Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наш хоккей остался без "Локомотива"


8 сентября 2011 года Александр Габуев, Сергей Машкин, Алексей Доспехов, КоммерсантЪ


Вчера в Ярославле после открытия политического форума, в котором сегодня должен принять участие президент РФ Дмитрий Медведев, разбился Як-42Д, перевозивший одну из лучших хоккейных команд России — "Локомотив". Из 45 человек выжили только бортинженер и один из хоккеистов. По предварительным данным, катастрофа произошла из-за неисправности, возникшей в момент разгона воздушного судна. Лайнер оторвался от земли в самом конце взлетно-посадочной полосы и вскоре рухнул в излучину Волги, сбив мачту курсового радиомаяка.

"Мне показалось, что самолет взорвался в воздухе"
 
Весь вчерашний день ярославский аэропорт Туношна, созданный на базе бывшего военного аэродрома, работал в усиленном режиме, обслуживая помимо обычных рейсов самолеты с участниками и гостями 3-го Мирового политического форума. 
 
Около 16 часов на взлетку вырулил Як-42, принадлежащий авиакомпании "Як-Сервис", на борту которого находились члены ХК "Локомотив" и экипаж из семи человек. Самолет должен был отправиться в Минск, где "Локомотиву" предстояло провести матч регулярного чемпионата КХЛ с местным "Динамо". Диспетчер аэропорта, выслушав доклад командира воздушного судна Андрея Солонцева о готовности машины и экипажа, дал разрешение на взлет. Следующий сеанс связи должен был состояться, когда самолет наберет высоту 200 м: командиру предстояло связаться с другим диспетчером, контролирующим процесс набора высоты. 
 
Однако, как рассказали "Ъ" сотрудники Туношны, разгоняясь по взлетно-посадочной полосе, длина которой (3 тыс. м) позволяет принимать и отправлять даже тяжелые транспортные самолеты типа "Руслан", Як-42 проскочил так называемую точку отрыва. В воздух самолет поднялся в самом торце полосы, уже цепляя шасси грунт. Во всяком случае, по словам очевидцев, из-под колес Як-42 в конце разбега уже поднималась пыль. 
 
Свидетели утверждают, что набрать высоту машина так и не смогла: оторвавшись от земли всего на несколько метров, самолет начал заваливаться на левое крыло. Затем снес мачту ближнего приводного радиомаяка, расположенную в 450 м от конца полосы, и рухнул на берег Волги. При ударе самолет развалился на части. Его хвост оказался на берегу, а горящий фюзеляж с пассажирами и членами экипажа — в воде. 
 
Одной из первых на место катастрофы приехала фельдшер местной туношенской райбольницы Наталья Панова. "Я была на дежурстве и смотрела в окно,— рассказала фельдшер.— Там (от больницы.— "Ъ") метров 200-300 до берега. Вдруг вижу горящий самолет. Мне показалось, что он взорвался прямо в воздухе и упал. Я, как была в тапочках, сразу побежала к скорой, и мы вместе с водителем поехали туда". По словам фельдшера, пока они ехали на место, прогремели еще два взрыва. Полицейские потом сказали Наталье Пановой, что взорвались топливные баки. "На месте уже были местные жители,— рассказывает фельдшер.— Один из них бросился в воду и среди тел нашел живого. Это был бортмеханик Александр Сизов. У него был перелом правого бедра и правой ноги. Скальпированная рана головы и ожоги лица. Он был в состоянии болевого шока и ничего не говорил. Мы оказали ему первую помощь и отправили на подъехавшей из Ярославля скорой в больницу". Еще одного выжившего, нападающего "Локомотива" Александра Галимова, подобрал местный рыбак и на моторной лодке повез в Ярославль. Получивший множественные травмы и ожоги 80% поверхности тела хоккеист, как сообщили вчера вечером врачи, был прооперирован, но его состояние остается крайне тяжелым. 
 
Полиция, как утверждают очевидцы, приехала на место уже после врачей и спасателей-добровольцев. Побывал там по поручению президента и первый заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков, принимавший участие в форуме. По словам очевидцев, осмотрев обломки, господин Сурков сказал кому-то из сопровождающих его чиновников: "Занесите в iPad, чтобы не потерялось". 
 
Як-42 не дотянул месяц до ремонта
 
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта"). Весь вчерашний день следователи осматривали место катастрофы, а также проводили выемки документов в авиакомпании "Як-Сервис" (в самой компании от комментариев воздержались). В Росавиации сообщили, что разбивший Як-42 был выпущен в 1993 году. Сертификат летной годности у воздушного судна заканчивался в октябре этого года, после чего ему предстояло пройти ремонт. 
 
Последний комплексный осмотр этого самолета был проведен 16 августа 2011 года в Казани, оперативный — перед вылетом из Ярославля. По данным Росавиации, Як-42 провел в воздухе совсем немного — 6233 часа при норме в 15 тыс. Совершил 2997 посадок. В ходе использования серьезных поломок у него отмечено не было, а ремонт предстоял исключительно "по возрасту" — через 18 лет после начала эксплуатации. 
 
В СКР говорят, что в ходе расследования трагедии будут изучены все возможные версии, но опираться следствие будет на выводы технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета, сотрудники которого только приступили к осмотру обломков. В ближайшее время, как сообщили в МАК, им предстоит изучить показания параметрического самописца, фиксировавшего параметры недолгого полета и действия экипажа. Только после этого появятся предварительные выводы о причинах трагедии. 
 
Пилоты, летающие на Як-42, полагают, что причиной катастрофы могла стать проблема с силовыми установками, "спонтанно" возникшая при разгоне воздушного судна. По их словам, до так называемой точки принятия решения о взлете двигатели наверняка работали в штатном режиме максимальной мощности. Во всяком случае, считают они, если бы сбой произошел в начале разгона, опытный командир воздушного судна наверняка сбросил бы тягу двигателей и начал торможение. Как полагают собеседники "Ъ", проблема, скорее всего, застигла экипаж врасплох, когда скорость превысила 200 км/ч. В этом случае самолет, даже начав экстренное торможение, уже не смог бы остановиться в пределах полосы. Согласно руководству по летной эксплуатации Як-42, отрыв переднего шасси производится при скорости 215 км/ч. Для набора высоты требуется 420 км/ч, которые, по версии пилотов, неисправные двигатели самолетов уже не вытянули, что и привело к сваливанию на левое крыло. К числу возможных "спонтанных" проблем при взлете пилоты относят такие, например, как помпаж, заброс (резкое повышение температуры в двигателях), падение давления масла или топлива. Не исключают они и попадание в воздухозаборники птиц. Наконец, возможна и роковая ошибка экипажа, по каким-то причинам проскочившего точку безопасного отрыва и решившего компенсировать это за счет увеличения тяги двигателей и более крутого подъема, которые Як-42 просто не смог преодолеть. 
 
 
Катастрофа пересекла границы
 
Трагедия под Ярославлем стала страшным ударом для Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Президент КХЛ Александр Медведев сообщил о ней во время открывавшего сезон матча в Уфе между местным "Салаватом Юлаевым" и "Атлантом" — он начался практически одновременно с первыми известиями об авиакатастрофе. Господин Медведев дважды обращался к зрителям уфимского дворца. В первый раз — чтобы за пять минут до окончания стартового периода рассказать о трагедии и объявить минуту молчания. В следующий — через несколько минут, чтобы сообщить о том, что матч продолжен не будет. "В каждой команде есть близкие друзья, многие потеряли своих близких. В этой ситуации игроки просят принести вам извинения за то, что не видят возможности доиграть этот матч",— заявил Александр Медведев. 
 
Извиняться было не за что. Кажется, подавляющее большинство болельщиков, узнав, что случилось, сами были не готовы дальше смотреть хоккей. У многих на трибунах — и женщин, и мужчин — глаза моментально стали влажными от слез. 
 
"Локомотив" был одной из самых сильных и самых любимых команд в России. Он трижды становился чемпионом страны еще в те годы, когда не существовала КХЛ,— в 1997-м (называясь "Торпедо"), а также 2002-м и 2003-м. В новой лиге, объединившей российские и зарубежные команды, на матч с одной из которых и летели вчера железнодорожники, "Локомотив" тоже находился на ведущих ролях. В течение всех трех сезонов ее существования он добирался как минимум до полуфинала Кубка Гагарина. Клуб, который всегда был примером органичного сочетания силового и комбинационного хоккея, грамотной селекции, умной работы с молодежью (по продуктивности его школа была среди лучших в России), входил в число главных фаворитов чемпионата и в нынешнем сезоне. 
 
Среди пассажиров, зарегистрированных вчера на рейс Ярославль—Минск,— сразу несколько игроков в разное время, в том числе в последние годы, привлекавшихся в российскую сборную или, по крайней мере, входивших в расширенный круг кандидатов в национальную команду: Иван Ткаченко, Геннадий Чурилов, Андрей Кирюхин Александр Калянин, Александр Васюнов, несколько подававших большие надежды недавних юниоров, перешедший на тренерскую работу Александр Карповцев, звезда отечественного хоккея прошлого и позапрошлого десятилетий... 
 
Но трагедия затронула не только Россию. В списке пассажиров разбившегося рейса значились и иностранцы. Этим летом пост главного тренера "Локомотива" занял канадец Брэд Маккримон. Йозеф Вашичек, Ян Марек и Карел Рахунек были лидерами сборной Чехии, Павол Демитра — сборной Словакии, Карлис Скрастиньш — сборной Латвии, Руслан Салей — сборной Белоруссии, а Стефан Лив — голкипером сборной Швеции. И нет ничего удивительного, что соболезнования семьям погибших вчера приходили даже из Америки — от хоккеистов НХЛ: и россиян, и канадцев, и финнов. 
 
Вчера обещали не бросить ярославский хоккей в трудную минуту Александр Медведев, президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк, глава ОАО РЖД Владимир Якунин, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. Все обещали приложить максимум усилий для возрождения "Локомотива". Но абсолютно очевидно, что, если оно и состоится, то очень нескоро. 
 
Теперь руководителям КХЛ предстоит принять решение, менять или нет формат сезона в связи с катастрофой. Источник "Ъ" в лиге рассказал, что "на данный момент можно с уверенностью говорить лишь о переносе двух матчей — "Салават Юлаев"—"Атлант" и "Динамо" (Минск)—"Локомотив"". Остальные матчи, запланированные на ближайшие дни, по его словам, должны состояться, но без развлекательной программы. 
 
Сокращать или нет количество команд в КХЛ с 24 до 23, то есть до цифры прошлого сезона, должно решить совещание с участием руководителей лиги, а также всех ее клубов. Предполагается, что оно будет организовано в ближайшие дни. 
 
Как стало известно "Ъ", в КХЛ все-таки рассматривают возможность участия ярославского клуба в чемпионате. Один из вариантов — разрешить ему заявить на первенство молодежный состав. Второй — опробовать процедуру, применяющуюся в североамериканских лигах при вступлении в них новых команд: именно на нее указал долго игравший в НХЛ председатель совета директоров КХЛ Вячеслав Фетисов. Речь идет о так называемом драфте расширения. Каждая команда лиги имеет право "защитить" половину игроков своего основного состава. С любым из "незащищенных" новичок может подписать контракт.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer