Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Плановый полет закончился катастрофой


7 сентября 2011 года Максим Стругов, Константин Стерледев, КоммерсантЪ


Вчера недалеко от Перми, в 11 километрах от аэропорта Большое Савино, разбился истребитель-перехватчик МиГ-31. Погибли командир экипажа Сергей Столпянский и штурман-оператор Андрей Горбачев. По предварительной версии, катастрофа могла произойти из-за неполадок с системой подачи топлива. Полеты МиГ-31 ВВС России приостановлены.

МиГ-31 потерпел крушение около 8:55 утра, вскоре после взлета с аэродрома совместного базирования Большое Савино (в Перми городской гражданский аэропорт и боевая авиация делят между собой одну взлетно-посадочную полосу). Перехватчик под управлением командира эскадрильи подполковника Сергея Столпянского и штурмана-оператора майора Андрея Горбачева выполнял плановый полет в составе звена из четырех истребителей без ракетного вооружения на борту. Подполковник Столпянский был ведущим второй пары. Как рассказал силовикам летчик ведомого самолета, истребитель ушел в облака, но через некоторое время "вывалился" из них и от его двигателей тянулся шлейф черного дыма. В результате МиГ-31 с небольшим креном упал в поле. Он зацепил землю крылом и развалился на части. Экипаж погиб. По данным силовиков, подполковник Столпянский и майор Горбачев не предприняли попыток катапультироваться. 
 
Источники "Ъ" говорят, что полет проходил в сложных метеоусловиях — нижняя граница облачности, согласно сводке, составляла 150 метров. Специалисты утверждают, что полеты на небоевые задания по правилам безопасности разрешены при нижней кромке облачности не меньше 200 метров. "Скорее всего, пилоты не катапультировались, так как хотели убедиться, что самолет не упадет на людей, а когда они увидели землю, то времени покинуть машину уже не было",— предположил собеседник "Ъ". Бывший командир пермской авиабазы ВВС Валерий Григорьев назвал подполковника Столпянского настоящим асом: "Он пришел в полк при мне,— пояснил господин Григорьев.— Всю летную карьеру он провел на МиГ-31, сильный летчик, хороший командир. Ничего негативного сказать про него не могу". 
 
По факту катастрофы военно-следственный отдел СКР по Пермскому гарнизону возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ ("Нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее смерть человека"). Военные следователи намерены допросить руководителя полетов, технических специалистов, отвечавших за подготовку истребителя к полету. В рамках расследования уголовного дела будет проведена проверка качества авиатоплива, которым был заправлен упавший истребитель. 
 
Разбившийся МиГ-31 (серийный N 38400172635) был относительно молодым, по меркам нынешних российских ВВС, самолетом — постройки 1993-1994 годов. Он нес на борту номер "11" и имя "Михаил Гриб" — в честь известного летчика-фронтовика, удостоенного в 1942 году звания Героя Советского Союза. Церемония присвоения имени истребителю прошла 9 мая этого года, а незадолго до этого, по данным источников "Ъ", перехватчик проходил плановый ремонт на заводе в Ленинградской области. И теперь у следствия могут возникнуть вопросы и по поводу ремонта тоже. Военные летчики говорят, что, по предварительным данным, причиной катастрофы могли послужить технические неполадки в системе подачи топлива в двигатели. "Откровенно говоря, практически вся военная авиация летает на старье,— говорит один из них,— двигатели на разбившемся "МиГе" были "подуставшие"". 
 
С 2000 года ВВС России потеряли в авариях и катастрофах семь перехватчиков этого типа (правда, человеческих жертв удавалось избегать: последняя гибель летчика на МиГ-31 случилась как раз 11 лет назад). А пермская авиагруппа ВВС потеряла уже второй "МиГ" за десять месяцев. 19 ноября 2010 года при выполнении планового полета разбился самолет с бортовым номером "18" под управлением Станислава Коваленкова и Дмитрия Медведкина. Тогда, выполнив фигуру пилотажа "горка", при выходе из нее выполнением "полубочки" самолет потерял скорость и свалился в "плоский штопор". Оба пилота катапультировались на высоте около 3,5 тыс. метров. Происшествие разбирала комиссия, а вся служба пермской авиабазы подверглась тщательной проверке. И через некоторое время следственный комитет заявил, что "по результатам расследования, которое провела служба безопасности полетов авиации вооруженных сил РФ, при выполнении маневрирования летчики допустили нарушения техники пилотирования". Ущерб от катастрофы подсчитали по остаточной стоимости "МиГа" — 131 млн руб. Уголовное дело по ст. 351 УК РФ ("Нарушение правил полетов или подготовки к ним") не заставило себя ждать. Оба летчика были отстранены от полетов и допрашивались в качестве подозреваемых, но настаивали и продолжают настаивать на том, что все тогда случилось из-за резкого падения тяги одного из двигателей. 
 
Как хорошо помнят пермские авиаторы, спасшихся летчиков тогда обвиняли чуть ли не в трусости, хотя при "плоском штопоре" машину положено покидать уже на высоте 6 тыс. метров. "Неудивительно, что после всех этих разговоров подполковник Столпянский сегодня тянул до последнего",— говорит собеседник "Ъ".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer