнера и заключены контракты на поставку 78 самолетов общей стоимостью около шести миллиардов долларов.
 
МС-21 еще не взлетел, но в проект уже вложены очень большие деньги серьезных компаний, и можно сказать, что он достиг той стадии, когда его реализация становится неизбежной: вопрос только в том, насколько будут выдержаны заявленные сроки. Это главное отличие сегодняшней ситуации от обстановки 90-х – начала 2000-х годов, когда одно за другим принимавшиеся и с помпой объявлявшиеся решения о серийном производстве того или иного пассажирского лайнера оказывались на поверку не подкрепленными никакими юридически обязывающими документами и таким образом повисали в воздухе без реального финансового обеспечения.
 
Мнение экспертов
 
Вместе с тем, несмотря на хорошие перспективы серийного производства, вероятность его военного применения пока оценивается противоречиво. Правда, с чисто технической точки зрения, эксперты полагают, что такие возможности есть.
 
Руслан Пухов, руководитель Центра анализа стратегий и технологий:
 
– МС-21 имеет хорошие перспективы в качестве патрульной машины благодаря заявленному «черному крылу» (с использованием композитных материалов). Он лучше подходит для эксплуатации над морем, чем P-8A Poseidon, на котором пришлось решать проблему ускоренной коррозии крыла, и вполне может применяться в этом качестве. Сегодня в составе морской авиации около 20 Ил-38, а потребности в самолетах этого класса еще выше, поэтому с учетом модернизации Ил-38 гипотетический МС-21П, видимо, может рассчитывать на рынок в районе 20 машин для авиации ВМФ России как минимум.
 
Также вполне годится МС-21 и на роль мини-АВАКСа, машины подобного класса используются в этом качестве довольно активно. Единственная проблема, которая может здесь возникнуть, связана с основным разработчиком комплексов ДРЛО для нужд ВС России – концерном «Вега». Это старая советская фирма, очень консервативная, привыкшая к массогабаритам Ил-76, и она наверняка будет противиться новой платформе, настаивая на использовании в этом качестве нового Ил-476, производство которого сейчас налаживается в Ульяновске.
 
Для создания комплекса, который можно было бы разместить на борту МС-21, нужно объявить открытый тендер, что позволит в случае отказа «Веги» найти альтернативного разработчика. Такая машина имеет все шансы пользоваться спросом как со стороны ВВС РФ, так и на внешнем рынке.
 
Иван Кудишин, главный редактор еженедельника ЦАГИ «Авиационная и ракетная техника»:
 
– Перспективы МС-21 в качестве военного самолета можно оценить двояко. С одной стороны, он может использоваться в качестве платформы для ДРЛО и У, так как есть возможность оснастить ее радаром с активной ФАР. Сегодняшнее электронное оборудование достаточно компактно и не требует большого числа операторов, комплекс способен выполнять значительную часть функций автономно. Этот самолет будет соответствовать по своим возможностям целому ряду современных мини-АВАКСов, построенных на базе B-737, и даже меньших по размерам машин. Кроме того, в этом случае дальность полета МС-21, а следовательно, и продолжительность патрулирования может быть увеличена за счет большего объема топливных баков.
 
С другой стороны, в качестве патрульного самолета МС-21 представляется неоптимальным: схема низкоплана не позволяет расположить под крыльями подвесное вооружение и его придется убирать в отсек внутри фюзеляжа. Конечно, лучше ему найти место в районе центра масс аппарата, но в нашем случае он занят центропланом, и отсек придется размещать либо впереди, либо позади, что не очень хорошо с точки зрения компоновки. Для использования в этой роли можно было бы рассмотреть машину типа Ан-148/158 или модернизированный Ан-72.
 
Но международная кооперация и активное использование зарубежных технологий и комплектующих скорее заставляют дать отрицательный ответ на вопрос о перспективах военного применения МС-21 как минимум в текущих условиях.
 
При возможности закупок более крупного и целиком отечественного Ту-204/214 Минобороны неизбежно отдаст приоритет этой машине, которая сегодня значительно усовершенствовалась по сравнению с первоначальными вариантами. Вместе с тем судьба «Туполева» окажется под угрозой при отсутствии гражданских заказов, что как минимум грозит ростом цен на малосерийный продукт. Да, как указано выше, военный заказ может поддержать производство Ту-204/214, но он не должен быть единственным средством спасения этой программы. Для полноценного развития машины, имеющей возможность оставаться в производстве еще многие годы, нужны крупные заказы от гражданских авиакомпаний, причем не остающиеся в стадии «соглашения о намерениях», а превращающиеся в твердые реализуемые контракты.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer