Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Плановый полет закончился катастрофой


7 сентября 2011 года Максим Стругов, Константин Стерледев, КоммерсантЪ


Вчера недалеко от Перми, в 11 километрах от аэропорта Большое Савино, разбился истребитель-перехватчик МиГ-31. Погибли командир экипажа Сергей Столпянский и штурман-оператор Андрей Горбачев. По предварительной версии, катастрофа могла произойти из-за неполадок с системой подачи топлива. Полеты МиГ-31 ВВС России приостановлены.

МиГ-31 потерпел крушение около 8:55 утра, вскоре после взлета с аэродрома совместного базирования Большое Савино (в Перми городской гражданский аэропорт и боевая авиация делят между собой одну взлетно-посадочную полосу). Перехватчик под управлением командира эскадрильи подполковника Сергея Столпянского и штурмана-оператора майора Андрея Горбачева выполнял плановый полет в составе звена из четырех истребителей без ракетного вооружения на борту. Подполковник Столпянский был ведущим второй пары. Как рассказал силовикам летчик ведомого самолета, истребитель ушел в облака, но через некоторое время "вывалился" из них и от его двигателей тянулся шлейф черного дыма. В результате МиГ-31 с небольшим креном упал в поле. Он зацепил землю крылом и развалился на части. Экипаж погиб. По данным силовиков, подполковник Столпянский и майор Горбачев не предприняли попыток катапультироваться. 
 
Источники "Ъ" говорят, что полет проходил в сложных метеоусловиях — нижняя граница облачности, согласно сводке, составляла 150 метров. Специалисты утверждают, что полеты на небоевые задания по правилам безопасности разрешены при нижней кромке облачности не меньше 200 метров. "Скорее всего, пилоты не катапультировались, так как хотели убедиться, что самолет не упадет на людей, а когда они увидели землю, то времени покинуть машину уже не было",— предположил собеседник "Ъ". Бывший командир пермской авиабазы ВВС Валерий Григорьев назвал подполковника Столпянского настоящим асом: "Он пришел в полк при мне,— пояснил господин Григорьев.— Всю летную карьеру он провел на МиГ-31, сильный летчик, хороший командир. Ничего негативного сказать про него не могу". 
 
По факту катастрофы военно-следственный отдел СКР по Пермскому гарнизону возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ ("Нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее смерть человека"). Военные следователи намерены допросить руководителя полетов, технических специалистов, отвечавших за подготовку истребителя к полету. В рамках расследования уголовного дела будет проведена проверка качества авиатоплива, которым был заправлен упавший истребитель. 
 
Разбившийся МиГ-31 (серийный N 38400172635) был относительно молодым, по меркам нынешних российских ВВС, самолетом — постройки 1993-1994 годов. Он нес на борту номер "11" и имя "Михаил Гриб" — в честь известного летчика-фронтовика, удостоенного в 1942 году звания Героя Советского Союза. Церемония присвоения имени истребителю прошла 9 мая этого года, а незадолго до этого, по данным источников "Ъ", перехватчик проходил плановый ремонт на заводе в Ленинградской области. И теперь у следствия могут возникнуть вопросы и по поводу ремонта тоже. Военные летчики говорят, что, по предварительным данным, причиной катастрофы могли послужить технические неполадки в системе подачи топлива в двигатели. "Откровенно говоря, практически вся военная авиация летает на старье,— говорит один из них,— двигатели на разбившемся "МиГе" были "подуставшие"". 
 
С 2000 года ВВС России потеряли в авариях и катастрофах семь перехватчиков этого типа (правда, человеческих жертв удавалось избегать: последняя гибель летчика на МиГ-31 случилась как раз 11 лет назад). А пермская авиагруппа ВВС потеряла уже второй "МиГ" за десять месяцев. 19 ноября 2010 года при выполнении планового полета разбился самолет с бортовым номером "18" под управлением Станислава Коваленкова и Дмитрия Медведкина. Тогда, выполнив фигуру пилотажа "горка", при выходе из нее выполнением "полубочки" самолет потерял скорость и свалился в "плоский штопор". Оба пилота катапультировались на высоте около 3,5 тыс. метров. Происшествие разбирала комиссия, а вся служба пермской авиабазы подверглась тщательной проверке. И через некоторое время следственный комитет заявил, что "по результатам расследования, которое провела служба безопасности полетов авиации вооруженных сил РФ, при выполнении маневрирования летчики допустили нарушения техники пилотирования". Ущерб от катастрофы подсчитали по остаточной стоимости "МиГа" — 131 млн руб. Уголовное дело по ст. 351 УК РФ ("Нарушение правил полетов или подготовки к ним") не заставило себя ждать. Оба летчика были отстранены от полетов и допрашивались в качестве подозреваемых, но настаивали и продолжают настаивать на том, что все тогда случилось из-за резкого падения тяги одного из двигателей. 
 
Как хорошо помнят пермские авиаторы, спасшихся летчиков тогда обвиняли чуть ли не в трусости, хотя при "плоском штопоре" машину положено покидать уже на высоте 6 тыс. метров. "Неудивительно, что после всех этих разговоров подполковник Столпянский сегодня тянул до последнего",— говорит собеседник "Ъ".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer